Зимние праздники на Запорожской Сечи были не просто календарными датами - это был микс военной дисциплины, глубокой духовности и очень громких забав. Запорожцы придерживались сдержанности в посте, но одновременно могли устроить увлекательные игры, древние ритуалы и братские угощения, которые удивляют историков даже сегодня.
Как козаки праздновали Рождество, Маланку, Крещение и другие зимние праздники, рассказывает РБК-Украина.
В козацком году Рождественский цикл имел особый вес. Вернувшись из походов, запорожцы придерживались строгой "тишины пушек": на это время прекращались ссоры, драки и любые военные столкновения.
Курени приводили в порядок, оружие чистили, продукты заготавливали, а главное - готовились духовно. Все это создавало атмосферу, где боевой быт на несколько недель превращался в спокойную братскую жизнь.
Рождественское утро начиналось с торжественной службы в сечевой церкви, куда приходили все без исключения. Это было одно из немногих событий года, когда козацкое сообщество собиралось в полном составе.
После богослужения запорожцы возвращались в курени, где их ждала кутья, узвар, галушки, рыба и другие блюда, разрешенные после поста. За столом говорили о побратимстве, победах и будущих походах.
Распространенным был обычай дарить друг другу символические вещи - ножи, пороховницы, крестики или обереги, имевшие прежде всего духовное значение.
Маланка была для козаков настоящим праздником высвобождения энергии. На Сечи она превращалась в народный карнавал с переодеваниями, веселыми сценками и шутками.
Запорожцы любили перевоплощаться в "козу", "черта", "цыгана", "деда", иногда даже в "козака-усача" с гротескно преувеличенными чертами. В центре праздника были шуточные сценки о козацком быте, войне, любви или отношениях с татарами - юмор был острый, местами безжалостный.
Рядом звучали песни и колядки, в которых козаки нередко прославляли Сечь, атаманов и военные победы. В этом празднике сохранялись элементы древних инициационных обрядов: через смех и сатиру козацкая община обновляла свои социальные связи.
Крещение Господне для запорожцев имело особое сакральное значение. В этот день все войско в торжественном строю отправлялось к Днепру. Впереди несли хоругви, позади шли кобзари или литаврники.
Реку освящали по установленному канону, после чего самые смелые козаки погружались в ледяную воду. Такие купания считались оберегом от болезней и "укреплением на удачу" перед будущими походами.
Строгость церковного обряда сочеталась с неподдельным мужеством, которое запорожцы считали своей главной добродетелью.
После духовных торжеств приходило время для силы и выносливости. Зимние игры на Сечи были не простыми забавами, а формой тренировок.
Запорожцы соревновались в борьбе "на поясах", устраивали снежные штурмы на импровизированные крепости, соревновались в толкании "лава на лаву" и тренировали глазомер в бросании барток.
На заснеженных равнинах иногда проводили конные гонки - проверку выносливости лошади и всадника. Эти соревнования поддерживали боевую форму даже тогда, когда военных действий не было.
Многие из тех традиций до сих пор живут в современной украинской культуре. Это и колядование, и маланкование с "козой", и крещенские купания, и народные силовые игры.
Часть из них была трансформирована, часть дополнена христианскими или более поздними народными элементами, но их козацкий корень ощутим до сих пор.
Именно через зимние праздники козацкая эпоха оставила особый культурный код - сочетание духовности, юмора, силы и свободы.
Вас также может заинтересовать:
Для написания этого материала были использованы следующие источники: Историческая правда, Украинский институт, Музей Гетманства.