"Деньги ходят за учителем" – профессиональное развитие, отвечающее потребностям педагогов
Школа в Харькове во время войны (фото: Getty Images)
Повышение квалификации учителя – это не просто обязательные 150 часов раз в 5 лет. Это комплексная система, которая должна строиться вокруг конкретных потребностей педагога и давать ему свободу выбирать профессиональное развитие в соответствии с тем, как он сам планирует. Как будет работать профессиональное развитие педагогов – в колонке заместителя министра образования Надежды Кузьмичевой для РБК-Украина.
Современный мир чрезвычайно динамичный: война трансформирует нашу реальность, развиваются новые технологии, появляются новые запросы на рынке труда. Именно поэтому образование должно отвечать вызовам времени и давать навыки для реальной жизни. Поэтому мы с командой комплексно обновляем содержание образования, меняем подход к созданию учебников, реформируем старшую школу и обновляем образовательные пространства.
Но все это невозможно без системной поддержки педагога. Ведь именно учитель заходит в класс, где внедряет все эти новые подходы. А неотъемлемой частью работы педагога является профессиональное развитие. Мы, как государство, стремимся предоставлять действенные инструменты для этого развития. Ведь повышение квалификации учителя гораздо комплекснее, чем обязательное обучение 150 часов в течение 5 лет. Это целостная система, в центре которой – педагог и его потребности.
Кто-то хочет овладеть методиками работы с детьми с особыми образовательными потребностями, кто-то – по преодолению образовательных потерь. А кто-то хочет попробовать новые для себя роли – стать наставником или карьерным консультантом. Вызов заключается в том, что устаревшая система повышения квалификации часто не дает учителям реализовать эти и другие стремления.
Опрос МОН, который наша команда проводила в декабре 2024-январе 2025 года, показал, что 61% учителей частично или полностью недовольны действующим механизмом финансирования профессионального развития.
Сейчас государственное финансирование направляется только в областные институты последипломного образования – поле возможностей для обучения несколько ограничено. Поэтому педагоги ищут альтернативы – бесплатные вебинары, курсы за свой счет. В 2025 году на повышение квалификации правительство выделило 150 млн грн. Несмотря на это, по данным опроса МОН, 60% учителей до сих пор тратят собственные средства на профессиональное обучение. Чтобы изучать то, что нужно им, а не только то, что предлагает заведение.
Какое решение?
Именно поэтому возникла необходимость изменить модель финансирования повышения квалификации. На модель, по которой государственная поддержка не ограничивает путь педагога, а поддерживает его профессиональные потребности.
"Деньги ходят за учителем" – это государственная политика, внедряющая новый механизм финансирования профессионального развития педагогических работников. С нового календарного года государство будет начислять фиксированную сумму – 1500 грн – непосредственно на виртуальный счет педагогического работника.
Педагог через государственную платформу "Вектор" сможет самостоятельно выбирать провайдера и программу повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.
Уже в декабре первые 100,000 учителей смогут зарегистрироваться на участие в пилотировании обновленного механизма (фото: Getty Images)
Диджитальное решение – новая государственная платформа для профессионального развития
Ключевым инструментом политики "Деньги ходят за учителем" станет новая государственная цифровая платформа "Вектор". Она разрабатывается на базе программного обеспечения платформы EdWay, которое бесплатно передала Украинскому институту развития образования (УИРО) общественная организация "ЭдКемп Украина". EdWay работала с 2021 года и прошла четырехлетнюю апробацию при поддержке Международного фонда "Возрождение", Save the Children International и Education Cannot Wait.
Мы искренне благодарны партнерам из организации "Эдкемп Украина", передача платформы – это яркий пример масштабного сотрудничества государства и общественного сектора в сфере образования, и мы высоко ценим доверие и партнерство.
Новая государственная платформа будет иметь собственное название и дизайн, отличные от EdWay. Она объединит три ключевые роли:
- Педагогические работники получат личный кабинет, виртуальный счет для оплаты курсов, возможность самооценки и формирования индивидуального плана развития
- Субъекты повышения квалификации смогут регистрировать программы на равных условиях, генерировать документы о прохождении курсов и получать обратную связь
- УИРО будет обеспечивать верификацию субъектов, регистрацию программ, техническую поддержку и мониторинг качества
Презентация обновленной государственной платформы запланирована на декабрь 2025 года.
Возможности для субъектов повышения квалификации
Новая модель открывает возможности для всех, кто готов предоставлять качественные услуги по повышению квалификации. Работать по новому механизму смогут все желающие провайдеры, если соответствуют критериям из постановления КМУ №800 и осуществляют образовательную деятельность в сфере повышения квалификации. Это могут быть:
- учебные заведения и их подразделения;
- научные учреждения;
- общественные или частные организации (юридические лица);
- ФЛП, которые официально предоставляют услуги по повышению квалификации.
Регистрация простая и прозрачная, единственное условие – программа должна пройти верификацию Украинского института развития образования. Провайдеры будут иметь гибкость в форматах обучения: смогут проводить курсы в собственных заведениях или офисах, на местах работы педагогов или онлайн – в зависимости от специфики программы.
Важно, что супервизия также будет засчитываться как повышение квалификации и в рамках пилота педагогические работники смогут выбрать и оплатить услуги супервизора на платформе.
Свобода выбора – это о доверии к учителям
Политика "Деньги ходят за учителем" меняет логику профессионального развития в образовании. Но эти изменения – прежде всего о детях. Когда учитель сам выбирает, чему учиться, он развивает именно те компетентности, которые соответствуют его реальным профессиональным потребностям и помогают лучше поддерживать учеников в обучении.
Средства на повышение квалификации поступают на виртуальный счет педагога. Далее именно он решает, что, где и когда изучать - формируя собственную траекторию развития, подстроенную под конкретные задачи своей работы. Диджитальная платформа является удобным и прозрачным инструментом, где можно учиться и обучать, а также отслеживать свой карьерный прогресс.
Это модель, построенная на доверии и автономии: государство создает условия, а учитель – выбирает направление и берет на себя инициативу за собственное профессиональное развитие.