ua en ru

Без клоунов, но с животными: чем живет цирк сегодня – интервью с директором

Без клоунов, но с животными: чем живет цирк сегодня – интервью с директором Директор Национального цирка Украины Владислав Корниенко (скриншот)

Почему из репертуара цирка исчезают классические клоуны, какие животные до сих пор выступают на манеже, как изменилась развлекательная программа во время войны и ходят ли украинцы сейчас в цирк, – в интервью РБК-Украина.

Главное:

  • Как "живет" цирк во время войны
  • Как изменилась аудитория цирка
  • Почему из репертуара исчезают классические клоуны
  • Что на самом деле стоит за работой акробата в цирке
  • Почему животные до сих пор выступают на манеже
  • Создают ли виртуальные развлечения конкуренцию цирку

С детства всем нам цирк ассоциируется со смехом, магией и беззаботностью – пространством, где можно на мгновение забыть о реальности. Но война изменила даже его: сегодня цирк пересматривает смыслы, сочетая развлечение с ответственностью и создавая программы с патриотическим содержанием.

"Сейчас мы противостоим не только вызовам войны, но и внутренним. Это выживание, но мы четко осознаем свою миссию. Адаптируем программы, изучаем спрос, опыт зрителей и создаем новый контент, потому что даже цирковое искусство по требованию времени видоизменяется и жанрово, и наполнениями. Тематика во время войны стала украинской, патриотической", – говорит директор Национального цирка Украины Владислав Корниенко.

РБК-Украина расспросило главу заведения, что изменилось в работе цирка за время войны, ходят ли украинцы на спектакли и как артистам сейчас удается развлекать зрителей.

Вызовы войны: как живет Национальный цирк во время полномасштабки

– Как изменился цирк за время полномасштабной войны в Украине?

– Я пришел на должность директора Национального цирка как раз накануне пандемии коронавируса. Думал, что это был самый сложный период. Однако все познается в сравнении – оказалось, что во время полномасштабного вторжения гораздо все сложнее.

У нас нон-стоп работает репертуар, имеем полные залы зрителей. Мы создаем новые вариации деятельности, развиваем современный украинский цирк. Как по мне, он становится даже более привлекательным, чем в довоенные времена.

2025-й для нас юбилейный – здание Киевского национального цирка отмечает 65-летие. Его возводили так, чтобы оно было пригодно к использованию в период войны. Здание одно из немногих в Киеве, которое имеет разветвленную систему укрытий. Поэтому зрители в случае тревоги могут сразу перейти в безопасное место. Также имеем систему генераторов, поэтому можем работать при отключениях света.

Без клоунов, но с животными: чем живет цирк сегодня – интервью с директоромДиректор Национального цирка Украины Владислав Корниенко (фото: facebook.com circuskyiv)

– Вы говорите, что даже сейчас имеете аншлаги. Как думаете, почему украинцы продолжают ходить в цирк?

– Цирк – это искусство радости, улыбки, оптимизма, которое уже понемногу взяло функцию терапии. Блэкауты и воздушные тревоги тотально препятствуют нашей повседневной жизни. А здесь можно отвлечься от ежедневных проблем. В таких условиях цирковое искусство превратилось в зону своеобразного комфорта.

Социальный срез зрителя во время войны изменился, теперь это не только дети. Категория нашего потребителя очень расширилась: это и внутренне помещенные лица и малозащищенные группы, которые находятся на реабилитации и лечении. У нас также есть мощная группа поклонников среди старшего поколения. Мы даже сами не надеялись, что цирк сегодня станет центром коммуникации для пожилых людей. Раньше такой группы у нас не было.

А какая ситуация у вас с кадрами во время войны? Не потеряли артистов из-за выезда за границу и мобилизации?

– К большому сожалению, у нас есть галерея памяти работников цирка, которые пошли на фронт: пятеро погибли и еще трое пропали без вести.

В начале большой войны мы дали возможность артистам вывезти семьи за границу, потому что понимали всю серьезность ситуации. Категория "невозвращенцев" у нас есть, но небольшая. Мы довольно быстро восстановили штат и профессиональной нехватки у нас нет.

Гастролируете ли вы сейчас за рубежом? Как там воспринимают наше цирковое искусство?

– У нас вектор работы за рубежом не стоял серьезно, поэтому мы почти не вывозили штатных работников. Только в прошлом году мы замахнулись на глобальный проект во Франции. Нашли людей, продюсеров, импресарио и устроили грандиозные гастроли. Почти за 2 месяца проехали около 40 городов, показали 50 спектаклей, у нас были аншлаги, полные залы, триумф. Мы привнесли частичку украинскости в мировое культурное пространство.

Я наивно думал, что когда МКСК перезагрузилось и его возглавил профессиональный дипломат (речь идет о Николае Точицком, который был министром культуры с сентября 2024 по июль 2025 года, Ред.), он должен был бы понять важность международного направления, но ни министерству, ни государству это не было нужно.

Во Франции у нас стояли километровые очереди, на наши постановки приходили мэры городов и другие влиятельные люди. Но в Министерстве этого не оценили, поэтому я вычеркнул из своей деятельности графу работы за границей. Хотя и опыт, и знания, и коммуникации позволяют нам гастролировать.

Без клоунов, но с животными: чем живет цирк сегодня – интервью с директоромБез клоунов, но с животными: чем живет цирк сегодня – интервью с директоромАртисты Национального цирка Украины (скриншот)

За кулисами цирка: зарплаты артистов, смена репертуара и "отказ" от клоунов

– Во время войны вы сократили участие классических клоунов в программах. Даже в новой рождественской сказке "Мотанка" их нет. Почему так?

– Творческая жизнь – это креативный процесс. Мы оцениваем репертуар, исходя из потребности потребителя. Он приходит и голосует купленным билетом, определяет нашу популярность в обществе. Вместе с тем мы несем эстетику, а современный зритель требователен.

Что касается уменьшения участия клоунов в программах, то это требование времени и войны. А еще – вкусового восприятия украинского общества.

Классический клоун с рыжими волосами, красным носом и традиционный тандем, где один страдалец, которого бьют и все над этим смеются, а второй бьет, – это "вкусовая" категория. В определенный период клоуны начали изменять форму работы, переходить больше на пантомиму. Это невероятно интересное умение пластикой тела рассказывать художественно-творческие сюжеты, передавать драматургию.

Классическая клоунада уже перевернула страницу своей жизни, но она осталась еще в Эстонии. В конце концов, все на сцене еще дышат воздухом постсоветского цирка. А тот был пропагандистским.

Я терпеть не могу вульгарную, грубую структуру юмора, люблю эстетику, поэтому клоунады классического образца в 2026 году в нашем цирке не ищите.

В новой программе мы соединили интерактивное общение со зрителем, анимацию, активность с мячиками и так далее. Еще мы внедряем новации воздушного жанра. За нашей работой внимательно следят другие режиссеры, постановщики, мировые импресарио, продюсеры. И мне интересно видеть, как наши ноу-хау, которые мы год-два назад показывали, уже внедряют в другие проекты.

Без клоунов, но с животными: чем живет цирк сегодня – интервью с директоромПантомим в цирковом спектакле "Мотанка" (скриншот)

–​​​​​​​ Наверное, самая опасная в цирке –​​​​​​​ работа акробатов, поскольку есть угроза серьезно травмироваться. Расскажите о специфике их деятельности.

– Акробаты одержимы своей работой, у них кураж от выступлений. Чтобы стать цирковым акробатом, надо тренироваться с детства, иметь ограниченный рацион, природные способности и сильный вестибулярный аппарат, чтобы висеть в воздухе вниз головой на высоте 10-11 метров. Это целый спектр факторов.

Для воздушных гимнастов страхование невозможно. При несчастных случаях мы стараемся обеспечивать их финансовым страхованием, хотя государственное почти не работает. Конечно, и сам цирк помогает артистам при лечении в случае травм.

В основном у наших артистов шестидневная работа с выходным в понедельник. Эта профессия предполагает ежедневные тренировки, чтобы быть в хорошей физической форме. Предельный возраст для артистов цирка – 38 лет. Это определено трудовым законодательством Украины, но чтобы выйти на пенсию надо иметь страховой стаж.

Цирк – это искусство все же молодых. Важна красота тела, форм, физические способности и возможности. Но все зависит от жанров, а у нас их более 20. Это и театральные артисты, и музыкальная хореография, и воздушная гимнастика, и клоунада и т.д.

У работников культуры, как правило, довольно скромные зарплаты. Сколько цирковые артисты зарабатывают?

– Все зависит от загрузки. Если есть много спектаклей, переработки, то я могу вдвое увеличивать им зарплату. Конечно, я не соревнуюсь с какими-то зарубежными коллективами, но у нас артист при полной занятости может зарабатывать от 30 тысяч гривен. Но если в его репертуаре всего три-пять выступлений в месяц, то пусть не возникает вопросов, почему заработок от 15 тысяч гривен.

–​​​​​​​ У вашего коллектива очень сложная задача –​​​​​​​ развлекать украинцев на фоне ежедневных трагических событий в стране. Что мотивирует артистов сейчас оставаться в этой профессии?

– В начале войны в результате российской атаки уничтожен мой дом, после гастролей во Франции у меня случился микроинфаркт, более года назад от тяжелой болезни умерла моя жена... Поэтому ответ на ваш вопрос: оставаться в этой сфере – это наш выбор. Мы знаем, что здесь тоже ведем духовную, идеологическую и художественную борьбу. Конечно, солдатам в окопах намного тяжелее...

Без клоунов, но с животными: чем живет цирк сегодня – интервью с директоромБез клоунов, но с животными: чем живет цирк сегодня – интервью с директоромВоздушные гимнасты Национального цирка Украины (скриншот)

Тигры, лошади, дикобразы: почему животные до сих пор выступают в цирке

– Уже много лет зоозащитники борются, чтобы животных перестали использовать в развлекательных программах. Например, их уже запретили в передвижных цирках. Какая позиция по этому поводу у вас, ведь до сих пор привлекаете животных к выступлениям?

– Надо осознать, что закон позволяет частичное использование некоторых видов. То есть это не шоу цирковых животных, где они выступают с утра до ночи. А именно частичное использование тех, кто на постоянной основе живет в киевском цирке, кто не попадает под запрет, имеет нормативное правовое регулирование, подлежит обязательной защите. Этих животных кормят, лечат и привлекают к работе. Все они ухожены.

Мы смягчаем общую тенденцию использования животных в цирке, минимализируем их участие в программах. Вы даже в рекламе теперь не увидите фото зверей.

В первые месяцы войны, когда многие в панике бежали из столицы, к нам приехало французское телевидение TF1 снимать сюжет под названием "Киев. Площадь победы, 2". Это был наш адрес (в 2023 году площади вернули историческое название Галицкая, Ред.). Они заложили месседж, что мы являемся одним из символов противостояния, несокрушимости украинской культуры. Этот сюжет разлетелся по миру и приобрел большую популярность. И в то время, когда нам аплодировало полмира, мы слышали упреки со стороны украинцев из-за того, что тогда на афише был тигр...

У меня иногда закрадывается мысль, что это противостояние создают сознательно с целью манипулирования. Поэтому во время войны я вообще бы не трогал Национальный цирк с вопросами об использовании животных.

Добавлю, что у нас в зале 1904 места, в новогодний период даем по два спектакля в день. За это время к нам подошли может один-два человека, чтобы сделать замечание относительно участия животных.

–​​​​​​​ В ваших программах есть голуби, дикобраз, бобер, кролик, свинья. Кого еще из животных имеете?

– Еще у нас до сих пор есть пять тигров и семь лошадей. Они здесь родились и выросли. Новых мы не покупаем. Получается, что организации по защите животных с миллионными бюджетами борются с несколькими животными...

На содержание животных мы зарабатываем сами. На питание нам выделяют только в летний период, а сейчас мы кормим их за свои деньги. Вообще, государство покрывает в среднем 40-50% расходов цирка, эти средства идут на зарплату, коммуналку. Один день отопления всего имущественного комплекса нам обходится в 50 тысяч гривен. А еще не надо забывать о генераторах. То есть государство нам покрывает совсем мало.

Содержание всех животных в год нам обходится до 7 миллионов гривен. Это уже с учетом зарплат работников, которые за ними ухаживают, ветеринарного обслуживания, лечения, пищевого обеспечения. Из них на еду уходит где-то 3-4 миллиона.

В начале полномасштабного вторжения, мне с коллегами даже приходилось выезжать в Бородянку, Ирпень, Добропарк, чтобы найти еду для тигров и других животных. На блокпостах нам говорили, что мы сумасшедшие.

Без клоунов, но с животными: чем живет цирк сегодня – интервью с директоромБез клоунов, но с животными: чем живет цирк сегодня – интервью с директоромБез клоунов, но с животными: чем живет цирк сегодня – интервью с директоромВ цирковых выступлениях до сих пор задействованы животные (скриншот)

– То есть сейчас тенденция не идет к полному запрету животных в цирке?

– Надо понимать, что история украинского цирка начиналась при истоках Киевской Руси. Еще в ХІ веке на фресках собора Софии Киевской прославляли цирковых акробатов, на этих рисунках можно и животных найти.

Это наше культурное наследие, и теперь нам надо от этого отказаться? Вспомните ту же корриду в Испании, где жестоко забивают быков. Или же Индию, Китай, Шри-Ланку, где поло на слонах – это национальная игра. Поэтому мы за то, чтобы сохранить наши культурные истоки.

Будущее цирка: что будет с искусством смеха и удивления

– Сейчас очень много виртуальных развлечений, комедийных роликов в интернете, не забирают ли они у вас аудиторию?

– Без сомнения они перетягивают на себя внимание. Когда появилось телевидение, оно также частично перекрыло кислород театрам, концертам и другим развлекательным программам. Впрочем, у каждого своя ниша. Цирк – это живое перформативное, музыкальное, хореографическое и даже театральное искусство. Кто-то любит виртуальный формат, а мы – место офлайновых развлечений.

Вопреки всем трудностям, мы не только выживаем, но и демонстрируем довольно качественный результат – полные залы и хорошие программы. Но, конечно, виртуальные развлечения отвлекают потребителя от нас. Однако, в интернете нет этой магии общения с творчеством. А у нас это своеобразная терапия.

Без клоунов, но с животными: чем живет цирк сегодня – интервью с директоромВладислав Корниенко: "Мы успешный проект и наш секрет на поверхности это постоянная работа и любовь к зрителю" (скриншот)

Вообще, Национальный цирк по репертуарной и по жанровой составляющей типичный представитель европейского классического цирка. У нас есть все: от музыки, оркестра, вокалистов, хореографии и вплоть до животных. И это надо сохранить, потому что это национальное достояние. Это элемент украинского национального культурного наследия.

По государственным приоритетам в иерархии искусств мы не входим в рейтинговые составляющие, но остаемся самым массовым искусством. У нас полные залы, нам завидуют коллеги из других цирков Украины, нас хвалят коллеги из-за рубежа. Мы успешный проект и наш секрет на поверхности – это постоянная работа и любовь к зрителю.

Каким бы вы хотели видеть украинский цирк в будущем?

– Вообще, circus с латыни переводится как "круг", а мы говорим, что наш цирк – это круг счастья. Поэтому я хочу видеть цирк будущего кругом радости и счастья. Чтобы человек, который впервые приходит к нам, инфицировался вирусом любви к цирковому искусству и стал нашим постоянным зрителем.