Сегодня смартфоны способны снимать не хуже, чем профессиональные камеры - главное, знать, как использовать их возможности. Даже базовые настройки и простые приемы могут заметно улучшить качество ваших снимков.
О том, как снимать на смартфон так, чтобы кадры выглядели по-настоящему профессионально, рассказывает РБК-Украина со ссылкой на технологическое издание Engadget.
Используйте все возможности камер вашего телефона
Современные смартфоны чаще всего оснащены двумя и более камерами с разными объективами, сенсорами и разрешением. Обычно их называют: широкоугольная (основная), телеобъектив и ультраширокоугольная. Они работают совместно: достаточно "щипком" увеличить изображение в Камере дисплея, и телефон автоматически переключится между камерами.
На большинстве смартфонов есть быстрые переключатели в видоискателе с обозначениями вроде 0,5x, 1x, 2x или 5x - это уровни увеличения. Оптимально использовать каждый объектив на его "родной" кратности и избегать промежуточного цифрового зума, который ухудшает качество.
Важно понимать, какой объектив подходит для конкретной задачи:
При использовании портретного режима имейте в виду, что размытие создается программно. Это может привести к артефактам и искусственному виду. Для естественного эффекта лучше увеличить основной или телеобъектив и отойти подальше от объекта.
Не забывайте о простом правиле: чистота объектива. Пыль, отпечатки и грязь сильно портят кадр. Если нет микрофибры, подойдет мягкая хлопковая ткань, но не бумажная салфетка - она может повредить стекло.
Экран и композиция
Смартфоны имеют большие и яркие дисплеи - это преимущество перед многими камерами. Повышайте яркость экрана, чтобы четко видеть объект и правильно строить кадр.
Определяйте ориентацию фото заранее: вертикальная (портретная) или горизонтальная (ландшафтная), держите пальцы подальше от объектива.
Фокус и экспозиция
Современные iPhone и Android автоматически фокусируются на объектах. Но если в кадре несколько людей, AI может выбрать не того человека - обязательно тапните по нужному объекту.
Экспозиция (яркость) обычно устанавливается автоматически. Смартфон выравнивает уровень освещенности, чтобы все лица в кадре были хорошо видны.
Макросъемка
Современные устройства позволяют фокусироваться на очень близких объектах. Используйте это для съемки насекомых, листьев, ракушек и других деталей природы.
Ручная корректировка
Нажатие на объект меняет фокус и экспозицию. На iPhone появится иконка солнца, с помощью которой регулируется яркость. На Pixel это делается через настройки (значок шестеренки).
Если нужно сделать серию снимков с одинаковым фокусом и экспозицией, зажмите объект на пару секунд - параметры зафиксируются до повторного касания.
Использование вспышки
Вспышку лучше применять только при критической нехватке света - она может сделать кадр неестественно ярким.
Быстрая съемка и профессиональные настройки
Большинство смартфонов позволяют мгновенно делать фото с экрана блокировки. На iPhone последних моделей есть отдельная кнопка камеры, на Pixel и Android - двойное нажатие кнопки питания или громкости.
Некоторые устройства поддерживают съемку в формате RAW - данные напрямую с сенсора без обработки. Это обеспечивает естественный вид, но требует навыков обработки и занимает больше памяти.
Настройка цветов и контраста
Можно регулировать насыщенность, контраст и яркость, но без чрезмерных изменений. Даже профессионалы придерживаются базовых настроек, сосредоточиваясь на композиции.
Смартфон и профессиональная камера
Качество смартфонов уступает профессиональным камерам, но это заставляет думать о свете и композиции. Профессиональные фотографы отмечают: независимо от того, снимаете ли вы телефоном или камерой за 8 000 долларов, главное - правильная постановка кадра.
Правило третей
Многие фотографы используют "правило третей": ключевые объекты - люди или ландшафтные элементы - размещают на пересечении линий, делящих кадр на три части. Простое деление горизонта пополам часто делает фото менее выразительным.
Чтобы помочь с композицией, на большинстве смартфонов есть сетка: включите "Сетка" на iPhone или "Тип сетки" на Pixel (3x3). Она помогает разместить основной объект и выровнять кадр.
Симметрия и линии
Иногда лучшее решение - симметричная композиция. Например, при съемке причала можно расположить его в центре, а мелкие детали, как дерево или птица, слегка нарушат симметрию.
Используйте диагональные линии, извилистые дороги или архитектурные элементы, чтобы направлять взгляд зрителя. Близкие объекты на переднем плане (листья, столб, человек) помогут "обрамить" сцену. Для драматичных кадров широкоугольной или ультраширокоугольной камерой держите телефон низко или даже переверните его почти к земле.
Свет и контраст
Интересные кадры часто рождаются из контраста света и тени. Регулируйте экспозицию, чтобы подчеркнуть тени, сохраняя основной объект хорошо освещенным. Ищите яркие цвета, узоры, не бойтесь снимать против света для создания силуэтов.
Также смартфоны отлично подходят для макросъемки — насекомые, растения, еда. Черно-белый режим поможет создать ностальгическое настроение или подчеркнуть формы и линии.
Если хочется управлять выдержкой, ISO, шумоподавлением или RAW, нужны сторонние приложения.
VSCO (iOS и Android)
Популярное приложение для съемки и редактирования. Позволяет управлять экспозицией, ISO, балансом белого и раздельным фокусом. Поддерживает RAW и фильтры (часть фильтров - по подписке).
Lightroom Mobile (iOS и Android)
Фокус на экспозиции и освещении. Показывает пересвеченные участки, позволяет менять ISO, выдержку, яркость и применять фильтры. Некоторые функции требуют подписки.
iPhone пользователи могут попробовать экспериментальное приложение Indigo для улучшения экспозиции и детализации.
Halide Mark II (iOS)
Максимальный контроль над камерой, включая RAW-съемку без обработки, портретный режим, ручной режим, цветовые "зебры" и волновые формы для контроля экспозиции. Стоимость - 60 долларов разово или 20 долларов в год.
Прежде чем углубляться в приложения, освоите базовые навыки: настройку камеры, правильную композицию, корректную экспозицию. Тогда приложения вроде Lightroom помогут "перейти на новый уровень", как художнику, который переходит от акварели к маслу.