ua en ru

Президент или король? Как Трамп меняет символы американской власти

Президент или король? Как Трамп меняет символы американской власти
Автор: Роман Кот

Весь первый год своего президентства Дональд Трамп создавал культ собственной личности, вызывая раздражение многих американцев.

РБК-Украина рассказывает о наиболее резонансных случаях и реакции на них.

Главное:

  • Для чего Трамп добавил свое имя в название культурного центра?
  • Как он провел военный парад на собственный День рождения?
  • Почему Трамп строит бальный зал в Белом доме?

После возвращения в Белый дом президент США Дональд Трамп не ограничивается мирными переговорами по всему миру или борьбой с мигрантами. Параллельно он взялся менять культурный и символический ландшафт США.

Более того, Трамп все чаще дает понять, что существующие президентские полномочия и негласные ограничения для него слишком узкие. За прошедший год это проявилось в ряде громких жестов – от символических решений в сфере культуры до демонстративных публичных акций, которые ранее считались нетипичными для президентов.

Центр искусств в честь Трампа

Один из крупнейших скандалов в этом контексте вспыхнул в декабре. Речь идет о переименовании Национального центра сценического искусства имени Джона Кеннеди. 18 декабря пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт объявила, что отныне он будет называться "Центр Трампа-Кеннеди".

Центр был создан в 1964 году как "публичный мемориал" президенту Джону Ф. Кеннеди, убитому за несколько лет до того. Там проводят культурные мероприятия, а также он является резиденцией Национального симфонического оркестра США и Вашингтонской национальной оперы.

Именно поэтому переименование Центра вызвало острую реакцию. Десятилетиями он существовал вне текущей политики и символизировал преемственность американской демократии.

Формально президент США не принимал это решение. Переименовал Центр его попечительский совет. Но за последний год Трамп его коренным образом обновил, чтобы его союзники имели преимущество во время голосований.

Официально решение объяснили тем, что Трамп обеспечил более 250 млн долларов федеральных средств на ремонт Центра. Однако финансирование из бюджета само по себе никогда ранее не становилось основанием для переименования национальных мемориалов.

Вместе с тем критики Трампа восприняли такой жест как надругательство над памятью Кеннеди. Как отмечает обозреватель The Washington Post Филип Кенникотт, национальные культурные площадки, созданные как внепартийные мемориалы, не должны становиться частью политического самопрославления действующего президента.

В конце концов, ряд музыкантов и актеров объявили о бойкоте: джаз-группа The Cookers отменила новогодний концерт, танцевальная компания Doug Varone and Dancers – апрельские выступления, актриса Issa Rae и продюсеры мюзикла "Hamilton" отказались от запланированных шоу на весну этого года.

Парад на День рождения

В июне прошлого года в Вашингтоне прошел большой военный парад, посвященный 250-летию Армии США. На удивление, он совпал с днем рождения Трампа – 14 июня, когда ему исполнилось 79 лет.

Этот день также является национальным праздником – Днем флага. В то же время персональное присутствие президента в роли главного адресата внимания сделало парад событием, которое многие американцы восприняли скорее как его личное действо.

Более 6 тысяч солдат, бронетехника, артиллерийские системы и дроны маршем прошлись по главной улице столицы США. Вместе с тем в Штатах, несмотря на войны по всему миру, нет регулярной традиции проведения парадов в мирное время, как во Франции или России. И именно это, по мнению критиков, делало событие особенно диссонансным с американской политической культурой.

Историк Джошуа Зейтц в разговоре с NPR отметил, что такие мероприятия "выглядят как нечто, что вы ожидаете увидеть в странах вроде Северной Кореи или бывшего Советского Союза".

Кроме того, стоимость парада по разным оценкам составила 25-45 млн долларов. А это вызвало возмущение на фоне сокращения социальных программ по охране здоровья и помощи ветеранам.

Но несмотря на критику, сам Трамп на параде стоял на трибуне, активно жестикулировал, салютовал и, по описаниям своего окружения, выглядел довольным демонстрацией силы.

Место для бала

Если в случае с Центром Кеннеди и парадом Трамп работал с символами и публичными ритуалами, то перестройка Белого дома стала попыткой физически вписать собственный стиль и представление о величии в официальную президентскую резиденцию.

По приказу Трампа было снесено восточное крыло здания. На его месте будет построен огромный бальный зал площадью более 8 тысяч квадратных метров. Это самое большое структурное изменение Белого дома со времен реконструкции при президентстве Трумэна в 1948-1952 годах.

Трамп не принимал это решение единолично, но активно продвигал такую идею. Среди прочего он утверждал, что Восточная комната (самый большой зал Белого дома) слишком мала для государственных приемов, и президенты мечтали о большом бальном зале более 150 лет.

В то же время ни один из его предшественников не пытался реализовать эту идею в форме, настолько близкой к собственным частным имениям.

Проект вдохновлен позолоченными залами частного имения Трампа Mar-a-Lago. Он неоднократно называл его "одним из самых красивых мест в мире" и образцом того, какими должны быть государственные резиденции. Более того, Трамп занимается даже мелкими деталями строительства. К примеру, он лично выбирал мрамор для зала.

Стоимость строительства оценивается в 200-300 млн долларов, а его финансируют частным образом – сам Трамп и "патриотические доноры". Среди спонсоров реконструкции – крупные технологические компании, такие как Apple, Amazon, Meta.

Архитектурные и культурные критики в США восприняли идею бального зала скептически. Обозреватель The Washington Post Филип Кенникотт ранее неоднократно называл стиль, который Трамп культивирует в Mar-a-Lago, "эстетикой излишества", имеющей больше общего с частными клубами для миллиардеров, чем со сдержанной символикой демократической власти.

В свою очередь архитектурный критик The New York Times Майкл Киммелман писал, что увлечение Трампа позолотой и масштабом является "визуальным выражением эго", где размер и блеск подменяют исторический контекст и функцию пространства.

Поэтому появление в Белом доме зала, стилистически близкого к Mar-a-Lago, выглядит не столько ответом на протокольные нужды, сколько попыткой перенести частный бренд Трампа в сердце американской государственности.

Что в ответ

Реакция на эти шаги Трампа не ограничилась критическими колонками в медиа. В течение прошлого года в разных городах США проходили акции протеста под лозунгом "No Kings" (Без королей). Их участники выступали против "культа личности" и попыток превратить президентство в инструмент самопрославления. Протестующие отмечали, что в республике нет места символам, присущим монархиям или авторитарным режимам. Тем более, сам Трамп и его соратники неоднократно изображали президента США в образе монарха.

Оппозиционные демократы в Конгрессе также пытаются реагировать, но более системно. Несколько конгрессменов внесли законопроекты, которые должны ограничить право президента единолично инициировать переименование федеральных учреждений и мемориалов, в частности имеющих статус национального наследия.

Параллельно общественные организации и отдельные художники подали судебные иски, оспаривая как процедуры принятия решений, так и возможное нарушение принципа политической нейтральности культурных институтов.

Впрочем, несмотря на протесты, законодательные инициативы и судебные процессы, все эти конфликты лишь подчеркивают более глубокую проблему: американское общество снова вынуждено искать грань между сильной президентской властью и опасностью ее персонализации.

Для Украины эта дискуссия имеет не только теоретическое значение. Именно от того, как в США будут решать вопрос сдержек и противовесов, зависит предсказуемость американской политики – в том числе и в сфере поддержки союзников в войне с Россией и хода мирных переговоров.