Вопрос налогообложения ФОПов сейчас приобрел особую актуальность. Вместе с тем, налоговая система должна быть такой, чтобы поддерживать добросовестный бизнес и не стимулировать "дробление" крупных структур на сотни малых с целью оптимизации налоговой нагрузки. О том, какой мировой опыт уже накоплен в этом вопросе и какие примеры может использовать Украина читайте в колонке президента Всеукраинской профессиональной ассоциации предпринимателей Бориса Эмельдеша.
Украина имеет одну из самых сложных в мире систем администрирования НДС. По данным Всемирного банка - одно предприятие тратит на администрирование налогов 595 человеко-часов в год. Вместе с весомой разницей в налоговой нагрузке между упрощенной (около 2% для второй группы) и общей системами (3.4%) - это создает мощный стимул для "оптимизации".
Так называемое "дробление бизнеса" - когда большая сеть магазинов, ресторанов или производство искусственно разбивается на десятки, а то и сотни формально независимых физических лиц-предпринимателей (ФОП) - стало массовым явлением. Оно позволяет избежать НДС и налога на прибыль, работая под видом микробизнеса. По оценкам экспертов, бюджет ежегодно теряет из-за этого 10-13 миллиардов гривен. Но проблема не только в потерянных средствах. Эти схемы искажают честную конкуренцию и компрометируют саму идею упрощенной системы, созданной для настоящих мелких предпринимателей.
Представьте себе большую сеть ресторанов или супермаркетов. Юридически каждая касса или каждая точка может принадлежать отдельному ФЛП, который "независимо" ведет деятельность. На практике же все они управляются единым центром, используют общую инфраструктуру, а товарооборот скрывается, чтобы не превысить лимиты упрощенной системы. Иногда это даже "револьверная" схема: как только один ФОП достигает годового лимита дохода, его заменяет новый, зарегистрированный на другое лицо. Часто такие псевдо-предприниматели не имеют никаких активов и являются просто "дропами" - людьми, которые за небольшое вознаграждение отдали свои паспорта для регистрации.
Борьба с этим явлением напоминает игру в "кота и мышей". Налоговая служба и НБУ уже принимают меры: разоблачают схемы в сетях электроники или одежды, а банки получили рекомендации блокировать операции подозрительных ФОПов, которые имеют общие адреса, контактных лиц или счета. Однако вопрос остается системным. Очень важно различать злонамеренные схемы и легальные формы сотрудничества, например настоящий франчайзинг или работа на торговой площадке, где ФЛП действительно является независимым бизнесом.
В поисках решения стоит пересмотреть международный опыт. Например, в Великобритании действуют "Правила борьбы с дезагрегацией". Если налоговики доказывают, что несколько юридически самостоятельных фирм или ФОП тесно связаны и их разделение не имеет реального экономического смысла - их могут признать единым плательщиком НДС. Этот инструмент применяется в ЕС и мог бы быть адаптирован в Украине, но с одним критическим условием: сопровождаться четкими критериями, разработанными при участии аналитических центров и бизнеса, чтобы избежать произвола контролеров.
Италия предлагает другой подход. В их упрощенном режиме для микробизнеса прямо запрещено пребывание тем, кто одновременно контролирует компанию в той же сфере, или тем, кто работает преимущественно с бывшим работодателем. Акцент делается на автоматических перекрестных проверках данных между различными государственными реестрами.
Опыт Румынии, наоборот - предостерегает от негативных решений. Под давлением международных институтов страна резко снизила пороги для упрощенной системы, что привело не к пополнению бюджета, а к массовому закрытию микропредприятий и общему замедлению экономики. Это путь, которого Украине следует избегать.
Итак, что можно сделать в Украине, сочетая мировые практики и местные реалии?
Во-первых, ключевым является не превращение упрощенной системы в карательный инструмент, а структурные изменения, устраняющие предпосылки для злоупотреблений. Например, лимиты дохода для ФЛП можно привязать к количеству наемных работников. Настоящий микробизнес, где учредитель работает сам или с 1-2 сотрудниками, не пострадает. А вот создать сеть из десятков "пустых" ФОПов без работников станет практически невозможно, и это одновременно будет стимулировать легальное трудоустройство.
Во-вторых, стоит поднять порог для обязательной регистрации плательщиком НДС, приблизив его к лимиту второй группы единого налога. Это даст растущим компаниям дыхание, прежде чем они попадут в самую сложную в Евразии систему администрирования НДС, где сотни человеко-часов в год тратится только на администрирование НДС. Ведь именно страх перед этим администрированием часто толкает даже небольшие фирмы на путь "дробления".
В-третьих, нужно разработать институционализированный механизм критериев рискованности, который объединял бы различных стейкхолдеров процесса, включая ассоциации добросовестного микробизнеса и бизнеса, построенного на франшизах - чтобы минимизировать риски и проблемы для законопослушного бизнеса.
В-четвертых, важно систематизировать работу с так называемыми "дропами" - лицами, которые за вознаграждение предоставляют свои документы для регистрации псевдо-ФОПов или доступ к банковским счетам. Административная ответственность за такие действия в Украине уже существует, а финансовый мониторинг банков все чаще выявляет подобные схемы. В то же время правоохранительные органы публично заявляют о необходимости дальнейшего усиления ответственности, в том числе и уголовной, для организаторов и сознательных участников таких схем. Ключевой задачей является не столько формальное ужесточение санкций, сколько их системное и неизбирательное применение, включая создание аналитических реестров рисковых лиц и схем.
Противодействие "дроблению" - это не война с малым бизнесом. Наоборот, это защита его интересов от недобросовестных гигантов, прикидывающихся мелкими лавочниками. Задача государства - выстроить прецизионную политику: отделить искусственные схемы от легального бизнеса, нацелиться на организаторов, а не на отдельных "выставленных" ФОПы. Главное - сохранить простоту и доступность упрощенной системы для миллионов украинских предпринимателей, которые являются основой экономики в эти сложные времена. Только так можно одновременно укрепить бюджет и защитить честную конкуренцию.