Елена Нусинова: Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками – три столпа устойчивого бизнеса в Украине
Эксперт по корпоративному управлению и комплаенсу Елена Нусинова (фото: пресс-служба)
О том, какие внутренние системы и процессы помогают украинскому бизнесу оставаться устойчивым в военных условиях, рассказала РБК-Украина эксперт по корпоративному управлению и комплаенсу Елена Нусинова.
Во время войны в Украине бизнес работает под беспрецедентным давлением – от рисков безопасности до кадровых потерь. Компаниям приходится одновременно повышать прозрачность, усиливать контроль и внедрять международные стандарты.
Почему корпоративное управление, комплаенс и управление рисками стали ключевыми элементами устойчивости и развития бизнеса – объяснила в интервью Елена Нусинова, Д.Э.Н. MBA, DBA, эксперт по корпоративному управлению и комплаенсу.
– Елена, сегодня тема комплаенса, корпоративного управления и управления рисками является одной из самых актуальных для украинского бизнеса. Почему эти три направления так критичны именно сейчас?
– На самом деле все, что вы сказали – это действительно три столпа. Корпоративное управление – это скелет компании. Именно оно отвечает за отношения с акционерами, менеджментом, за распределение полномочий, за инвестиционную привлекательность. Если корпоративное управление слабое, компания выглядит непрозрачной и неинвестиционно привлекательной.
Управление рисками – это нервная система. Она отвечает за предотвращение финансовых, операционных, юридических и других рисков, с которыми может сталкиваться компания, и производит правила, помогающие их нивелировать.
Комплаенс, по моему мнению, – это иммунная система. Он обеспечивает четкость процедур, политик, процессов, направленных на уменьшение рисков и укрепление корпоративного управления. Это тот фундамент, благодаря которому компания обретает устойчивость и прозрачность в бизнес-среде.
– Как война повлияла на подходы к этим функциям в компаниях? Можете ли вы привести конкретные примеры изменений?
– Безусловно, война существенно повлияла. Компании пересмотрели свои процедуры – систему рисков, комплаенс, реагирование, корпоративное управление. Эти четыре года стали временем гибкости и переосмысления того, как может вообще работать бизнес в военное время.
Могу привести конкретный пример. Одна компания из Днепра, которая производит строительные материалы, разработала четкую стратегию реагирования и идентифицировала риски возможных "прилетов". Когда опасность действительно наступила, они смогли за два дня переместить производство в другое безопасное место в пределах области и наладили работу так, что простой был минимальный.
Это показывает, что эффективное управление рисками, привязанное к военным факторам, реально работает.
Война заставила переосмыслить подходы к управлению бизнесом – Елена Нусинова (фото: пресс-служба)
– Можете привести пример комплексного подхода к предотвращению правонарушений, в котором взаимодействовали корпоративное управление, комплаенс и управление рисками?
– Да, один из классических примеров – внешние закупки. Корпоративное управление на уровне борда утвердило программу с нулевой толерантностью к коррупции, определило стратегию и создало подразделения комплаенса и управления рисками.
Управление рисками проанализировало слабые места в закупках, идентифицировало зоны возможных коррупционных факторов и недостатков. Затем эти наработки передали в комплаенс.
Комплаенс разработал конкретные процедуры, а операционный менеджмент внедрил их в работу. Контроль за всем процессом остался на уровне корпоративного управления. Это пример слаженной работы всех трех структур.
– Какие базовые инструменты обычно используются в комплаенсе?
– Это политики, процедуры, стандарты. Есть стандарты управления рисками, стандарты комплаенса. Есть программные продукты, но важно, чтобы это не было для галочки, а действительно работало. Важно не просто пройти сертификацию, а соответствовать стандартам каждый день в своей работе.
– Как влияет на внедрение международных стандартов ISO 31000, COSO, ISO 37301 на украинский бизнес? Это формальность или реальная практика?
– Я считаю, что внедрение стандартов – это не только получение сертификата. Стандарты содержат методологию, методы внедрения, но главное – насколько компания следует им в повседневной деятельности.
Следует не только внедрять стандарты, но и реализовывать базовые вещи:
- "красные маячки",
- политику информирования,
- whistleblowing policy,
- регулярные тренинги,
- повышение квалификации,
- осведомленность внутри компании.
Это приносит реальные результаты. Если компания не прошла сертификацию с первого раза – это не приговор. Это значит, что нужно пересмотреть процессы, исправить слабые места, сделать доработки. Не все компании проходят сертификацию с первого раза – это нормально.
– Какие главные вызовы стоят перед украинскими компаниями, стремящимися ввести эффективные системы корпоративного управления, управления рисками и комплаенса?
– Во-первых, это культура сверху. Если менеджмент не понимает, зачем нужны прозрачные решения, управление рисками и комплаенс, и считает это "раздутием бюджета", система не заработает.
Во-вторых, кадровый лимит. Украина столкнулась с огромным оттоком кадров, мобилизацией – специалистов стало критически мало. Идея, что один-два человека могут "закрыть" комплаенс, риски и корпоративное управление, – утопия. Невозможно ожидать результатов, если в этой сфере не выделяется достаточно ресурсов.
В-третьих, просвещение. Необходимо учиться, повышать квалификацию, внедрять международные стандарты, чтобы повышать инвестиционную привлекательность украинских компаний.
– Стоит ли украинским компаниям привлекать иностранных специалистов для обучения или достаточно ли нашего рынка?
– Я считаю, что у нас достаточно собственных сильных специалистов. Украина уже более 30 лет работает в плоскости корпоративного управления, частично комплаенса и управления рисками.
У нас есть большая масса наработок, особенно в акционерных обществах, где это требование для эффективного функционирования. Потому украинский рынок может обеспечить качественный уровень экспертизы.

Елена Нусинова назвала ключевые вызовы перед компаниями, которые хотят внедрить эффективные системы управления бизнесом (фото: пресс-служба)
– Какие советы вы дали бы компаниям, которые только начинают или хотят усилить свои системы?
- Поддержка сверху – осознание менеджментом, что комплаенс и корпоративное управление важны.
- Идентификация текущей ситуации: где мы сейчас и куда двигаемся.
- Рискориентированный подход.
- Развитие команды.
- Стратегия улучшения системы и усиление ответственности.
Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками сегодня – это не формальность.
Это основа устойчивого и ответственного бизнеса в Украине. Их интеграция позволяет компаниям не только защищаться в кризисное время, но и открывать новые возможности для развития.