ua en ru

Зумеры против миллениалов: как война и кризис меняют деньги, карьеру и ценности молодежи – объясняет социолог

Зумеры против миллениалов: как война и кризис меняют деньги, карьеру и ценности молодежи – объясняет социолог Социолог Людмила Черенько (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)

Кто такие зумеры и чем они отличаются от миллениалов? Как новые поколения строят карьеру, почему не доверяют банкам, не хотят экономить и не мечтают о собственном жилье? А также, как молодежь, выросшая со смартфоном в руках, может изменить мир, – в интервью РБК-Украина.

 

Главное:

  • Битва поколений: кто такие зумеры и миллениалы, и в чем их отличия?
  • Работа, карьера или внутренний комфорт: что важно для молодежи?
  • Что в приоритете у молодых поколений: деньги, недвижимость и жизнь "здесь и сейчас"?
  • Вызовы времени: как война формирует поколение зумеров?

Зумеры и миллениалы – поколения, которые формируют сегодняшние тренды и задают тон будущему Украины. Они по-разному смотрят на карьеру, деньги и стиль жизни. Первые заработанные деньги в Tik-Tok, тяга к технологиям и удовольствие "здесь и сейчас" – привычные вещи для молодежи, которые так пугают старшие поколения...

РБК-Украина расспросило доктора экономических наук, заведующую отделом исследований уровня жизни населения Института демографии и социальных исследований НАН Украины Людмилу Черенько о том, чем отличаются эти две генерации, как война и кризис влияют на их финансовые привычки, карьеру, жизненные ценности и чего можно от них ожидать дальше.

Битва поколений: кто такие зумеры и миллениалы, и в чем их отличия

В чем основные отличия зумеров от миллениалов с точки зрения поведения и ценностей ?

– В одном из исследований миллениалов назвали "дух свободы", а зумеров – "экосознание". Это основное, что их отличает. Конечно, у них много общего, потому что обе категории – это молодые люди. Зумеры родились в новом тысячелетии (с начала 2000-х), а миллениалы (условно считается с 1983 до 2000) – уже взрослели в это время. Они также росли во время новейших технологий, когда перевернулось технологическое сознание.

Зумеры – очень молодые люди, которые в полной мере еще не смогли себя проявить. Мы можем только догадываться, как они будут в будущем реализовываться, поскольку им в подавляющем большинстве еще нет 25 лет. В измерении современного мира они считаются детьми.

Зуммеров характеризует более обостренное чувство справедливости, чем у миллениалов. Те сосредоточены на своем выборе и его правильности, на самореализации, а вот зумеры более чувствительны ко всему. Они занимаются проблемами изменения климата, гендерным равенством. Это поколение альтруистов.

В частной жизни среди них распространено вегетарианство, сознательное потребление, использование экокожи. Зумеры – позитивно-прагматичные люди, а миллениалы – жизненно-прагматичные.

Зумеры против миллениалов: как война и кризис меняют деньги, карьеру и ценности молодежи – объясняет социологДоктор экономических наук, заведующая отделом исследований уровня жизни населения Института демографии и социальных исследований Людмила Черенько (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)

Считается, что зумеры – это высокотехнологичное поколение и оно может совершить технологические прорывы, поскольку росло со смартфоном в руках. Потому что к чему старшие поколения в обучении шли трудными путями, зумеры сокращали эти пути, не тратя много времени на поиски информации. Они лучше и быстрее усваивают технологические вещи, потому что им не надо их изучать, они у них растут.

Вообще, понятие поколения достаточно условное. Американцы проводили исследования, как поколения идентифицируют себя. Так почти 90% бейби-бумеров (рожденные в 1940-х – нач. 1960-х) определяют принадлежность к своему поколению, а большинство зумеров даже не понимают, о чем идет речь.

Работа, карьера или внутренний комфорт: что важно для молодежи

На что обращают внимание миллениалы и зумеры при поиске работы? Как выбирают профессии?

– При выборе профессии нет чего-то характерного для поколения. Есть определенные трендовые специальности, но трудно сказать, связаны ли они со спецификой развития страны или глобальным рынком труда.

Зумеры так не заточены как миллениалы на распределении между ручным трудом и умственным. Если миллениалы унаследовали от предыдущих поколений стремление к работе в офисе, то зумеры скорее выберут работу, которая будет соответствовать их представлениям и принципам, но меньше акцентировать на характере труда.

Понятно, что с каждым поколением меняется спектр и структура профессии. И, соответственно, меняются стремления: что конкурентно на рынке – то и выбирают.

Исследования показали, что 46% зумеров хотели бы работать в той компании, которая беспокоится об экологии и современных мировых проблемах.

Если будет выбор между двумя аналогичными вакансиями, они выберут компанию, где заботятся об этих вопросах, даже если там будет меньший заработок.

Это то, чего не скажешь о миллениалах. Те более настроены на хорошие заработки. Но они меньше, чем предыдущие поколения, хотят быть наемными работниками. У них тяга к самозанятости, предпринимательству, работе онлайн. В определенной степени они хотят быть более обособленными от социума.

Вообще, в мире 10-15% людей имеют врожденные способности к предпринимательству, остальные – больше склонны быть наемными работниками. Поэтому есть мнение, что у зумеров будет более развита предпринимательская жилка, чем у предыдущих поколений. Но еще трудно сказать, как они будут реализовывать это дальше.

Насколько эта тяга к собственному делу коррелируется с финансовой успешностью?

– Из того, что мы исследовали, оба поколения в Украине склонны избегать финансовых учреждений. Если старшие не доверяют банковской системе или боятся новых цифровых вещей, то молодежь это технологически не пугает. Но они все равно избегают финансовых учреждений, потому что банки – это или кредит, или депозит, или еще страхование или инвестирование. Кстати, миллениалы и зумеры рассматривают инвестиции, но это в нашей стране не очень распространенная практика.

Зумеры против миллениалов: как война и кризис меняют деньги, карьеру и ценности молодежи – объясняет социологДля поколения зумеров характерно "экосознание", а для миллениалов "дух свободы" (фото: Freepik)

Что в приоритете у молодых поколений: деньги, недвижимость и жизнь "здесь и сейчас"

– То, что молодежь мало доверяет банкам и не хочет накапливать деньги, как-то повлияет масштабно на страну?

– Зуммеры еще могут измениться, а вот миллениалы очень склонны к инвестированию, в том числе в жилье. Для нас после советской травмы этот вопрос очень чувствительный.

Скажем так, миллениалы – это первое поколение арендаторов. И это так во всем мире. За рубежом, собственники жилья – это только около 10% миллениалов, 90% – арендаторы. Они заточены на съемные квартиры не потому, что им не хватает денег на собственное жилье, это просто их видение мира.

То есть, если трактовать миллениалов как "дух свободы", то собственная недвижимость – это определенная несвобода, потому что тогда уже имеешь привязку к месту.

У нас это особенно важно, потому что у нас не было культуры аренды как таковой. Разве что в крупных городах и то процент арендаторов был низкий.

До полномасштабной войны только 5% домохозяйств жили в арендованном жилье и только когда появилось много внутренне перемещенных лиц, то в 2023-м у нас было уже 10% арендаторов. Рост вдвое произошел только после таких переломных событий.

То есть миллениалы согласны жить в арендованном жилье, в отличие от поколения Х (рожденные с 1965 по 1980 годы), которые хотели только собственное жилье. При этом миллениалы – это первое поколение в Украине, которое рассматривает недвижимость, как удачную инвестицию.

Интересно, что в молодости они очень хотели вырваться от родителей, опять же проявлялся "дух свободы". Но исследования показывают, что 30-40% через годы они возвращаются к родителям. Причем делают это из абсолютно прагматических рассуждений, потому что им так комфортно, а не потому, что им не хватает средств, как в поколении их родителей, которые были вынуждены жить со старшими из-за нехватки ресурсов.

Как будет с зуммерами – еще не определено, потому что у них только происходит процесс установки. Поскольку они более технологичны и продвинуты, то у них есть возможность по-другому смотреть на жизнь. И сейчас трудно прогнозировать, какими они станут, тем более под влиянием войны...

Насколько зумеры ответственно относятся к деньгам? Можно ли их назвать финансово грамотными?

– Они 100% финансово грамотные, а об отношении к собственным деньгам еще рано говорить, потому что большинство живут с родителями. Преимущественно, это еще дети – школьники и студенты.

Многие отмечают еще и то, что зумеры часто начинают зарабатывать в детском возрасте благодаря современным технологиям. Вообще, мы живем в эпоху изменения представлений о ценностях поколения. То, что мы раньше считали нормальным, к чему стремились, уже сейчас неактуально. Даже то же самое пенсионное страхование. Есть много таких вещей, о которых поколения будут менять свои представления, в том числе о потоках денег.

Зумеры тянутся к стабильности или наоборот готовы рисковать ради перспективы?

– Все исследования показывают, что они не хотят отказываться от сегодняшних удовольствий. Например, делать определенные накопления, сбережения. Они живут полной жизнью. И, кстати, для миллениалов характерно тоже было, что они очень мало делали сбережений.

Было исследование, на чем начали экономить украинцы в условиях полномасштабной войны. Больше всего стали сокращать расходы представители поколения Х, на втором месте – миллениалы, а тогда уже зумеры. Они меньше всего сократили расходы на посещение заведений питания, покупки бытовой техники, электроники.

Но они больше, чем миллениалы, экономили на косметике и средствах личной гигиены. Это свидетельствует, что люди стремятся в первую очередь быть внутренне довольными. Не внешне выглядеть, так как бы от них ожидали, а быть внутренне спокойными и уравновешенными.

А вот для поколения Х важно, что о них будут говорить другие – это больше жизнь внешне.

То есть можем говорить, что на зумеров меньше влияют соцсети и окружение?

– Они очень влияют на миллениалов. Это как раз поколение, которое полностью в своем выборе доверяют соцсетям. Зумеры тоже реагируют на окружение, но доверяют только любимым блогерам и замкнутому кругу друзей.

Я бы сказала, что это возврат к доверию только узкому кругу, как это было у их бабушек и дедушек. Те имели высокий уровень доверия к самым близким и низкий уровень ко всем чужим.

Насколько молодые поколения доверяют рекламе?

– Слабо. На миллениалов маркетинг мало влияет, а на зумеров тем более. Как-то я читала лекцию, как маркетологи используют поведенческие эффекты, и аспиранты, среди которых большинство зумеров, это и так понимали, но не как изученный материал, а просто на уровне ощущений, потому что вырастали в этом.

Зумеры против миллениалов: как война и кризис меняют деньги, карьеру и ценности молодежи – объясняет социологПоколение зумеров не готовы отказываться от удовольствия и живут "здесь и сейчас" (фото: Freepik)

Вызовы времени: как война формирует поколение зумеров

– Как пандемия, война и экономическая нестабильность влияют на молодые поколения?

– Еще трудно сказать, каким будет влияние текущих событий. Последняя нашумевшая история была с тем, что разрешили выезд за границу мужчинам до 22-х лет. Считаю, это правильное решение. Его надо было принять раньше.

В свое время это не сделали и сейчас педагоги говорит, что это негативно повлияло на высшее образование, потому что многие дети выезжают на учебу за границу. У них перестраивается сознание и потом уже мало шансов на их возвращение. А если дать возможность получить образование в Украине, то происходит осознание себя здесь, появляется понимание собственного выбора. Потому что когда ребенок уезжает в 17 лет – это выбор родителей.

Это очень важно для поколения зумеров, потому что они более уязвимы, когда на них давят. Стоит применять "теорию мягкого толчка" – ее идея в том, что на людей нельзя давить. У некоторых давление может вызвать сопротивление. И это абсолютно неправильный подход, когда государство пытается к чему-то заставить, не объяснив, какая польза от этого. А для поколения зумеров – это еще важнее, потому что они должны сами до этого дойти и осознать.

–​​​​​​​ Если значительная часть зумеров вернется из-за границы, есть ли угрозы, что будет внутренний конфликт между представителями одного поколения?

– Это не то поколение, которое стремится к конфликтам. Здесь более опасно, что они не будут вливаться в социум.

Готово ли государство и работодатели адаптироваться к потребностям зумеров в образовании и сфере труда?

– Нашей системе очень трудно адаптироваться к любым потребностям. Но в целом, когда одно поколение будет вытесняться другим, то понимание новых потребностей будет приходить. И системы, пусть медленно, но будут адаптироваться.

Ускорить этот процесс в наших реалиях очень сложно, потому что это все забюрократизировано. Должно перестроиться отношение государства ко всему, во что оно вкладывается. Потому что мало просто выделить деньги. И это, в частности, касается социальных программ.

В теории мягкого толчка есть интересный термин "либертарианский патернализм". В нем содержатся два термина, которые не сочетаются – один свидетельствует о полной свободе, другой – об абсолютном контроле. Новому поколению зумеров важнее, чтобы пришло понимание на собственном уровне и тогда положительное влияние даст больший эффект.

Либертарианский патернализм – это подход, который заключается во влиянии на поведение людей для их же блага, при этом сохраняя их свободу выбора. Концепция основывается на том, что институты могут создавать "архитектуру выбора", которая направляет людей к лучшим решениям, не ограничивая при этом их возможность отказаться от определенного выбора.

Если поколение Х еще в большей степени прислушивалось и подчинялось государству еще и потому, что часть их жизни пришлась на советский период, то на зумеров повлиять будет чрезвычайно сложно.