У нас нет людей, чтобы перекрыть каждый метр фронта: интервью комбата 44-й ОМБр
Командир батальона беспилотных систем 44-й бригады Вячеслав Шутенко (фото: РБК-Украина)
Об изменении тактики врага, о вызовах мобилизации и героизме украинских операторов БПЛА – в интервью РБК-Украина рассказал командир батальона беспилотных систем 44-й бригады Вячеслав Шутенко.
На войне дроны обнаруживают штурмовые группы, прикрывают пехоту, уничтожают технику и буквально спасают жизни. Но, несмотря на технологические инновации, решающим остается человеческий фактор.
Вячеслав Шутенко служит в 44-й бригаде с 2023 года. Сначала он был заместителем командира стрелкового батальона и воевал на Купянском направлении. "Мы защищали Синьковку, Петропавловку. Батальон беспилотных систем создали в марте 2024-го, и уже в мае меня назначили его командиром", – вспоминает он.
Новое подразделение возникло на базе роты ударных беспилотных комплексов. Фактически из небольшой роты начали строить целый батальон, который должен был объединить разведывательные, ударные и специализированные группы.
Дроны, которые спасли Купянское направление
Еще в стрелковом батальоне Шутенко развивал беспилотные подразделения. Они стали ключевым фактором обороны в конце 2023 года. "Тогда характер боев был другой. Враг шел волнами – по пять, шесть, семь групп за день. А день был коротким, потому что это была зима. Представьте: шесть штурмов ежесуточно. Именно дроны позволяли нам вовремя выявлять эти группы и бить их еще до того, как они доходили до пехоты", – вспоминает офицер.
Разведывательные расчеты выявляли штурмовые группы, которые с исходного рубежа выходили уже на штурмы. Тогда уже в ход шли ударные расчеты. Делали все возможное, чтобы уничтожать штурмовые группы противника до того, как они дойдут до переднего края, до пехоты.
"Разумеется, я не могу не отметить героичность пехотинцев, которые на тот момент ежедневно вступали в контактные стрелковые бои с врагом. Понятно, что с помощью своевременного обнаружения удавалось предупредить командиров отделений о том, что приближается враг. Они заблаговременно начинали пристреливать в направлении, вдоль посадки и так далее", – рассказывает Вячеслав.
Стрелковые бои остаются
Несмотря на массовое применение БПЛА, контактные столкновения не исчезли. Вероятность ближнего контакта зависит от направления фронта, а также даже от времени года.
"Сейчас лето, много зелени. Враг хорошо пользуется маскировкой. Даже имея десятки разведывательных дронов, можно пропустить штурмовую группу. И тогда пехота вступает в стрелковый бой", – объясняет Шутенко.
Также бывают и другие ситуации, когда близкий контакт инициирован с украинской стороны. Это случается тогда, когда замечено, как российские пехотинцы заскакивают в укрытие в "серой зоне".
"Были случаи, когда мы обнаружили это ударными дронами, начинали разносить это укрытие. Потом уже, видимо, получив контузию, эти штурмовики выходили и были полностью дезориентированы на местности. Они пошли не в свою сторону, а в сторону наших пехотинцев. И в таких случаях пехота также была заблаговременно предупреждена и вступала в стрелковый бой, чтобы уже уничтожить полностью вражеские силы", – рассказывает командир.
"Россияне не глупые"
Российские военные, несмотря на имеющиеся стереотипы в обществе, которое часто не воспринимало их всерьез, достаточно сильно развились в беспилотных системах. Вячеслав отмечает, что он категорически против пренебрежительного отношения к противнику.
"Да, у них есть элитные подразделения, как и у нас, которые эффективно применяют беспилотные технологии, в которые инвестируются огромные средства. Им предоставляют неограниченный доступ ко всем средствам, которые необходимы для того, чтобы воевать на переднем крае. Эти подразделения есть, и плохая новость для нас в том, что их количество тоже увеличивается", – объясняет он.
Вячеслав Шутенко служит в 44-й бригаде с 2023 года (фото: РБК-Украина)
"Эта история о том, что все смеялись, что враг у нас глупый, тупой - это большая проблема была. Все увидели то, что мы воюем с серьезным врагом, что мы действительно воюем со второй армией мира. Я хочу жирным подчеркнуть, что это очень большая ошибка – недооценивать врага", – утверждает Шутенко.
По словам командира батальона, мы действительно недооценили возможности россиян в определенный момент. Украинская сторона не настолько быстро и качественно масштабировала бесплотные технологии, которые у нас появились гораздо раньше.
"Вот у нас проблема в чем? Когда у нас появляется какая-то инновация в сфере беспилотных технологий, до того момента, пока она масштабируется до уровня всего войска и будет доступна в большинстве подразделений, проходит достаточно много времени", – отмечает командир.
В противовес у россиян это очень быстро происходит. Когда они видят, что что-то работает, то быстро масштабно запускают производство и в конце концов это значительно влияет на события на фронте. Одна из последних историй – это масштабирование дальнобойных дронов, которые могут залетать глубоко в наши тылы и перерезать логистику.
"В качестве примера приведу эти дроны – "матки" так называемые. То есть это крыло, которое на себе несет FPV-дроны, залетает к нашим логистическим маршрутам. И вот трасса Доброполье - Краматорск. Она еще была проездной месяца три назад. Мы еще там ездили спокойно. Впоследствии, время от времени там уже начали подбивать автомобили", – отмечает Вячеслав.
Россияне поняли, что они могут долететь до этого важного логистического маршрута. Они поразили несколько автомобилей, когда поняли, что им удается превратить этот маршрут в крайне опасный для украинских военных.
"Как после этого можно говорить, что они глупые, тупые, какие-то там непутевые воины и так далее? Ничего подобного. Мы воюем с очень сильным серьезным врагом, и это надо осознавать. И то, что мы можем с ним воевать, это говорит о нашей мощности в том числе. Я считаю, что мы одна из самых сильных армий мира сейчас. Потому что мы имеем этот огромный опыт войны с таким сильным врагом. И мы можем его уничтожать, мы можем противостоять, это весь мир видит", – объясняет офицер.
Причины прорывов и сложные решения
В середине августа на Покровском направлении россияне двумя фалангами смогли продвинуться на 15 километров вглубь украинской территории. Этот временный успех врага в Донецкой области командир объясняет комплексом факторов: нехваткой сил, сложными условиями, ограниченной видимостью из-за "зеленки".
"Нехватка людей – это ни для кого не секрет. Подразделения не полнокровные, это касается не только пехотных и штурмовых подразделений, это касается и подразделений беспилотных систем. Мы не укомплектованы настолько, чтобы качественно перекрыть каждый метр фронта, который у нас сегодня есть", – объясняет командир.
Важный аспект – условия, в которых приходится воевать. Очень часто ограниченная видимость в густых посадках. И враг это активно использует.
По словам командира, и на этот раз, очевидно так получилось – россияне пытались прощупать "слепые" участки и, в конце концов, им удалось их найти и продвинуться малыми пехотными группами. Обычно их тактика простая – это разведка боем, пробуют пройти с разных сторон.
Все увидели, что мы воюем с серьезным врагом, что мы действительно воюем со второй армией мира, – Шутенко (фото: РБК-Украина)
"Все резервы, которые у них есть, направляются в этом направлении. Они продавливают столько, сколько можно. И так происходит по всей полосе фронта. И просто-напросто в какой-то момент они нашли слабое место. Но произошло это, еще раз подчеркиваю, из-за того, что просто враг понял, что на этом направлении немного не хватает ресурсов, средств и людей для того, чтобы качественно перекрыть", – объясняет Шутенко.
Самый большой страх командира и правда командованию
Шутенко признается, что самый большой его страх – это потеря людей.
"Я не могу смириться с потерями. Они бывают, и в нашем подразделении были потери. Поэтому это самое сложное и самое тяжелое. И именно поэтому максимальная работа направляется на то, чтобы людей уберечь", – рассказывает командир
Чтобы сохранить собственных людей, перед каждым выездом все тщательно планируется. Команда продумывает логистические пути, чтобы безопасно добраться до позиций, автомобили оснащают РЭБом, дополнительно продумывают и все пути эвакуации.
Можно сесть за 20 километров и не приносить никакой пользы на переднем крае, держа своих людей в безопасности, отмечает собеседник. Но в первую очередь задача – это поддержка пехоты.
"Вся наша работа направлена на то, чтобы их поддержать, вовремя обнаружить врага, уничтожить его, не допустить его к окопам, в которых сидят наши ребята. Должен быть найден идеальный баланс, идеальное соотношение в безопасности своего личного состава и эффективности их работы", – рассказывает Шутенко.
Постоянно приходится искать баланс, чтобы работа была максимально эффективной. И чтобы риски размещения были оправданными. Командир отмечает, что пилоты его батальона часто работают чрезвычайно близко к вражеским силам.
"Пилотам надо тоже отдать должное. Сейчас у нас бывает такое, что они работают и в 500, и в 800 метрах от врага, и в 300 метрах от врага работали. Такие ситуации были. И они не кричали мне в рацию: "Заберите нас отсюда, эвакуируйте". Они продолжали работать на такой дистанции", – объясняет комбат.
Еще один фактор, который может сохранить жизнь бойцам и принести успех на поле боя – правильная оценка ситуации и собственных сил. И самое главное – не бояться об этом сказать высшему руководству.
Вячеслав вспоминает ситуацию, когда он служил в 61-м отдельном стрелковом батальоне, был заместителем командира во время обороны Купянщины. Его подчиненные восстанавливали позиции. И когда военные пошли на эту позицию, враг встретил их тяжелым артиллерийским огнем и всеми возможными средствами поражения.
Они увидели, что там очень тяжело. И если бы они тогда просто пошли вперед и давали команду ребятам продолжить штурмовать, то их бы просто потеряли. Шутенко понял, что защитникам надо отходить, проанализировать все происходящее. И заверил свое командование, которое очень хотело именно в тот день восстановить эту позицию, но это было невозможно сделать без потерь.
На счету военных батальона беспилотных систем 44-й бригады – много героических подвигов (facebook.com/44 отдельная механизированная бригада)
"Я обосновал, что мы сейчас отойдем, дадим ребятам отдохнуть, они уже на следующий раз, когда туда пойдут, будут лучше подготовлены. Мои аргументы услышали, разрешили дать команду на отход штурмовой группы, ребята отошли. Через день пошли повторно на этот штурм и взяли эту позицию без единой потери с нашей стороны. А враг понес потери", – вспоминает командир.
Он отмечает, что не стоит бояться говорить правду, особенно, когда ставят такие задачи, которые невозможно выполнить. Минимальная ложь на любом уровне приводит к огромным проблемам, убежден командир.
Из-за ложной информации от различных звеньев управления доходит искаженная картинка до высшего командования, что в конечном итоге и влияет на их глобальные решения.
Подвиги операторов дронов
Несмотря на то, что экипажам приходится работать на крайне небольшом расстоянии от вражеских позиций, они всегда стараются максимально эффективно выполнять свою работу, и даже в критических ситуациях выкладываются на полную.
Была ситуация, вспоминает Вячеслав, когда во время боев линия фронта подвинулась, но аэроразведчики до последнего остались на позициях. Пилоты работали до тех пор, пока не пришла команда на перекат на более безопасные позиции.
По словам защитника, их начали дистанционно минировать: позиция была обнаружена врагом. И военные приняли решение, что должны забрать только все наиболее ценное. А главное – спасти себя. И они отошли на другую позицию.
"Они перекатились, и потом уже установили с ними связь. Говорят: нам надо доставить на эту позицию только генератор, потому что мы все остальное забрали", – говорит Шутенко.
Они приняли решение, что могут это сделать. Сняли свою антенну, сохранили все оборудование. Для возобновления работы им надо было просто доставить один генератор.
"Я считаю, что это очень ответственно. Это прямо такая вот работа, которая вызывает восхищение, которую можно ставить в пример. Когда я с ними встретился, очень поблагодарил за работу, обнял всех", – вспоминает офицер.