ua en ru

Взгляд религии на Холокост: "Где был Бог?"

Восьмого апреля в Израиле отметили День памяти Катастрофы и героизма европейского еврейства.

Представители течений иудаизма по-разному отвечают на вопрос "Как Бог допустил Шоа?", но ни у одного из них нет официального ответа.

"Этот горький вопрос, исходящий из самого сердца, - потребность веры. В книге Эли Визеля "Ночь" описывается, как немцы вешают маленького мальчика. Кто-то спрашивает: "Где же сейчас Бог?" Этот вопрос правомерен. Вера несовместима с таким ужасом. Полагающийся на Бога требует от него справедливости. Верующий не может согласиться с тем, что Бог способен на жестокость. В то же время он знает, что Творец управляет всем, что существует под солнцем. Человек пытается понять механизм Божьей власти. Вопрошать Господа - это наша прерогатива еще с древних времен. Авраам спорил с Богом по поводу Содома и Гоморры. Смиренный праведник все же осмелился бросить вызов самому Всевышнему: "Неужели судья всей земли не рассудит справедливо?" Тут нет противоречия. Верующий вопрошает Бога именно потому, что верит. Авраам не мог вынести, чтобы Творец совершил несправедливость. В этом же суть дилеммы Иова. Он страдал не потому, что на него обрушились несчастья, а потому, что поколебался его идеал справедливости. Иов не мог принять аргументы своих друзей не из-за преувеличенного самомнения и не из-за того, что считал себя непогрешимым праведником. Его возмутило, что они защищали зло, доказывая, будто оно и есть справедливость. Сами того не понимая, они оскорбили достоинство Творца, в которого верил Иов" - пишет в книге "Вера после Катастрофы" Элиэзер Беркович.

"Еще где-то за 20 лет до начала этой катастрофы, величайший каббалист современности, рав Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) предсказывал эти события. Он предупреждал и писал о том, как надо действовать: еврейский народ должен выполнить миссию, которая на него возложена. Он обязан раскрыть, в первую очередь, себе и потом всему миру науку, которая говорит о том, как стать счастливыми, как стать интегральным человечеством, приблизить человечество к своему предназначению — к гармонии с окружающей природой. Но его никто не слушал, и, к сожалению, то, что он предсказывал, случилось" - говорит проф.Михаэль Лайтман, ученый-каббалист.

Один из самых распространенных ответов на вопрос о Боге во время Холокоста - это вопрос "А где же был человек?"

«Не Бог построил Освенцим и его крематорий. Это сделали люди. Может и трудно верить в Бога после Холокоста, но верить в человека — вообще не возможно».