"Черное золото" Венесуэлы. Кому достанется нефть после свержения Мадуро и чем это грозит РФ
Добыча нефти в Венесуэле (фото: Getty Images)
Спецоперация США в Венесуэле практически не отразилась на нефтяном рынке. Но если все пойдет по плану Вашингтона, то уже в скором времени США смогут увеличить потери российского бюджета.
Главное:
- Как нефтерынок отреагировал на спецоперацию в Венесуэле?
- Почему в Венесуэле добывают мало нефти?
- В чем особенность венесуэльской нефти?
- Выгодно ли США развивать добычу нефти в Венесуэле?
- Почему в России боятся США на венесуэльском рынке нефти?
Экспорт венесуэльской нефти уже несколько дней практически парализован. Это результат спецоперации США в Каракасе, где 3 января президент страны Николас Мадуро и его жена Силия Флорес были схвачены и вывезены в США. Там они находятся под стражей из-за обвинения в наркотерроризме и коррупции.
В результате спецоперации был прекращен лишь экспорт нефти. Мощности по ее добыче не пострадали от обстрелов, которые велись по порту и военным объектам Каракаса.
“Несколько судов, недавно загрузивших сырую нефть и топливо для пунктов назначения, включая США и Азию, не вышли в море, а другие, ожидавшие загрузки, покинули порт пустыми. В субботу в главном нефтяном порту страны Хосе загрузка танкеров не производилась”, - сообщает Reuters.
Рынок не колебался
Мировой нефтяной рынок очень слабо отреагировал на события в Венесуэле. Цены на нефть Brent упали на 1,2% - до 60 долларов за баррель вскоре после открытия торгов в понедельник. Позже цена несколько выросла, достигнув 61,21 доллара.
Главный аналитик и руководитель исследовательского отдела A/S Global Risk Management Арне Ломанн Расмуссен оценил, что на нефть марки Brent цены вырастут всего примерно на 1-2 доллара, или даже меньше, когда фьючерсные торги откроются в воскресенье вечером. Он прогнозирует, что на текущей неделе цена на нефть марки Brent даже немного снизится.
“Несмотря на то, что это масштабное геополитическое событие, от которого обычно ожидают позитивных последствий или повышения цен на нефть, суть в том, что на рынке по-прежнему слишком много нефти, и именно поэтому цены на нефть не взлетят до небес”, – считает Расмуссен.
Причина спокойствия рынков в том, что Венесуэла, которая хотя и занимает первое место по запасам нефти (более 300 млрд баррелей), добывает лишь 1% от мирового показателя. Экспорт – около 1 млн баррелей в сутки, идет в основном в Китай, Индию и на Кубу.
Такая ситуация стала результатом санкций США, которые начали постепенно вводить еще с 2006 года, когда страной правил Уго Чавес. Тогда США обвинили власти Венесуэлы в нарушении прав человека. 
Бывший президент Венесуэлы Уго Чавес (фото: Getty Images).
“Страна под санкциями и поэтому у них нет технологических возможностей инвестировать в нефтедобычу. В итоге - они не используют свой потенциал”, - отметил в комментарии РБК-Украина директор энергетических программ "Центра Разумкова" Владимир Омельченко.
Миллион баррелей добычи - это не тот объем, который может как-то повлиять на мировой рынок. “Такой объем можно легко заместить нефтью из Саудовской Аравии и ОАЭ”, - отметил эксперт.
За почти 20 лет санкции только усиливались. В период своего первого президентского срока Дональд Трамп впервые заговорил о военном варианте решения проблем Венесуэлы и ужесточил санкции, запретив покупку облигаций, выпущенных правительством Венесуэлы и национальной нефтяной компанией PDVSA.
В 2019 году Вашингтон ввел нефтяное эмбарго в отношении Венесуэлы и заморозил все активы ее правительства в США. Вашингтон предъявил обвинения Николасу Мадуро и четырнадцати его соратникам обвинения в контрабанде наркотиков.
Нефтяные вышки Венесуэлы (фото: Getty Images).
В ноябре экспорт нефти Венесуэлой составлял 950 тыс. баррелей в сутки. В декабре, после того как США объявили о блокаде входа и выхода танкеров из этой страны, экспорт сократился вдвое. Таким образом, рынок фактически не заметил потерю венесуэльской нефти.
Наркотики или нефть?
США официально причиной спецоперации называют борьбу с наркотрафиком из Венесуэлы. Но может быть еще одна причина - установление контроля над нефтедобычей в этой стране.
“Я думаю, ExxonMobil и Chevron, у которого есть интересы в Венесуэле, другие американские компании в этом очень заинтересованы”, - отметил российский оппозиционный эксперт в области нефтегазового рынка Михаил Крутихин.
Особенность венесуэльской нефти в том, что она сверхтяжелая и вязкая. Процесс ее добычи и переработки дорогой. Но она нужна для производства битумов, мазута, смазочных материалов и в нефтехимии. Ее перерабатывают в синтетическую нефть для получения качественного бензина, дизеля и других нефтепродуктов, включая пластмассы, косметику и лекарства. Сверхтяжелую нефть для дальнейшей переработки необходимо разбавлять более легкой нефтью, которую Венесуэла вынужденно импортирует. Эта особенность усложняет использование местного сырья на мировом рынке.
Пока американские компании вынуждены увеличивать импорт тяжелой нефти из Канады и стран Персидского залива, отмечает Крутихин. Поэтому они заинтересованы иметь источники такой нефти ближе и под полным контролем.
По мнению Омельченко, в перспективе, если США достигнут своей цели и ситуация в Венесуэле стабилизируется, то за 3-4 года объем добычи нефти может увеличиться до 3-4 млн баррелей в сутки и заместить 50% российской нефти. Но это не будет быстро, отметил эксперт.
Президент США Дональд Трамп (фото: Getty Images).
Правда, пока планы США не очевидны, хотя Трамп уже призвал американские компании “вливать” деньги в развитие нефтяной инфраструктуры Венесуэлы.
Увеличение добычи нефти может опустить нефтяные цены, что невыгодно для американских компаний. Но США все-таки хотят контролировать рынок, и поэтому получив доступ к нефтедобыче в Венесуэле, смогут влиять на цены в зависимости от ситуации.
“Когда надо, они смогут снижать цены на нефть, регулируя добычу. Когда не надо, когда цены проседают, они могут снижать их. И будут лидерами на рынке в перспективе”, - отметил Омельченко.
Однако, это может произойти лишь в том случае если США реализуют свой план в полной мере. “Мы уже видели примеры Ирака, когда США быстро провели операцию по ликвидации власти Саддама Хусейна. Сначала все было хорошо, а потом они потеряли контроль над Ираком и не получили выгоды. То же самое и в Афганистане. Мы не знаем, что будет в Венесуэле. Нельзя исключать такого же сценария - быстрая победа а потом застревание в партизанской войне и все может закончиться для США плохо. Такой сценарий реалистичный, поскольку в Южной америке не очень любят американцев”, - отметил Омельченко.
Удар по РФ будет в любом случае
Крутихин считает, что в Венесуэле во второй половине 20-х годов наверняка будет происходить некоторое, пусть даже слабое возрождение нефтяной отрасли. То есть повысится объем нефти который она будет добывать и экспортировать. Пусть незначительно, но с перспективой серьезного роста добычи, и соответственно снижения цены. Для России такой вариант однозначно негативный.
“Все сценарии по Венесуэле говорят, что в краткосрочной и тем более в долгосрочной перспективе, Венесуэла будет добывать больше нефти. Для россии это отрицательное явление”, - отметил он.
Российский бизнесмен Олег Дерипаска уже бьет тревогу. Он боится, что США хотят сбить цену российской нефти до 50 долларов за баррель.
Российский бизнесмен Олег Дерипаска (фото: Getty Images).
“Если наши американские “партнеры” доберутся до нефтяных месторождений Венесуэлы (а до месторождений Гайаны они уже добрались), под их контролем окажется больше половины мировых запасов нефти. И, по-видимому, в их планах – следить за тем, чтобы цена нашей нефти не повышалась выше 50 долларов за баррель”, - заявил он.
Тем временем, в РФ, понимая, что санкционное давление будет увеличиваться, а нефтяные доходы - сокращаться, в конце прошлого года уже приняли решение о постепенном снижении базовой цены нефти.
В 2030 году она прогнозируется на уровне 55 долларов за баррель, при том, что в прошлом году была 60 долларов. С 2031 года ожидают рост цены на 2% в год. Но если операция США завершится удачно, то вероятно прогноз придется пересматривать.