ua en ru

Как тренды из Азии влияют на вкусы украинских потребителей

Как тренды из Азии влияют на вкусы украинских потребителей Как тренды из Азии влияют на вкус украинских потребителей (фото: Meest Express)
Инна Савчук
Инна Савчук
специалист по выкупу товаров, руководитель отдела в Meest China

Азиатские тренды все активнее формируют вкусы украинцев – от K-pop и дорам до косметики и моды. Как именно "корейская волна" влияет на потребителей, – рассказала в колонке для РБК-Украина специалист по выкупу товаров и руководитель отдела в Meest China Инна Савчук.

Когда речь идет о трендах, большинство до сих пор инстинктивно оглядывается на западных инфлюенсеров. Но если присмотреться повнимательнее – мир все чаще смотрит в другую сторону. Азия не просто вдохновляет – она уже задает темп. Все чаще слышим о музыке K-pop-групп и о дорамах на Netflix, заказываем тканевые маски и кушоны из Кореи, не задумываясь, что это не только косметика, но и часть большой культурной волны.

Как именно Азия влияет на вкусы украинцев, откуда берутся тренды, которые впоследствии оказываются в нашем TikTok, виш-листах, гардеробах и ежедневных привычках, и как отдельная компания помогает сократить путь от тренда до покупки?

TikTok, поп-культура, корейская волна

Начнём с главного цифрового катализатора азиатских трендов – TikTok. Это приложение сначала было отражением именно азиатской культуры, но удобные алгоритмы, выдающие пользователям "именно то, что интересует", сделали его популярным далеко за пределами Китая.

Сейчас TikTok выступает в роли "суперускорителя" распространения любой информации – трендов, сплетен, теорий заговоров. Это что-то вроде "радио обо всем на свете", доступное каждому в смартфоне. Однако, на мой взгляд, это лишь один из инструментов и каналов воздействия. Вопрос – откуда берется то, что становится трендовым благодаря TikTok, а впоследствии попадает в наши виш-листы и ежедневное употребление? В этом контексте поговорим о Южной Корее.

Среди азиатских стран именно ее культурное влияние на мир наиболее ощутимо. Сегодня Корея входит в топ-15 крупнейших экономик мира и занимает пятое место по экспорту высокотехнологичной продукции. Существует даже термин "Халлю" или "корейская волна". Его употребляют для обозначения стремительного расцвета и популяризации южнокорейской массовой культуры в период с конца 1990-х и по сей день.

Именно благодаря "халлю" мир полюбил корейскую еду, k-pop, дорамы, 10-этапную уходовую рутину, а Сеул снискал славу модной столицы Азии и города будущего. Может показаться, что это просто органический расцвет после продолжительного кризиса. Однако на самом деле речь идет об огромной индустрии, в которую страна инвестирует ради будущего развития.

Есть данные, что в 2019 году с помощью "халлю" экономика страны заработала примерно 12,3 млрд долларов.

Как это удалось? Главными двигателями корейской волны стали K-pop и дорамы. Первоначально корейская массовая культура вышла в соседние азиатские страны – Японию, Китай, Тайвань. А уж оттуда распространилась на США и Европу.

Дорамы – сериалы, показывающие современную жизнь Южной Кореи со всеми его трендами, модой и обильной дозой продакт-плейсмента – в странах Азии давно стали хитами. Но реальный глобальный прорыв произошел во время пандемии. В то время, когда весь мир оказался дома, именно корейские сериалы стали открытием для миллионов зрителей на Западе.

Увидев этот интерес, правительство Кореи сделало ставку на культурный экспорт – и начало системно инвестировать в развитие индустрии сериалов, кино и музыки.

Похожий прорыв произошел и в поп-музыке. Недаром BBC Radio называло K-pop "секретным оружием Кореи". Хотя первые звезды еще не были глобальными феноменами, именно они проложили путь будущим айдолам.

Символом этой экспансии стал 2012 год: мир танцевал под Gangnam Style от PSY, а хит возглавил чарты более чем в 30 странах. А в рейтинге самых успешных мировых исполнителей 2023 от IFPI корейские K-pop группы SEVENTEEN и Stray Kids заняли второе и третье место соответственно. Обойти в рейтинге им не удалось только Тейлор Свифт.

Ожидаемо, что эта волна поп-культуры затронула и другие сферы. Успех k-pop артистов подтолкнул мировые бренды к сотрудничеству с айдолами.

Их стали приглашать на модные показы как моделей, они все чаще становятся амбассадорами известных брендов. И логично, что взаимодействуя таким образом с Западом, корейские звезды вносят азиатский колорит и видение в мировую моду и тренды.

Как тренды из Азии влияют на вкусы украинских потребителей

Данные предоставлены компанией Meest China

K-beauty – еще одно яркое проявление "халлю". Увидев безумный интерес к K-pop, корейские косметические бренды начали активно привлекать айдолов в качестве абассадоров. Так появились новые стандарты красоты – а вместе с ними и спрос на косметику.

Со временем Южная Корея превратилась в лидера эстетической медицины и бьюти-инноваций, задающих тон в мире. Только за первую половину 2025 года корейскую косметику экспортировали в мир на 5,51 млрд долларов (по сравнению с прошлым годом это прирост на 14,8%).

Ценность "халлю" – в ее комплексном воздействии. Можно не слушать K-pop и не смотреть дорамы, но все равно увлечься корейской кухней с кимчи в каждом втором блюде или перейти на K-beauty в поисках идеальной кожи. И в этом сила волны: она распространяет не только поп-культуру, но и на образ жизни, эстетику, привычки. Что еще важнее – "халлю" запустила глобальный интерес ко всему азиатскому, сделав Азию новым источником трендов для всего мира.

Товары, ставшие "must-have", благодаря азиатским влияниям

Увлечение всем азиатским принесло немало новых вещей в нашу жизнь. Рассмотрим на примере косметических средств. Загляните в уходовую косметичку: вместе с молочком или пенкой для умывания там есть кушон, гидрофильное масло, spf-крем. А это почти полный набор для многоэтапной уходовой рутины, которая в тренде последние несколько лет и пришла из Кореи и Японии вместе с новой философией красоты.

Статистика почтово-логистической компании Meest China, специализирующейся на доставке грузов и посылок из Азии, свидетельствует о постоянном спросе на корейские средства ухода. Ежемесячно это минимум 25-28% заказов из Кореи. По наполнению – в основном кремы, сыворотки, тоники, эссенции, маски, патчи, солнцезащита, эмульсии для лица и средства для умывания.

Как тренды из Азии влияют на вкусы украинских потребителей

Данные предоставлены компанией Meest China

Как тренды попадают в руки потребителей?

Ранее азиатские товары попадали в Украину через Запад: появляется что-то трендовое, набирает популярность на рынках США и Европы, оттуда – в социальные сети, тот же ТiкТок, а потом кто-то берет на себя задачу "завезти" тренд в Украину.

Meest China работает на опережение и создает прямой путь для трендов. Не нужно ждать дистрибьюторов, не нужно привлекать баера, чтобы получить то, чего нет на украинском рынке – потребители напрямую заказывают себе трендовые товары из Китая, Японии и Кореи, почти так же, как из украинских маркетплейсов.

Если немного заглянуть в статистику заказов за второй квартал 2025 года, то из Китая – это чаще всего одежда, обувь и аксессуары к электронике, из Японии – запчасти, одежда и канцтовары, а из Южной Кореи – средства для тела, лица, волос, а также игрушечные фигурки.

Как тренды из Азии влияют на вкусы украинских потребителей

Данные предоставлены компанией Meest China

Компания не только доставляет тренды потребителям, но позволяет исследовать их. Поскольку есть собственные офисы и локальные команды в странах, где работаем, есть возможность посмотреть по месту и показать, что интересное и достойное внимание представлено на азиатских рынках.

В качестве примера время от времени мы делаем видеоблоги с обзором Кантонской выставки в Китае, а недавно организовали прямой эфир со специалистом по выкупу, который сделал для клиентов обзор большого физического магазина UNIQLO в Японии.

Такие активности делаются, чтобы показать потребителям в режиме реального времени какие товары представлены на азиатских рынках и на что можно обратить внимание. И расстояние – не проблема в данном случае.

Как тренды из Азии влияют на вкусы украинских потребителей

Данные предоставлены компанией Meest China

Как видим, сегодня Азия – мощный источник глобальных трендов. И чем дальше, тем больше влияние на наши привычки и вкусы.

Явление "халлю" стало наглядным примером, как культура, мода, музыка и кино одной страны могут вызвать интерес ко всему азиатскому и запустить тем самым глобальную волну трендов, которые интегрируются в повседневную жизнь людей по всему миру – в том числе и украинцев.

***

Халлю – термин, обозначающий феномен глобального распространения южнокорейской культуры. К нему относятся музыка, кино, сериалы, мода, косметика, гастрономия и другие проявления, сделавшие Корею влиятельным культурным экспортером в мире.

Дорама – сериал, чаще южнокорейского, японского или китайского производства. Отличается эмоциональной подачей, небольшим количеством серий и узнаваемым стилем. Часто в дорамах показывают тренды в моде, еде, технике или уходе за собой.

K-beauty – концепция корейского подхода к красоте, в которой акцент на здоровье и природном виде кожи. Предусматривает многоуровневый уход, легкие текстуры, инновационные формулы и культ стеклянной кожи.

Азиатский финансовый кризис 1997 года – масштабный экономический кризис, начавшийся в Юго-Восточной Азии с обвала валюты в Таиланде, а затем распространился на другие страны региона, в частности Южную Корею. Кризис сопровождали дефолт, банкротство предприятий и массовая безработица. Для Кореи это послужило толчком к перестройке экономики – в частности, к развитию культурного экспорта как нового источника дохода.