ua en ru

Как научиться ездить на авто с "механикой": важные советы

Как научиться ездить на авто с "механикой": важные советы Фото: как научиться ездить на авто с "механикой" (Getty Images)

У автомобилей с механической трансмиссией немало преимуществ, а их важнейшие минусы нивелируются, если хорошо овладеть всеми тонкостями пользования МКП. Как это сделать?

О важных приемах управления машиной с механической коробкой передач читайте в материале РБК-Украина.

При подготовке статьи были использованы материалы Motor, L`Automobile и AutoBild.

Трогание с места и переключение передач на машине с "механикой" несведущие люди считают самыми сложными составляющими водительского мастерства. На самом деле, если довести все манипуляции с педалями и селектором МКП до автоматизма, вы просто не будете испытывать каких-то сложностей.

Для чего переключают передачи

Коробка передач нужна, чтобы машина могла ехать на разной скорости и с разной нагрузкой. Она установлена между двигателем и колесами и представляет собой набор шестерен, которые нужно переключать между собой, чтобы изменить обороты и крутящий момент на выходе к колесам. В этом, собственно, и есть смысл переключения той или иной передачи.

Переключение можно произвести только при разомкнутом сцеплении и малых оборотах мотора - и эти условия водитель должен обеспечить, согласованно воздействуя на педали и рычаг коробки.

Как научиться ездить на авто с "механикой": важные советы

Главные правила езды на механике

Давить педаль сцепления можно только при отпущенном акселераторе;

Перемещать рычаг коробки разрешается только при нажатой педали сцеплении;

Отпускать сцепление можно только плавно, если нет - двигатель заглохнет, перед тем глобально встряхнув машину;

Следите за оборотами мотора. Их рекомендуемый диапазон у большинства моделей - в районе 2000 - 4000 об/мин. Именно в этих лимитах и следует держать стрелку тахометра - и для того приходится подбирать соответствующую передачу.

Как получить навыки езды с МКП

Чем больше раз вы повторите основные приемы управления механической коробкой передач, тем крепче будут навыки и тем более точными будут ваши действия.

Трогание с места

Чтобы плавно, не "придушив" двигателя, передать крутящий момент мотора на колеса и таким образом тронуться, надо:

  • разомкнуть сцепление, нажав и удерживая педаль;
  • включить первую передачу мягким и точным движением рычага;
  • медленно отпустить педаль сцепления. В тот момент, когда сцепление начнет смыкаться, станет ощутимым рост нагрузки на мотор - тут и следует прибавить обороты где-то до 2000-2500 об/мин.

Ошибки при трогании машины с места являются типичными для большинства водителей. Неправильно отпускать сцепление долго, очень медленно на всем ходе его педали - это зря затягивает процесс и провоцирует ускоренный износ сцепления. На деле смыкание дисков сцепления происходит плюс-минус в середине хода педали, и вы должны легко ловить этот момент. Однако и бросать педаль, как только авто начинает двигаться, тоже нельзя - машина защелкнется и заглохнет. Когда машина начинает движение, не спешите бросать сцепление, продолжайте отпускать педаль так же медленно до конца.

Ускорение

После разгона машины до более-менее высоких, порядка 3000 - 4000 об/мин, оборотов мотора, надо переходить на высшую передачу. Акселератор следует отпустить, сцепление нажать, рычагом включить следующую передачу, и плавно и быстро отпустить сцепление - и тут же без паузы добавить газа.

Когда дорожные условия позволяют, разгон можно продолжать снова до высоких оборотов и следующего переключения на очередную высшую передачу. Если вы разгоняетесь на подъеме, обороты держите выше, чем всегда, и переключайтесь на более высокую передачу при более высоких оборотах, чем обычно.

При снижении скорости не следует переключать МКП в нейтраль или ехать при нажатом сцеплении - это опасно и требует лишнего топлива. Пользуйтесь педалью тормоза, но следите, чтобы двигатель от чрезмерно низких оборотов (обычно ниже 1000 - 1500 об/мин) не начал дергаться и глохнуть. Как только это начнется, надо переключаться вниз - то есть переходить на низшую передачу. Алгоритм тот же, что и при разгоне.

Когда авто теряет скорость и обороты двигателя при движении на крутой подъем, переходить на нижнюю передачу следует раньше, пока обороты не упали до критически низких.

Как научиться ездить на авто с "механикой": важные советы

Движение на одной скорости

Когда машина разгонится до желаемой скорости, ускорение следует прекратить и перейти в режим крейсерского движения - то есть нужно будет удерживать обороты и скорость на одном уровне. Помощником для вас станет тахометр или собственные уши (если прибора нет). Для экономии топлива и ресурса двигателя стоит стараться включать самую высокую передачу - конечно, если для этого скорость не будет слишком низкой. Нужные обороты на тахометре будут зависеть от типа и рабочего объема мотора, загрузки машины и рельефа местности. У среднестатистического автомобиля обычно показания тахометра будут составлять около 2800 - 3200 об/мин.

Коротко

Опытный водитель управляет машиной с МКП, не следя специально за тахометром и номером передачи: когда скорость приходится снизить, он автоматически переключает коробку "вниз". А когда машина ускоряется, так же "на подсознании" дает одну за другой более высокие передачи. Достичь полного автоматизма этих действий можно только благодаря многократным повторениям всех манипуляций.