ua en ru

Финансировать открытия, а не площади. Почему мы меняем подход к науке во время войны

Финансировать открытия, а не площади. Почему мы меняем подход к науке во время войны Ученая в лаборатории молекулярной генетики Ужгородского национального университета (фото: Getty Images)
Денис Курбатов
Денис Курбатов
заместитель министра образования и науки

Украинская наука переходит к новой модели финансирования – теперь государство будет направлять ресурсы не для удержания площадей и ставок, а для конкретных результатов. О том, почему эта реформа стала неизбежной во время войны, как состоялась наибольшая аттестация учреждений и ЗВО, что изменится для университетов и ученых – в колонке Дениса Курбатова для РБК-Украина.

За почти четыре года полномасштабного вторжения украинская наука пережила большие потери, чем за три десятилетия до этого. Почти 1500 зданий университетов и научных учреждений разрушены или повреждены, а только ориентировочные убытки в сфере превысили 1,3 млрд долларов.

Часть исследователей и исследовательниц выехала, часть была вынуждена сменить сферу деятельности. Несмотря на это, почти 80% ученых продолжают работать в украинском образовании и науке, выполнять международные проекты, публиковать результаты, обучать студентов, восстанавливать учреждения после обстрелов.

В этой реальности встал ключевой вопрос: какой должна быть украинская наука в послевоенный период и на какие институты, с учетом объективной ограниченности возможностей госбюджета, государство должно опираться?

Именно поэтому мы пошли на шаг, который годами откладывали: провели крупнейшую в истории страны государственную аттестацию научных учреждений и заведений высшего образования. И впервые – меняем саму логику финансирования научных учреждений: от финансирования площадей и ставок, к финансированию результатов.

Почему Украине была нужна была масштабная аттестация научной сферы

Украина унаследовала одну из крупнейших в Европе научных сетей: 318 высших учебных заведений и 395 научных учреждений. По количеству – это уровень ведущих и крупных европейских стран. По финансированию - это один из самых низких показателей в ЕС: 0,33-0,37% ВВП.

По результатам – очень неравномерная картина: рядом с мощными университетами и институтами десятилетиями существуют учреждения, деятельность которых фактически не влияет ни на развитие государства или его экономики, ни на международный научный ландшафт, ни на новые открытия или результаты.

Поэтому Украине пришлось сделать эту реформу в самое сложное время – но именно война сделала ее неизбежной. Выжить в состоянии только система, способная показывать результат для усиления обороны, для развития экономики, для устойчивости общества.

316 научных учреждений и 341 научное направление ЗВО прошли оценивание. Оно охватило шесть направлений: аграрно-ветеринарное, общественное, инженерно-технологическое, естественно-математическое, биомедицинское, гуманитарно-художественное. Работа от начала разработки Методики аттестации до подведения итогов продолжалась почти два года. Впервые методика широко учитывала лучший международный опыт, в частности Великобритании, Польши и Германии.

Впервые аттестация проводилась по единой методике для ЗВО и НИИ, подача материалов и их верификация происходила через электронную систему "URIS" с привлечением около 2000 украинских и 200 иностранных экспертов.

Оценивание осуществлялось по шкале четырех категорий: А (75-100%), Б (50-74%), В (25-47%) и "неаттестованные" (ниже 25%). По предыдущей методике в аналогичных процессах доля учреждений с наивысшими категориями (мировой уровень) достигала более 85%. Такой результат был сомнительным по сути, и не оставлял шансов на его использование в любых государственных политиках.

Финансировать открытия, а не площади. Почему мы меняем подход к науке во время войныОценивание прошли 316 научных учреждений и 341 научное направление ЗВО

Новая процедура учитывала оценку 37 критериев от качества обнародования до сотрудничества с бизнесом, международным партнерами, а также отдельно экспертное оценивание влияния (impact) научных результатов учреждений и университетов на развитие передовой науки, технологий, на экономику и общество, даже было оценено отдельное влияние учреждений на популяризацию науки как таковой.

Более того, теперь у государства есть целый массив данных и о результатах, и потенциале не только учреждений, но и их подразделений, то есть лабораторий, отделов и кафедр. Это позволило сформировать максимально возможную на этом этапе объективную оценку научной сферы страны.

Что изменилось в финансировании

Впервые за последние десятилетия государство заложило в бюджет на 2026 год рекордные 19,9 млрд грн на научную сферу, что на 5,4 млрд грн или более чем на 40% больше, чем сейчас. Из этой суммы более 3 млрд грн выделяются как дополнительное базовое финансирование для учреждений, получивших категории А и Б, по формуле, это: 158 научных учреждений и 110 высших учебных заведений. Это увеличит бюджеты этих учреждений в среднем на 30%.

Новая формула распределения финансирования учитывает ряд параметров, в частности: квалификационную группу (коэффициент 1 для А и 0,7 для Б); ресурсоемкость экспериментальных исследований (коэффициент инфраструктурных потребностей + 20%); коэффициент региональной поддержки, который применяется к прифронтовым и перемещенным учреждениям.

Кроме этого, учитываются объем привлечения средств бизнеса и международных грантов на исследования, общее количество исследователей и удельный вес молодых ученых, а также количество наиболее влиятельных научных публикаций (квартиль Q1).

На внутреннем уровне финансирование распределяется между подразделениями по трем блокам: повышение заработной платы лучших подразделений (57,5-70%), развитие инфраструктуры (17,5-40%), развитие учреждения (до 12,5%). Это прозрачная модель, максимально близкая к европейским performance-based funding system.

В результате аттестации в группу категории А среди университетов вошли, в частности: Донецкий национальный университет имени Василия Стуса, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", Национальный университет "Киево-Могилянская академия", Национальный университет "Львовская политехника", Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, Сумской государственный университет, Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Харьковский национальный университет горнодобывающей промышленности, Харьковский национальный университет города.

В группе научных учреждений наиболее весомые результаты в аттестации продемонстрировали следующие академические институты: Институт археологии Национальной академии наук Украины, Институт почвоведения и агрохимии имени А. Н. Соколовского Национальной академии наук Украины, Институт водных проблем и мелиорации Национальной академии наук Украины, Институт экспериментальной патологии, онкологии и радиобиологии имени Р. Е. Кавецкого Национальной академии наук Украины.

Также – Институт истории Украины Национальной академии наук Украины, Институт молекулярной биологии и генетики Национальной академии наук Украины, Институт монокристаллов Национальной академии наук Украины, Институт сверхтвердых материалов имени В. М. Бакуля Национальной академии наук Украины, Институт радиофизики и электроники имени А. Я. Усикова Национальной академии наук Украины, Институт физической химии имени Л. В. Писаржевского Национальной академии наук Украины. Л. В. Писаржевского Национальной академии наук Украины, Институт экономики промышленности Национальной академии наук Украины, Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития НАН Украины, а также ГП КБ им. Янгеля, которое ежегодно в среднем привлекает более 1 млрд грн внебюджетных средств на собственные R&D.

Украина фактически получила свою первую карту центров научной состоятельности.

Что означает аттестация для всей научной системы

Главное – это переориентация системы на достижение результатов, речь о новых технологиях, материалах, разработках, которые нужны стране, передовых теориях и методах, которые имеют вес в мировой науке. Сеть будет меняться. Неаттестованные учреждения могут быть реорганизованы и присоединены к более сильным, с сохранением кадров, имущества и лабораторий. И это тоже европейская практика.

Финансировать открытия, а не площади. Почему мы меняем подход к науке во время войныИнститут истории Украины Национальной академии наук Украины (фото: wikipedia.org)

В большинстве стран оценивание научных учреждений имеет два главных типа последствий: финансовые, когда результаты прямо влияют на распределение государственного финансирования (как в Великобритании, Польше, Дании, Италии), и стратегически-управленческие, когда оценивание используется преимущественно для улучшения качества менеджмента, планирования и прозрачности без жесткой связи с финансами (Нидерланды, Франция, Германия). В смешанных моделях (Австралия, Швеция, Чехия) оценивание одновременно формирует репутацию, стимулирует внимание к влиянию исследований и влияет на ресурсы.

В нашей сети лучшие учреждения и университеты получат значительно больше возможностей. Высшая категория предоставляет приоритет в базовом финансировании, распределении мест в аспирантуру и докторантуру (ведь более качественно готовить исследователей могут только способные учреждения), возможность участия в проектах международных доноров и доступе к ресурсам на модернизацию инфраструктуры.

Финансирование становится предсказуемым. Ведь впервые вводится так называемое "базовое финансирование" исследований, которое устанавливается по результатам аттестации сроком на 5 лет, что позволяет учреждениям планировать, то есть обеспечить устойчивое развитие учреждений и университетов.

Почему это важно именно сейчас

Аттестация это важная часть гораздо большей системы комплексной трансформации украинской науки, которую осуществляет команда министерства. Результаты этой трансформации ложатся в основу изменений в приоритетах науки, инновационного развития, развития инфраструктуры, механизмов государственного заказа, формирования проектной аспирантуры, Национальной системы исследователей, государственно-частного партнерства в R&D и многого другого.

Параллельно Украина активно работает с международными партнерами. В рамках Horizon Europe реализуются проекты, направленные на анализ и модернизацию исследовательской инфраструктуры, в целом по этому конкурсу уже сейчас привлечено более 63 млн евро финансирования от ЕС.

В 2025 году создана Коалиция по поддержке науки, исследований и инноваций, в которую вошли 14 стран, Европейская Комиссия и ведущие международные организации. Всемирный банк работает с Украиной над реформами в сфере высшего образования, инфраструктуры и управления. Эти процессы соотносятся с теми изменениями, которые МОН внедряет в научной системе – в частности, с обновлением подходов к управлению, финансированию и оцениванию.

Наука становится частью национальной устойчивости. От оборонных технологий до медицинской реабилитации, от энергетики до агросектора – научные разработки уже влияют на способность страны выстоять и восстановиться. Украина за последние годы фактически осуществляет реформу, которая в большинстве европейских стран длилась 10-15 лет.

Мы делаем это в значительно более сжатые сроки и во время войны. С 1 января 2026 года в Украине официально запускается новая модель базового финансирования - по результатам. Мы не пытаемся "оптимизировать систему ради экономии средств", мы показываем, что трансформация и усиление системы позволяет увеличивать ресурс. Наша цель – сделать украинскую науку конкурентной и способной влиять на развитие государства.