ua en ru

Елена Нусинова: Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками – три столпа устойчивого бизнеса в Украине

Елена Нусинова: Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками – три столпа устойчивого бизнеса в Украине Эксперт по корпоративному управлению и комплаенсу Елена Нусинова (фото: пресс-служба)
Автор: Спецпроект

О том, какие внутренние системы и процессы помогают украинскому бизнесу оставаться устойчивым в военных условиях, рассказала РБК-Украина эксперт по корпоративному управлению и комплаенсу Елена Нусинова.

Во время войны в Украине бизнес работает под беспрецедентным давлением – от рисков безопасности до кадровых потерь. Компаниям приходится одновременно повышать прозрачность, усиливать контроль и внедрять международные стандарты.

Почему корпоративное управление, комплаенс и управление рисками стали ключевыми элементами устойчивости и развития бизнеса – объяснила в интервью Елена Нусинова, Д.Э.Н. MBA, DBA, эксперт по корпоративному управлению и комплаенсу.

– Елена, сегодня тема комплаенса, корпоративного управления и управления рисками является одной из самых актуальных для украинского бизнеса. Почему эти три направления так критичны именно сейчас?

– На самом деле все, что вы сказали – это действительно три столпа. Корпоративное управление – это скелет компании. Именно оно отвечает за отношения с акционерами, менеджментом, за распределение полномочий, за инвестиционную привлекательность. Если корпоративное управление слабое, компания выглядит непрозрачной и неинвестиционно привлекательной.

Управление рисками – это нервная система. Она отвечает за предотвращение финансовых, операционных, юридических и других рисков, с которыми может сталкиваться компания, и производит правила, помогающие их нивелировать.

Комплаенс, по моему мнению, – это иммунная система. Он обеспечивает четкость процедур, политик, процессов, направленных на уменьшение рисков и укрепление корпоративного управления. Это тот фундамент, благодаря которому компания обретает устойчивость и прозрачность в бизнес-среде.

– Как война повлияла на подходы к этим функциям в компаниях? Можете ли вы привести конкретные примеры изменений?

– Безусловно, война существенно повлияла. Компании пересмотрели свои процедуры – систему рисков, комплаенс, реагирование, корпоративное управление. Эти четыре года стали временем гибкости и переосмысления того, как может вообще работать бизнес в военное время.

Могу привести конкретный пример. Одна компания из Днепра, которая производит строительные материалы, разработала четкую стратегию реагирования и идентифицировала риски возможных "прилетов". Когда опасность действительно наступила, они смогли за два дня переместить производство в другое безопасное место в пределах области и наладили работу так, что простой был минимальный.

Это показывает, что эффективное управление рисками, привязанное к военным факторам, реально работает.

Елена Нусинова: Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками – три столпа устойчивого бизнеса в УкраинеВойна заставила переосмыслить подходы к управлению бизнесом – Елена Нусинова (фото: пресс-служба)

– Можете привести пример комплексного подхода к предотвращению правонарушений, в котором взаимодействовали корпоративное управление, комплаенс и управление рисками?

– Да, один из классических примеров – внешние закупки. Корпоративное управление на уровне борда утвердило программу с нулевой толерантностью к коррупции, определило стратегию и создало подразделения комплаенса и управления рисками.

Управление рисками проанализировало слабые места в закупках, идентифицировало зоны возможных коррупционных факторов и недостатков. Затем эти наработки передали в комплаенс.

Комплаенс разработал конкретные процедуры, а операционный менеджмент внедрил их в работу. Контроль за всем процессом остался на уровне корпоративного управления. Это пример слаженной работы всех трех структур.

– Какие базовые инструменты обычно используются в комплаенсе?

– Это политики, процедуры, стандарты. Есть стандарты управления рисками, стандарты комплаенса. Есть программные продукты, но важно, чтобы это не было для галочки, а действительно работало. Важно не просто пройти сертификацию, а соответствовать стандартам каждый день в своей работе.

– Как влияет на внедрение международных стандартов ISO 31000, COSO, ISO 37301 на украинский бизнес? Это формальность или реальная практика?

– Я считаю, что внедрение стандартов – это не только получение сертификата. Стандарты содержат методологию, методы внедрения, но главное – насколько компания следует им в повседневной деятельности.

Следует не только внедрять стандарты, но и реализовывать базовые вещи:

  • "красные маячки",
  • политику информирования,
  • whistleblowing policy,
  • регулярные тренинги,
  • повышение квалификации,
  • осведомленность внутри компании.

Это приносит реальные результаты. Если компания не прошла сертификацию с первого раза – это не приговор. Это значит, что нужно пересмотреть процессы, исправить слабые места, сделать доработки. Не все компании проходят сертификацию с первого раза – это нормально.

– Какие главные вызовы стоят перед украинскими компаниями, стремящимися ввести эффективные системы корпоративного управления, управления рисками и комплаенса?

– Во-первых, это культура сверху. Если менеджмент не понимает, зачем нужны прозрачные решения, управление рисками и комплаенс, и считает это "раздутием бюджета", система не заработает.

Во-вторых, кадровый лимит. Украина столкнулась с огромным оттоком кадров, мобилизацией – специалистов стало критически мало. Идея, что один-два человека могут "закрыть" комплаенс, риски и корпоративное управление, – утопия. Невозможно ожидать результатов, если в этой сфере не выделяется достаточно ресурсов.

В-третьих, просвещение. Необходимо учиться, повышать квалификацию, внедрять международные стандарты, чтобы повышать инвестиционную привлекательность украинских компаний.

– Стоит ли украинским компаниям привлекать иностранных специалистов для обучения или достаточно ли нашего рынка?

– Я считаю, что у нас достаточно собственных сильных специалистов. Украина уже более 30 лет работает в плоскости корпоративного управления, частично комплаенса и управления рисками.

У нас есть большая масса наработок, особенно в акционерных обществах, где это требование для эффективного функционирования. Потому украинский рынок может обеспечить качественный уровень экспертизы.

Елена Нусинова: Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками – три столпа устойчивого бизнеса в Украине

Елена Нусинова назвала ключевые вызовы перед компаниями, которые хотят внедрить эффективные системы управления бизнесом (фото: пресс-служба)

– Какие советы вы дали бы компаниям, которые только начинают или хотят усилить свои системы?

  • Поддержка сверху – осознание менеджментом, что комплаенс и корпоративное управление важны.
  • Идентификация текущей ситуации: где мы сейчас и куда двигаемся.
  • Рискориентированный подход.
  • Развитие команды.
  • Стратегия улучшения системы и усиление ответственности.

Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками сегодня – это не формальность.

Это основа устойчивого и ответственного бизнеса в Украине. Их интеграция позволяет компаниям не только защищаться в кризисное время, но и открывать новые возможности для развития.