Подмена хозяйственного риска уголовным умыслом на примере "газового дела" Дубневича
Адвокат об усилении тенденции к криминализации хозяйственных отношений (Getty Images)
Как в Украине усиливается тенденция к криминализации хозяйственных отношений, и почему следствие квалифицирует обычные бизнес-соглашения как преступление, – в колонке адвоката Владимира Богатыра.
Nullum crimen sine damno sociali magis quam minimo
Нет преступления без общественной вредности, большей минимальной
Правоприменительная практика демонстрирует угрожающую тенденцию к ретроспективной криминализации хозяйственных отношений, которые долгое время считались легитимными и осуществлялись в полном соответствии с регуляторными нормами.
В рамках этой тенденции правомерная деятельность субъектов хозяйствования переквалифицируется в "создание видимости законности", где субъективная интерпретация следствия подменяет собой объективные критерии состава преступления.
Газовая "схема"
В течение длительного периода хозяйственная деятельность двух теплоэлектроцентралей во Львовской области – в Новом Роздоле и Новояворовске – функционировала по законодательно урегулированной модели.
В четвертом квартале готовился пакет документов в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, где обосновывались расходы предприятий и предлагались тарифы на следующий год. НКРЭ рассматривала эти материалы и принимала постановление об утверждении тарифов на отпуск тепловой и электрической энергии.
На основании установленных тарифов ТЭЦ заключали договоры купли-продажи природного газа с НАК "Нафтогаз Украины". Газ поставлялся, потреблялся в производственном процессе, а его оплата производилась в соответствии с условиями подписанных соглашений. Часть ресурса шла на производство тепловой энергии для населения, другая – на генерацию реализуемой на рынке электроэнергии.
Этот последовательный алгоритм действий, составлявший стандартный операционный цикл предприятий, впоследствии подвергся кардинально иной правовой оценке со стороны правоохранительных органов, инкриминировавших ему преступный характер.
В 2016 году правоохранительные органы выдвинули тезис, согласно которому описанная модель хозяйствования на самом деле была преступной схемой и направленной на незаконное завладение природным газом.
Это создавало предпосылки для получения большего ресурса по льготной цене. По версии обвинения часть газа, полученного по льготной цене для нужд населения, фактически использовалась нецелевым образом – для производства электроэнергии с ее последующей реализацией по рыночному тарифу.
Поэтому, согласно версии следствия, формально законные процедуры использовались для маскировки или создания видимости фактического присвоения энергетического ресурса.
Именно эта версия была положена в основу уголовного преследования должностных лиц теплоэлектроцентралей. Позже к числу подозреваемых приобщили народного депутата Ярослава Дубневича, который был среди совладельцев и бенефициаров ТЭЦ. Из-за его статуса подследственность производства перешла в Национальное антикоррупционное бюро.
Действия народного депутата были квалифицированы как организация завладения имущества (природного газа) в особо крупных размерах (ч. 3 ст. 27 ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса). После многих лет расследования правоохранители собрали три сотни томов материалов и в конце концов составили и направили в суд обвинительный акт.
Без пострадавшего
Фундаментальной предпосылкой правового анализа этого дела является доктринальное разграничение между хозяйственным риском, имманентным любой предпринимательской деятельности и уголовно-противоправным умыслом на завладение чужим имуществом.
Методики определения тарифов тоже нередко становятся предметом дискуссий или конфликтов между бизнесом и регулятором. Такие обстоятельства способны привести к спорам, разрешаемым в административном или хозяйственном порядке. Однако сами по себе они не равны незаконному завладению имуществом.
Это создает фундаментальную правовую коллизию, когда состав преступления предусмотренный ст.191 УК является материальным и требует наличия вреда, однако единственный идентифицированный субъект, которому этот вред мог быть причинен, не признает себя потерпевшим.
В частности, в графе обвинительного акта "Анкетные ведомости потерпевшего в уголовном производстве" значится такая запись: "В уголовном производстве потерпевшие отсутствуют".
Ст. 191 УК устанавливает ответственность за преступление против собственности. Научно-практический комментарий к этой статье объясняет, что присвоение состоит в противоправном и безвозмездном изъятии (содержании, невозвращении) виновным чужого имущества, которое находилось в его правомерном владении, с намерением в дальнейшем обратить его в свою пользу или пользу третьих лиц.
В результате присвоения чужого имущества виновный начинает незаконно владеть и пользоваться изъятым имуществом.
Поэтому объектом является именно это право, которое может принадлежать физическому или юридическому лицу, территориальному обществу или государству. В отличие от других преступлений (например, против публичного порядка или безопасности, где ущерб "распылен" и касается неопределенного круга лиц), при завладении имуществом всегда существует конкретный потерпевший. Собственно, поэтому такие преступления и не существуют без него.
Все дело в том, что в финансовой отчетности НАК "Нафтогаз" вообще отсутствуют сведения об убытках, якобы нанесенных ее операциями по ТЭЦ. Таким образом, возникает правовой нонсенс, когда юридическое лицо, определенное обвинением как потерпевшая сторона, не подтверждает в своей финансовой отчетности наличие ущерба, являющегося материальной основой инкриминируемого преступления.
Как же тогда был рассчитан ущерб? Методология, примененная следствием для вычисления вреда, сомнительна. Она заключается в сравнении фактически уплаченной стоимости газа с гипотетической стоимостью, рассчитанной на основе предположений следствия по "правильному" использованию ресурса.Полученная разница была квалифицирована как ущерб.
Недостоверные сведения
И действительно, как именно все должно было быть? Это может дать понимание объективной стороны. В центре фабулы обвинения – "неправильные" хозяйственные договоры между теплоэлектроцентралями и НАК "Нафтогаз Украины", в основе которых лежат первичные недостоверные сведения и ложные расчеты.
Указанный метод расчета противоречит доктрине уголовного права, согласно которой ущерб должен быть реальным, то есть представлять собой фактическое уменьшение активов потерпевшего, а не гипотетическим, являющимся по существу моделированием упущенной выгоды, не являющейся объектом преступлений против собственности по ст. 191 УК Украины.
Сторона обвинения, используя формулировку о "создании документальной видимости", фактически признает, что формально-юридическая сторона хозяйственных операций соответствовала установленным процедурам.
Компании обращались к регулятору, получали утвержденный тариф, после чего заключали с "Нафтогазом" сделки купли-продажи. По этим соглашениям определялись объемы и цена, проводились расчеты, подписывались акты приемки-передачи. Все это – полноценная юридическая цепь, которая предоставляла предприятиям право владеть и пользоваться полученным ресурсом.
Попытка квалифицировать договорное правоотношение как "незаконное завладение" противоречит самой гражданско-правовой природе договора. Когда поставщик и потребитель заключают соглашение, а государство в лице НКРЭ утверждает тариф, то собственность на газ переходит правомерно.
Сам факт выполнения договоров – с оплатой и оформлением документов – исключает признаки присвоения, как его понимает уголовное право.
Однако обвинительный акт делает акцент не на договорах, а на исходных данных, ложившихся в основу тарифообразования. Следствие утверждает, что компании ежегодно подавали "заведомо ложные сведения" относительно объемов потребления газа по направлениям и его себестоимости. На этом основании делается вывод, что утвержденные тарифы были неправильными, а значит, и договоры с "Нафтогазом" заключались с нарушением.
Центральный тезис обвинения о представлении "заведомо ложных сведений" является уязвимым для критики с нескольких фундаментальных правовых позиций.
Во-первых, проверка подлинности поданных расчетов – это компетенция самого регулятора. НКРЭ рассматривала представленные материалы, проводила анализ и принимала постановления. То есть государство в лице уполномоченного органа подтверждало правомерность расчетов.
Следовательно, уголовное производство в данном случае de facto выполняет функцию неправомерной ревизии административных актов профильного государственного регулятора, выходящего за пределы компетенции органов досудебного расследования и нарушающего принцип стабильности решений субъектов властных полномочий.
Во-вторых, экономические расчеты в области энергетики всегда содержат элемент прогноза. Себестоимость ресурса зависит от многих переменных – курса валюты, цен, расходов на транспортировку и т.д. В условиях рыночной волатильности расхождение между прогностическими расчетами и фактическими экономическими показателями является объективным проявлением хозяйственного риска, а не доказательством преднамеренного введения в заблуждение.
В-третьих, в материалах обвинительного акта отсутствуют конкретные примеры документов, демонстрирующих сознательное извращение данных. Используется общая формула: "содержали недостоверные сведения". Но какие именно показатели, в каких отчетах, в каком объеме – не конкретизировано. Такая неопределенность делает невозможным проверку этих утверждений и делает их больше похожими на предположения, чем на доказательства.
В конце концов, даже если предположить, что в расчетах были неточности, это не изменяет факт правомерности заключенных договоров. "Нафтогаз" поставлял газ, предприятия его потребляли и оплачивали. Все стороны действовали в рамках нормативно определенных процедур.
Таким образом, центральный тезис обвинения о недостоверных сведениях не имеет самостоятельного значения без доказывания умысла и конкретных доказательств. По сути аргументация обвинения подменяет собой уголовно-правовой анализ критикой регуляторной политики в сфере энергетики, выводящей дискурс за пределы предмета доказывания в уголовном производстве
Видимость преступления
Обвинительный акт по "газовому делу" демонстрирует замену понятий. Действия, которые имели признаки обычных хозяйственных отношений – заключение договоров, утверждение тарифов, определение объемов газа по соответствующим направлениям использования, снабжение ресурсом и проведение расчетов – описаны как объективная сторона состава преступления.
В деле отсутствуют два ключевых элемента материального состава преступления, а именно объективно подтвержденный вред и процессуально признанный потерпевший. Такой подход не только нивелирует доктринальные основы уголовного права, но и разрушает фундаментальную границу между хозяйственным спором и уголовным преступлением, превращая предпринимательство в перманентно рискованную с правовой точки зрения деятельность.
Необходимый элемент – вред – не подтвержден самим предприятием, которому следователи приписали ущерб. Более того, нет даже потерпевшего в преступлении, состав которого материальный. Такой подход разрушает границу между правом и экономикой и именно таким образом обычная коммерческая деятельность превращается в противоправную деятельность.
Ключевой концепт обвинения о "создании видимости законности" парадоксальным образом отражает его собственные методы, а через оценочные суждения и гипотетические расчеты конструируется "видимость преступления" там, где отсутствуют его ключевые материальные элементы – потерпевший и реальный ущерб.
Единственный способ избежать этого – четкое разграничение сфер. Хозяйственные вопросы должны решаться в области экономических отношений и регуляторной политики. Административные – в рамках надзорных и контрольных процедур.
Применение уголовной ответственности возможно только при наличии безоговорочных доказательств общественно опасного деяния, содержащего все элементы состава преступления, включая объективно доказанный ущерб и наличие потерпевшей стороны.
Игнорирование этих фундаментальных разграничений неизбежно приводит к инструментализации уголовного процесса, превращая его из механизма защиты правопорядка в средство преднамеренной дискредитации, политического и экономического давления.