ua en ru

Друг Трампа и Кремля. Чем завершится скандал вокруг разговоров Уиткоффа с россиянами

Друг Трампа и Кремля. Чем завершится скандал вокруг разговоров Уиткоффа с россиянами Стивен Уиткофф, за ним Кирилл Дмитриев и Юрий Ушаков (фото: Getty Images)
Автор: Роман Кот

На этой неделе Москву снова посетит спецпредставитель США по России Стивен Уиткофф. В отличие от предыдущих визитов, на этот раз он приедет в условиях серьезной политической турбулентности для чиновника.

РБК-Украина рассказывает, как Уиткофф стал ключевым лоббистом российских интересов в Белом доме и одновременно – проблемой для Украины и Европы.

Главное:

  • Что связывает Уиткоффа и Трампа?
  • Как Уиткофф фактически стал на сторону России?
  • Каким образом на его позиции может повлиять новый скандал?

Президента США и его спецпредставителя связывает более тридцати лет дружбы. В 1986 году молодой юрист Стив Уиткофф случайно встретил Дональда Трампа в ночной нью-йоркской закусочной. Трамп, тогда еще начинающий застройщик, пришел перекусить, но забыл кошелек. Увидев знакомого юриста, он попросил оплатить ему бутерброд. Уиткофф заплатил – и забыл об этой мелочи.

Семь лет спустя они снова случайно пересеклись, и Трамп сразу узнал его со словами: "Ты тот парень, который купил мне бутерброд!". Этот эпизод стал началом длительной дружбы и партнерства.

В портфолио Виткоффа – гостиницы, офисные центры и жилые комплексы в нескольких американских городах. Как пишет Jewish Insider, он хорошо понимает людей, динамику рынка и то, как убедить крупных инвесторов открывать свои кошельки.

Год назад Уиткофф начал использовать эти навыки уже в другой плоскости – на международной арене. Частично успешно, а частично – нет, особенно когда его самого начали использовать как инструмент влияния на президента США.

"Стив будет неутомимым голосом мира", – заявил Трамп, представляя его в качестве специального посланника. Но проблема в том, что он слышит далеко не всех одинаково.

Представитель (в отношении) России

Уиткофф не имел никакого опыта государственной службы. Это стало одновременно его преимуществом и недостатком. Первой серьезной задачей нового спецпредставителя была миссия на Ближнем Востоке – попытка посредничества в войне в Секторе Газа. Хотя он оперативно установил контакты с Израилем и спонсорами ХАМАС, быстрого результата не достиг. Соглашение стороны подписали только в октябре, и с его выполнением до сих пор есть проблемы.

Несмотря на это, довольно быстро Трамп привлек Уиткоффа к другому направлению – контактам с Россией. И практически сразу это создало проблемы для Украины: спецпредставитель перестал даже имитировать нейтральность.

В отличие от Кита Келлога, спецпредставителя по Украине и генерала в отставке, который мыслит в категориях "Холодной войны", Уиткофф воспринимает мир через логику торга. Он подходит к переговорам по Украине с той же бизнес-психологией, с которой в свое время перестраивал старые мастерские в Гарлеме в люкс-апартаменты.

Все это наложилось на удачные для России кадровые решения. Кремль назначил в переговорщики к Виткоффу бизнесмена Кирилла Дмитриева – по темпераменту и образу мышления очень похожего на самого Виткоффа. В сочетании с отсутствием дипломатического опыта это фактически превратило американского спецпредставителя в полуофициального проводника российских нарративов в Белом доме.

Во время своих многочисленных поездок в Москву Уиткофф проводил многочасовые разговоры с Путиным и другими российскими чиновниками. Известно, что по крайней мере во время одной из таких встреч он пользовался не собственным, а российским переводчиком – что является грубым нарушением протокола и правил безопасности.

После каждого такого визита Уиткофф возвращался в Вашингтон с российскими тезисами о "стремлении РФ к миру". Это резко контрастировало с ситуацией на фронте и постоянными обстрелами украинских городов.

В результате переговорный процесс топтался на месте. А вместо давления на Россию Трамп, судя по всему под влиянием Виткоффа, ограничивался туманными заявлениями и общими фразами.

Скандал из-за разговоров

26 ноября агентство Bloomberg обнародовало стенограмму телефонного разговора Уиткоффа с помощником Путина Юрием Ушаковым. В ней спецпредставитель фактически подсказывал россиянам, как выгоднее всего подать президенту США свои предложения по "миру" в Украине.

Публикация вызвала волну возмущения в Вашингтоне. Демократ Тед Лю назвал Уиткоффа "предателем". Республиканец Дэн Бейкон призвал немедленно освободить его, заявив, что это "российский агент".

Зато Дональд Трамп отреагировал спокойно и заявил, что ничего чрезвычайного не произошло:

"Потому что ему надо это "продать" Украине. Ему надо "продать" Украину России. Так работает человек, который заключает сделки. Ты говоришь: "Слушайте, вот чего они хотят". Это нормальный переговорный процесс", – пояснил президент США.

Относительно источника утечки существуют разные версии: запись могли передать американские чиновники, чтобы сорвать или усложнить переговоры; сама Россия – из тех же мотивов; или даже украинские спецслужбы, которые стремятся ослабить позиции Уиткоффа в Белом доме.

Несмотря на публичную защиту Трампа, репутация Уиткоффа в США резко ухудшилась. А это фактор, который не может игнорировать даже президент. В перспективе скандал может существенно ослабить позиции спецпредставителя.

На фоне этой истории в американских медиа уже звучат призывы передать полное руководство переговорным процессом госсекретарю Марко Рубио, который имеет более сбалансированный подход. Вице-президент Джей Ди Вэнс пока поддерживает Уиткоффа, но с каждым месяцем превращается в более самостоятельного политического игрока. Он уже не раз демонстрировал готовность жертвовать другими фигурами ради собственного рейтинга. Если критика Уиткоффа будет продолжаться, Трампу, вероятно, придется выбирать: либо публично пожертвовать давним другом, либо рисковать расколом в собственной партии.

Впрочем, в отличие от экс-советника по вопросам национальной безопасности Майкла Волца, который весной попал в похожий скандал, "Сигналгейт", за который в итоге поплатился должностью, у Уиткоффа есть существенное преимущество – он является личным другом Трампа. А Трамп своих настоящих друзей "не сдает".