ua en ru

Предпосылки создания Бюро экономической безопасности и современные вызовы

Предпосылки создания Бюро экономической безопасности и современные вызовы Иллюстративное фото: Предпосылки создания Бюро экономической безопасности и современные вызовы (Facebook)
Григол Катамадзе
Григол Катамадзе
Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины

Становление нового правоохранительного органа - Бюро экономической безопасности (БЭБ), - привлекает все больше внимания общества, не только экспертов. Объективно сложившиеся условия требовали обновления направления развития БЭБ: с одной стороны, бизнес требовал снижения административного и коррупционного давления, которое было слишком высоким, а с другой - государство нуждалось в создании эффективного механизма защиты экономических интересов.

Подробнее о предпосылках создания БЭБ и современных вызовах для бюро - читайте в колонкепрезидента Ассоциации налогоплательщиков Украины, члена наблюдательного совета УРБ Григола Катамадзе для РБК-Украина.

 

Уровень риска целенаправленной деятельности организованной преступности по отдельным направлениям экономической деятельности достигал от 60% до 71%.

Наряду с этим, российская агрессия внесла свои коррективы и в этот процесс. Еще в 2019 году, исследуя гибридные угрозы, эксперты акцентировали на высоком уровне риска (45%) появления новых преступных схем в сфере экономики, как элемента посягательства на экономическую целостность Украины. Во время войны, все чаще, новости в медиа обращают внимание на многочисленные правонарушения, связанные с гуманитарной помощью. В то же время прогнозируя угрозы в период восстановления Украины - уже сегодня нужно оценивать риски, связанные с использованием международной финансовой помощи на фоне системных криминальных явлений: организованная экономическая преступность, присвоение государственных средств, отмывание средств, коррупция и тому подобное.

Масштабы организованной экономической преступности

Ситуация с оргпреступностью является чрезвычайной. Оценивая риски организованной криминальной активности в экономике нашей страны в 2021 году, эксперты выделили, что:

  • 15% организованных преступных группировок (далее ОПГ) осуществляют свою деятельность на транснациональном уровне;
  • почти 9% ОПГ существуют более 15 лет;
  • 33% ОПГ имеют значительный опыт криминальной экономической деятельности;
  • почти 20% ОПГ характеризуются связями с "ворами в законе";
  • 22% ОПГ ежемесячно оперирует финансовыми ресурсами более 250 млн грн;
  • у 9% ОПГ годовой объем средств, полученных в результате незаконной деятельности превышает 500 млн грн;
  • 58% ОПГ имеют хорошее понимание методов деятельности правоохранительных органов и используют меры противодействия;
  • 63% ОПГ системно используют коррупционные связи, и в 19% случаев это связи в правоохранительных органах;
  • у 38% ОПГ масштабы преступной деятельности увеличились, - вывод один - наличие сформированной, "профессиональной", организованной экономической криминальной инфраструктуры.

Какой институт способен минимизировать деструктивное влияние системных криминальных явлений в экономике страны? Имеет ли БЭБ соответствующие возможности?

Не один год украинское профессиональное сообщество боролось за создание нового органа по борьбе с экономическими преступлениями, на замену всех остальных, ограничивая давление на бизнес, возлагая большие надежды на формирование возможностей эффективной защиты экономических интересов всего общества. И получили то, что очень за короткий период называют в обществе не без иронии - "БЭБ"!

Проблемы оценки эффективности БЭБ

Большинство экспертов, мониторящих процессы становления БЭБ, анализируя результаты деятельности новосозданного органа - основные акценты делают на статистических данных, касающихся уголовно-правовой активности БЭБ. Но не учитывают того, что уже давно отмечают не только отечественные эксперты, но и зарубежные: государственная статистика, в частности ЕРДР, не отражает реального состояния экономической преступности в стране.

Уголовная ответственность является лишь одним из инструментов безопасности общества и обеспечивает неотвратимость наказания за совершенные преступления. Однако, учитывая высокие коррупционные риски в нашем обществе и прочее - вероятность эффективной работы исключительно наказаний является чрезвычайно низкой. Кроме того - анализ реальных судебных приговоров за экономические преступления в прошлые периоды свидетельствует об их ничтожности на фоне тех системных криминальных проявлений, требующих безотлагательного и адекватного ответа государства.

Риск-ориентированный подход: законодательная основа и реальность

Именно поэтому почти десятилетие в Украине приоритетом бизнес-сообщества рассматривается внедрение современной философии правоохранительной деятельности и модели управления на основе аналитической разведки. И определенные достижения имеют место, ведь ряд норм Закона Украины "О БЭБ" реализует именно указанный подход. Ключевыми направлениями предусмотрено развитие информационно-аналитической деятельности, проактивность в деятельности БЭБ, обеспечивая прежде всего предотвращение преступности в системе экономической безопасности государства. Системообразующим компонентом реализации ключевых направлений является риск-ориентированный подход в деятельности БЭБ и внедрение риск менеджмента на основе их оценки.

В соответствии с п.5, ст.12 ЗУ "О БЭБ" порядок применения риск-ориентированного подхода утверждается приказом БЭБ, а п.5 ст.13 порядок проведения комплекса мероприятий по оценке рисков в сфере экономики утверждается КМУ.

Но, по состоянию на сейчас указанные документы не разработаны и не утверждены, а это отсутствие соответствующей правовой регламентации, по сути, ключевого направления деятельности БЭБ, на пятом году официальной деятельности государственного органа.

Формально - это невыполнение прямой нормы Закона. Согласно п.3 ст.12 "Риск-ориентированный подход должен быть пропорциональным характеру и масштабу деятельности Бюро экономической безопасности Украины в соответствующей сфере".

По сути, Закон прямо указывает на то, что БЭБ свою работу (направления, сферы экономики, уголовное преследование, арест активов и т.п.) должен определять на основе предварительно проведенной оценки рисков в сфере экономической безопасности Украины. То есть предмет деятельности сотрудников БЭБ (по Закону) определяется уровнем риска по критериям, которые "связаны с характером и видом противоправного действия, отраслевыми особенностями системных криминальных явлений, финансовыми потерями государства от оптимизации уплаты налогов и т.п." (п.2 ст.12).

Подытожим: на основе оценки рисков (и только так), при физическом наличии соответствующего аналитического продукта должен быть разработан план работы БЭБ хотя бы на год, а лучше на период военного положения (из-за наличия угроз различного характера), который указывает на выполнение прямой нормы Закона и является обоснованием сметы расходов государственных средств на деятельность БЭБ.

Понятно, что в текущей ситуации указанная проблема не будет в центре внимания, но руководство БЭБ должно предусмотреть, что совсем скоро вопрос о целевом использовании бюджетных средств может поставить Счетная Палата Украины.

Правоохранительная сущность БЭБ и потребность в модернизации

БЭБ - в первую очередь правоохранительный орган! А "правоохранительный орган" не требует формального юридического определения (законодатель использует разные юридические конструкции, в частности ЦОИВ), стоит лишь обратить внимание на полномочия и задачи институции. По статье 8 ЗУ О БЭБ, "досудебное расследование" отдельных видов преступлений уже ставит упор на правоохранительной деятельности. При этом аналитика является вспомогательным инструментом в расследовании преступлений (ст.9 ЗУ О БЭБ).

На пятом году деятельности института мы вынуждены констатировать, что некомпетентность отражается и в том, что текущий правоохранительный орган не имеет ничего общего с новыми подходами к деятельности. Фактически, это ежедневная погоня за тем, что уже давно произошло. Вопрос: какова эффективность 1200 работников БЭБ в пределах Украины, или хотя бы киевских сотрудников? Ведь за последние годы в столице насчитывается по меньшей мере 110 организованных преступных группировок, действующих в экономическом секторе нашего государства.

Необходимость внедрения ILP-модели

Перезагрузка работы Бюро должна происходить в соответствии с профильными законами. Одной из фундаментальных новаций этого закона является риск-ориентированный подход в деятельности органа. В документе четко прописаны задачи из восьми пунктов, где первым пунктом стоит: "выявление зон рисков в сфере экономики путем анализа структурированных и неструктурированных данных".

Законодатель сделал очень важный выбор в пользу имплементации новой модели полицейской деятельности, которая, кстати, в странах Европы и США уже апробирована в течение длительного периода. Полицейская деятельность, руководствующаяся разведывательной аналитикой, (так называемая ILP - Inteligence Led Policing), - является краеугольным камнем современной правоохранительной политики, подчеркивающей проактивную и превентивную общую методологию и позволяющей правоохранителям на шаг опережать преступников. ILP модель позволяет: определять и видеть тенденции и закономерности, которые связывают различные преступления; лиц и их местонахождение, а это, в свою очередь, очень положительно влияет на скорость и эффективность реакции соответствующих институтов.

Внедрять новые методы всегда очень сложно, однако уверен, что лица, заинтересованные в процессе восстановления современного украинского государства, сделают все необходимое для эффективного воплощения этой концепции с четким осознанием - ее реализация приближает деятельность украинских правоохранителей к европейским.

Роль экспертного сообщества в развитии методологии

Команда экспертов Ассоциации налогоплательщиков Украины в течение нескольких лет активно работала над разработкой Методологии проведения анализа финансово-экономических рисков, а также ее ключевого компонента - Автоматизированной системы управления рисками, которая, кстати, станет базовым инструментом внедрения в жизнь реформаторского для правоохранительной системы риск-ориентированного подхода. Команда АППУ еще в марте 2021 года презентовала обществу этот документ, вместе с алгоритмами определения рисков экономической безопасности.

Бизнес-сообщество не хочет находиться в состоянии ожидания, а активно работает над различными направлениями, в частности, активно привлекает к этим процессам авторитетных международных экспертов, чтобы в очень сложное время подставить плечо государству.

Парламентский контроль и новое руководство БЭБ

Деятельность Бюро экономической безопасности остается в фокусе внимания украинского бизнеса. Среди институциональных реформ, которые вошли в принятые несколько лет назад на форуме "ТОП-10 приоритетов бизнес-сообщества", - перезагрузка БЭБ, постоянный контроль за работой Бюро экономической безопасности и создание качественных показателей эффективности для измерения эффективности работы БЭБ.

Общество уже почувствовало как работает Парламентский и общественный контроль. Он дает возможность перезагрузить работу важнейшего органа, сделать его деятельность эффективной с точки зрения преодоления экономической преступности, и одновременно - прозрачной и подотчетной обществу. Теперь нам необходимо достичь договоренности между различными игроками: бизнес-сообществом, исполнительной, законодательной властью и самим БЭБ, чтобы оценивать деятельность Бюро по одинаковым критериям. Это очень сложная задача, но крайне важная именно сейчас, на старте полной перезагрузки Бюро.

15 августа 2025 года состоялась конференция "Сотрудничество БЭБ и добросовестного бизнеса - залог эффективного противодействия экономическим преступлениям", организованная совместно с БЭБ и ведущими бизнес-ассоциациями страны. В мероприятии приняли участие более 50 руководителей ведущих объединений, для обсуждения сотрудничества и стратегических направлений развития Бюро экономической безопасности Украины под руководством нового директора Александра Цивинского.

Новоиспеченный директор Бюро, представил свое видение будущего органа, отметив необходимость кардинальных изменений и создании эффективной аналитической службы. Он отметил, что планирует как можно быстрее провести переаттестацию всех сотрудников Бюро с привлечением международных экспертов, а также сосредоточить усилия на борьбе с крупными "серыми" схемами.

Что важно, Александр Цивинский также категорически заявил о нулевой толерантности к коррупции и необходимости обеспечения равных условий для ведения бизнеса.

Базовые показатели эффективности работы БЭБ (KPI)

Именно на этом форуме бизнес-сообщество предложило новому Директору БЭБ базовые показатели эффективности работы БЭБ (КРІ). В частности это такие показатели эффективности:

1) Соотношение (постатейно) количества начатых досудебных расследований к количеству подозрений;

2) Соотношение количества внесенных в ЕРДР, что подследственные БЭБ - к количеству дел направленных в суд;

3) Соотношение количества обвинительных актов, направленных в суд, к количеству обвинительных и оправдательных приговоров, вступивших в законную силу и к количеству производств закрытых в суде по ч. 4 ст. 212 УК (в связи с уплатой доначисленных налоговых обязательств).

4) Динамика количества обысков (в целом инвазивных следственных действий) БЭБ по ст. 212 и 191 (квартал к кварталу). Соотношение к количеству обысков в развитых странах-соседях (с учетом количества юрлиц), а также результативности таких действий. Дополнительно: количество обысков в динамике (квартал к кварталу), проведенных без определения суда; количество обысков в динамике, проведенных с целью изъятия документов, без предварительного запроса о предоставлении документов, в порядке ст. 93 УПКУ и т.д.

5) Динамика количества и стоимости арестованного имущества по ст. 212 и 191 (квартал к кварталу). Соотношение наложенных арестов имущества и отмененных, в динамике по кварталам.

6) Суммы налоговых поступлений (в динамике), поступивших в государственный бюджет благодаря принятым БЭБ мерам аналитического и превентивного характера, в том числе благодаря легализации деятельности субъектов хозяйствования, которые отказались от использования теневых схем

7) Средняя продолжительность досудебных расследований по уголовным производствам, отдельно доля ДР длящихся более 18 месяцев (ст. 219 УПК Украины).

8) Количество жалоб бизнеса (к бизнес омбудсмену и ведущих бизнес ассоциаций) квартал к кварталу.

9) Отдельными важным показателем должен быть уровень "тени" в разрезе отдельных налогов, в разрезе отраслей, который измеряется через методологию tax gap.

Надеемся, что народные депутаты, Кабмин, председатель БЭБ учтут предложения бизнес-сообщества по аналитическому подходу и КРІ, и общество в следующем году получит обновленное качественное Бюро, сосредоточенное на противодействии экономическим преступлениям.