О стандартах безопасности в секторе международных пассажирских перевозок, о европейских требованиях, украинских реалиях и опыте компании KLR Bus, – в колонке эксперта в области транспорта, основателя KLR Bus Андрея Хоркавого.
Автобусы остаются одним из самых безопасных видов транспорта в Украине и Европе. Но настоящая безопасность – это не только избегание ДТП. Это ежедневная работа, охватывающая дорожную инфраструктуру, техническое состояние транспортного средства, поведение водителей, права пассажиров. В Украине стандарты безопасности для пассажирских перевозок автобусом особенно актуальны, учитывая статистику ДТП.
Стандарты безопасности автобусных перевозок – это не обычная совокупность законодательных требований, правил и технических решений, это сложная система, включающая в себя инфраструктуру, транспортную культуру компаний, стейкхолдеров, законодательную базу и многие другие факторы.
Для компаний, работающих на рынке международных перевозок, это стратегическая возможность демонстрировать лидерство и конкурентоспособность, качество услуг и ответственность, а также соответствие высоким европейским стандартам безопасности.
Евросоюз
Генеральный директорат Еврокомиссии по мобильности и транспорту опубликовал данные о смертности в ДТП в 2024 году: количество погибших составило более 19 800 человек. Это на 3% меньше, чем в 2023 году. Однако еврокомиссар по устойчивому транспорту и туризму Апостолос Цицикостас считает такой темп снижения смертности слишком медленным.
Следует отметить, что данные о количестве смертей в ДТП сильно разнятся в странах ЕС. Самые высокие показатели наблюдаются в Румынии (77 на 1 млн жителей) и Болгарии (74 на 1 млн жителей), а самые низкие – в Швеции и Дании (20 и 24 соответственно). Средний показатель по ЕС – 44 смертельных случая на дорогах на 1 млн жителей.
В то же время, согласно последним данным Евростата в 2023 году ни одного случая смертельного ДТП с участием водителей автобусов не зафиксировано, что свидетельствует о строгом соблюдении стандартов безопасности.
Данные Евростата по ДТП с участием различных транспортных средств (скриншот)
Современные автобусы (bus и coach) обладают высоким уровнем пассивной безопасности, что подтверждает их эффективность как общественного транспорта.
Учитывая принятую концепцию "Vision Zero" (Видение ноль) – достижение нулевого уровня смертности на дорогах ЕС до 2050 года, можно уверенно говорить о том, что именно автобусы могут стать ключевым элементом европейской стратегии развития устойчивого и безопасного транспорта. Тем более, что это соответствует политике ЕС по уменьшению использования частных авто в пользу общественного транспорта.
Украина
В Украине ситуация со смертельным ДТП намного хуже. Согласно данным Нацполиции, в 2024 году произошло 25 781 ДТП, в которых погибли 3202 человека и более 32 тысяч травмировались.
Если использовать методологию ЕС, то в Украине количество погибших в ДТП на 1 млн населения составляет 86 человек. Это вдвое больше среднего показателя по ЕС и превышает худшие показатели Румынии и Болгарии.
Согласно отчету Государственной службы Украины по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасность) за 6 месяцев 2025 года на автодорогах Украины произошло 1795 ДТП с участием водителей лицензированного автотранспорта (транспорт, осуществляющий перевозку пассажиров и грузов), в которых погибли 93 человека и 687 получили травмы.
По сравнению с аналогичным периодом 2024 года выросло как количество самых ДТП (+1%), так и количество погибших (+43%) и травмированных (+29%). Также "Укртрансбезопасность" предоставила данные по ДТП, которые произошли на маршрутах движения автомобильного транспорта общего пользования: 66% ДТП произошли на городских маршрутах, 18% – на внутриобластных, 6% – на межобластных и 5% – на международных.
Видно, что на международных маршрутах самый низкий уровень аварийности, что подтверждает эффективность регулирования таких перевозок и свидетельствует о высоком уровне транспортной культуры и стандартов безопасности.
Соблюдение норм украинского законодательства по стандартам безопасности – обязанность каждого перевозчика. Те, кто работает на международных маршрутах, должны учитывать и европейские требования, в частности иметь действующую лицензию и соответствующие разрешения и обеспечивать регулярный технический контроль транспортных средств с подтверждением действующего сертификата пригодности.
На сегодняшний день автопарк компании KLR Bus состоит из более 100 автобусов. Серди них современные автобусы от таких европейских производителей, как VanHool, Neoplan, Mercedes и Setra.
Обновляя автопарк, прежде всего обращаем внимание на пассивные и активные системы безопасности и системы автоматической помощи водителю. Детальнее – на примере автобусов VanHool.
Системы помощи водителю / пассивные и активные системы безопасности
Конструктивные и пассивные элементы безопасности
Дизайн и комфорт с безопасностью
Системы контроля и диагностики
Улучшение условий в салоне, влияющих на безопасность
По нормам Евросоюза автобусы должны соответствовать экостандартам – нормативам, регулирующим уровень выбросов вредных веществ (Евро 5, Евро 6).
Автобусы нашего автопарка оборудованы цифровыми тахографами, каждое пассажирское сиденье оборудовано ремнем безопасности, в салоне обозначены аварийные выходы, размещены огнетушители, аптечки, работают системы информирования пассажиров.
Перед каждым рейсом и после него водители и технический персонал тщательно проверяют каждый автобус – осуществляют техосмотр и диагностику, чтобы быть уверенными в том, что водители и пассажиры доберутся до места назначения. Конечно, каждый клиент и его багаж застрахованы.
Перевозчики, осуществляющие рейсы международного назначения, обязаны нанимать только водителей, имеющих категорию D или DE и свидетельство профессиональной компетентности (CПК).
С августа текущего года для украинских водителей, осуществляющих международные перевозки, стало обязательным наличие квалификационной карты водителя (или "Код95") – документа, подтверждающего профессиональную компетенцию.
Кроме этого, каждые 5 лет наши водители проходят курсы повышения квалификации, а в рамках предприятия мы организовываем проверки навыков вождения.
Контроль соблюдения Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств и Регламента 561/2006 осуществляется через тахографы, фиксирующие время управления, отдыха и перерыва.
Каждый год для всего водительского состава организуются обучение работе с тахографом. Это очень важно на длинных маршрутах, на которых несколько раз происходит замена экипажа.
Например, на нашем самом длинном маршруте "Запорожье-Севилья" (более 4500 км) работают семь водителей. Водители также проходят регулярные медицинские осмотры и обеспечиваются медицинским страхованием, в том числе за границей.
В чрезвычайной, аварийной ситуации водитель автобуса – это первое звено помощи. Наша компания уделяет особое внимание их подготовке к оказанию медицинской помощи. Водители посещают обязательные обучающие курсы, включающие как теоретические основы, так и практические навыки.
Они должны знать весь алгоритм действий – от содержания аптечки и алгоритма сотрудничества с экстренными службами до оказания неотложной помощи (сердечно-легочная реанимация (СЛР), остановка кровотечения, помощь при потере сознания, эпилепсии, диабетическом приступе и даже при утоплении).
Курс заканчивается практическими занятиями: отработка СЛР на манекенах, наложение повязок, шин, турникетов, пользование автоматическим дефибриллятором (AED).
Такие курсы для KLR Bus не просто формальность – это неотъемлемая часть культуры безопасности. Гарантия того, что наши водители на 100% готовы к непредсказуемым ситуациям.
Права пассажиров в странах ЕС в целом определяет специальный нормативно-правовой акт Евросоюза – Регламент о правах пассажиров автобусного транспорта (№181/2011).
Он также применяется и для украинских перевозчиков, совершающих рейсы за пределы Украины. Кроме этого, права украинских пассажиров регулируются Законами Украины "Об автомобильном транспорте" и "О защите прав потребителей", а также Постановлением КМУ от 18 февраля 1997 года №176 "Об утверждении Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта".
Пассажиры должны получить доступную и понятную информацию о маршруте, расписании движения, условиях перевозки, правилах компенсаций в случае отмены рейса и т.д.
Если рейс отменен, пассажиры имеют право на такую помощь, как обеспечение напитками и едой, альтернативный маршрут, в случае необходимости – проживание.
Особое внимание уделяется пассажирам с ограниченной мобильностью. Им должна предоставляться помощь при посадке и высадке, инвалидная коляска при этом перевозится бесплатно.
Забота о пассажирах для нас не просто обязанность, а часть культуры ответственности.
В странах ЕС перевозчики покупают новые автобусы в лизинг, работают на них 5 лет, затем обновляют автопарк. Это возможно благодаря низким кредитным ставкам и минимальному первому взносу. В наших реалиях ситуация совсем другая. Чтобы приобрести автобус в кредит, компания должна внести до 50% стоимости, и это в значительной степени блокирует развитие отрасли.
Безопасность на дороге – приоритет не только для перевозчика, водителя и пассажира, но и государства. И в этом контексте на рынке перевозок существует запрос на обеспечение выгодных кредитных условий, государственных гарантий, компенсационных механизмов.
Это будет не просто поддержка бизнеса в условиях полномасштабного вторжения, а буквально инвестиция в жизнь граждан, в доверие к государству в целом и транспортной отрасли, в частности, в приближение украинских сервисов к европейским стандартам.
Я с оптимизмом смотрю в будущее и уверен, что украинский бизнес способен не только соответствовать европейским стандартам, но и повышать планку ответственности. Поэтому компании, формирующие новые стандарты безопасности, имеют конкурентное преимущество и накапливают главный капитал – доверие.