ua en ru

Дефицитный рынок лома. Как обеспечить металлургов сырьем на 2026 год?

Дефицитный рынок лома. Как обеспечить металлургов сырьем на 2026 год? Фото: Металлургические предприятия необходимо обеспечить ресурсом на следующий год (Getty Images)

В следующем году прогнозируется дефицит на рынке металлолома. Этот ресурс - важная составляющая производства стали, наращивание которого невозможно без надлежащего обеспечения поставок лома.

Насколько металлурги планируют увеличить выплавку стали, смогут ли покрыть будущий дефицит лома списанная военная техника и поставки от "Укрзализныци", что предлагают в правительстве для сбалансирования рынка - в материале РБК-Украина.

 

 

Главное:

  • Насколько украинские металлурги обеспечены ломом для производства стали?

  • Будет ли увеличиваться потребность в ломе в будущем?

  • Как много бывшей военной техники превращается в новое оружие?

  • Сколько лома может и сколько реально отгружает железная дорога?

  • Какой эффект для экономики имеет экспорт стали по сравнению с продажей сырья?

Нехватка объемов металлолома

Металлолом является важным ресурсом для работы металлургических заводов, которые выплавляют сталь. Его не хватает для реализации планов украинских металлургов на следующий год. Баланс рынка лома стал предметом обсуждения участниками конференции Украинской ассоциации вторичных металлов ("УАВтормет"), которая состоялась 28 ноября.

В ходе мероприятия представители металлургических заводов отметили, что уже в следующем году на рынке лома будет дефицит. Председатель правления "Интерпайп Днепровтормет" Валентин Макаренко сказал, что завод "Интерпайп Сталь", после вынужденной, аварийной остановки, планирует в декабре возобновить выплавку стали, а в следующем году - наверстать упущенные объемы и увеличить производство.

Планы по увеличению выпуска стали имеет также группа "Метинвест". Генеральный директор компании "Метинвест-Ресурс" Иван Ковалевский сказал, что в 2026 году планируется увеличить производство на 300-500 тысяч тонн.

С увеличением объемов металлургического производства будет расти потребление лома. Однако, по данным "УАВтормет", украинские металлурги уже нарастили потребление ресурса за 10 месяцев этого года более чем на 100 тысяч тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Если бы "Интерпайп Сталь" работала в полную силу, то там было бы не 100 тысяч, а значительно больше", - сказал Валентин Макаренко. Такое динамичное увеличение потребления было бы очень сложно покрыть ломозаготовительным компаниям и, как результат, возник бы дефицит.

Дефицитный рынок лома. Как обеспечить металлургов сырьем на 2026 год?Фото: Текущих ресурсов металлолома не хватит, если металлургические заводы увеличат производство в следующем году (Pixabay)

Еще одним свидетельством нехватки сырья является неполное выполнение планов по отгрузке лома со стороны заготовительных предприятий. Иван Ковалевский сообщил, что на сегодня "Метинвест-Ресурс" не получил законтрактованных 89 тысяч тонн. "Если у нас такой "профицит", почему они (ломозаготовители - ред.) ежемесячно недовыполняют свои обязательства, которые берут на себя", - прокомментировал представитель "Метинвеста".

Дефицит металлолома носит не ситуативный, а структурный характер, сказал заместитель директора аналитической компании "Укрпромвнешэкспертиза" Сергей Поважнюк. Объем заготовки лома с начала полномасштабного вторжения упал в два раза с 4 до менее 2 млн тонн в год. Одной из причин является временная потеря промышленных регионов на востоке и юге страны. "Мы потеряли колоссальный источник лома", - сказал Поважнюк в комментарии РБК-Украина.

Кроме того, годами заготовка лома опережала темпы закладки металла в объекты нового строительства. К тому же, отмечает Сергей Поважнюк, сейчас в основном строятся жилые или бизнес-помещения. Количество изъятого из них лома в будущем будет не значительным, ведь много металла залито в бетон, он распылен. Эти помещения нельзя сравнить с цехами заводов, где много больших металлических конструкций.

Такая тенденция будет создавать дефицит лома в будущем, особенно после окончания войны, когда начнется масштабное восстановление. "Укрпромвнешэкспертиза" прогнозирует, что в послевоенные годы производство стали может вырасти в два раза - с сегодняшних 7 до 15 млн тонн в год. Для этого, необходимо будет увеличить объем ломозаготовки в 1,5 раза - с 2 до 3 млн тонн, что будет достаточно непросто и потребует инвестиций.

"У нас может возникнуть очень большое напряжение с ломом, чтобы нарастить заготовку, надо инвестировать в оборудование", - сказал Поважнюк и добавил, что заготовка лома требует отдельной площадки для его подготовки и хранения, техники, обученной бригады для порезки и сборки металлолома.

На конференции президент "УАВтормет" Владимир Бублей сообщил, что за 10 месяцев этого года заготовка лома в Украине составила 1,7 млн тонн, при этом потребление метскладами составило 1,266 млн тонн, а экспорт - 345 тысяч тонн.

Дефицитный рынок лома. Как обеспечить металлургов сырьем на 2026 год?Фото: Металлолом нужен для наращивания производства стали (Pixabay)

Такой объем экспорта до 2022 года составлял 10% от объема заготовки. "Эти 300-400 тысяч тонн сегодня - это уже будет 30% от рынка лома. Это несопоставимые величины", - пояснил Сергей Поважнюк.

Один из представителей ломозаготовителей представил на конференции письмо покупателя своего лома - завода в Польше. В этом письме польские металлурги просят свое правительство всячески способствовать импорту украинского лома, который усиливает их конкурентные позиции. В ответ, металлурги отметили, что экспорт действительно защищает производителя, только иностранного, а не национального. "Каждая страна пытается защитить своего производителя", - прокомментировал Валентин Макаренко.

Реализация военного лома

С начала полномасштабного вторжения, мощным источником для наполнения рынка лома черных металлов должен был бы стать военный лом. Поврежденная, списанная военная техника и другое оборудование должны стать сырьем для производства новой стали. Однако, с реализацией военного лома есть серьезные проблемы, главная из которых - его опасность, то есть наличие взрывчатых веществ. Этот вопрос также поднимался на конференции.

Представители компаний Interpipe и "Метинвест" сказали, что принимают военный лом, но в соответствии с утвержденными на предприятиях правилами. Ресурс проходит тщательную проверку на предмет отсутствия конверсионного лома, то есть такого, который может содержать взрывчатые вещества и должен быть утилизирован специализированными предприятиями.

Например, на мощностях предприятия "Интерпайп Днепровтормет" проводится спектральный химический анализ лома, который попадает на предприятие. "Мы готовы брать партии однородных металлов, например, корпуса танков. Мы согласны взять партии безопасного лома, с химией (анализом химического состава - ред.), которую мы разложим сами", - сказал председатель правления компании "Интерпайп Днепровтормет" Валентин Макаренко.

Генеральный директор "Метинвест-Ресурс" Иван Ковалевский напомнил об ответственности поставщиков военного лома за отсутствие конверсионной составляющей. Если компания видит признаки того, что в партии могут быть взрывоопасные предметы (например, снаряды или патроны), она возвращает партию поставщику, что предусмотрено в договорах купли-продажи.

В Министерстве обороны знают о проблеме распространения конверсионного лома и отметили, что такое имущество из воинских частей утилизируется специализированными предприятиями, однако, возможно незаконное распространение такого лома непосредственно из зоны боевых действий. Для лучшей сортировки лома, министерство закупает оборудование для определения его химического состава.

Дефицитный рынок лома. Как обеспечить металлургов сырьем на 2026 год?Фото: Заготовка военного лома сталкивается с вызовом обеспечения его безопасности (Getty Images)

Отвечая на вопрос представителей металлургических заводов об объемах заготовки и реализации лома, представитель Министерства обороны сказал, что общие запасы черных и цветных металлов на балансе ведомства не превышают 20-25 тысяч тонн.

"У нас до 20 тысяч тонн (общие запасы, которые постоянно поддерживаются на таком же уровне - ред.). Мы реализовали в этом году 11,5 тысяч тонн", - сказал он и добавил, что в ведомстве не хватает рабочих рук для подготовки лома.

В следующем году Минобороны планирует привлечь подрядные предприятия, которые смогут разделять металл по сплавам, готовить его до уровня шихтового материала. Это должно увеличить заготовку лома, однако насколько может вырасти этот показатель, министерству пока сложно сказать. Пока, план Минобороны по заготовке лома на 2026 год - около 10 тысяч тонн.

Даже, когда острая фаза войны будет завершена, в министерстве не могут гарантировать рост объемов ломозаготовки,. "У нас не будет сотни тысяч тонн даже... По утилизации имущества, которое будет после острой фазы, основным вопросом будет взрывоопасность", - пояснил представитель Минобороны.

Проблемы "Укрзализныци"

Крупнейшим потенциальным источником лома черных металлов остается железнодорожная инфраструктура поэтому, политика "Укрзализныци" в этом вопросе стала одним из ключевых аспектов конференции.

Как сообщила заместитель директора Департамента имущественной политики АО "Укрзализныця" Татьяна Аксененко, на сегодня запасы лома на площадках компании составляют около 250 тысяч тонн. Каждый год добавляется еще около 100 тысяч ресурса. Это довольно значительные запасы, они составляют почти 18% от объема ежегодной заготовки лома в стране.

Однако, в компании не хватает работников, чтобы имущество, подлежащее списанию, было должным образом подготовлено к реализации. "В следующем году будет до 10 тысяч вагонов на исключение. Мы понимаем, что у нас физически нет ни людей, ни возможностей это порезать, поэтому мы прорабатываем механизм продажи этого подвижного состава как металлолома", - сказала Аксененко, добавив, что в лучшие годы "Укрзализныця" могла резать 4 тысячи вагонов в год.

Спикер отметила, что в следующем году компании надо было бы продать около 250 тысяч тонн лома (150 тысяч запасов и 100 тысяч нового лома) и признала, что такой объем компания "вряд ли осилит". Стоит отметить, что в этом году "Укрзализныця" из 100 тысяч запланированных к продаже тонн лома реально отгрузила заказчикам только 25 тысяч тонн.

Валентин Макаренко напомнил, что в годы с наибольшими объемами реализации (2019-2020 годы) железная дорога отгружала 152 тысячи тонн лома. В ответ на его вопрос, сколько списанных вагонов компания планирует выставить на продажу вместе с запасами, Аксененко сообщила, что план на 2026 год - 16 тысяч единиц вагонов, однако она не прокомментировала какой объем лома, компания сможет реально отгрузить заказчикам.

Участники мероприятия отметили, чтобы увеличить реализацию, "Укрзализныце" следует пересмотреть и установить на рыночном уровне стоимость отгрузки, определить единую конечную цену и обеспечивать отгрузку на локацию покупателя, ведь так работает весь ломозаготовительный рынок.

Дефицитный рынок лома. Как обеспечить металлургов сырьем на 2026 год?Фото: "Укрзализныця" имеет значительный ресурс металлолома, но компании нужно привести условия продажи к рыночным (Getty Images)

Иван Ковалевский сказал, что цены на лом от "Укрзализныци" остаются выше рыночных. Методика их определения не соответствует реальным рыночным условиям, если к ней добавить комиссию площадки Prozorro, стоимость отгрузки и другие составляющие.

"Если не изменить систему расчета конечной цены лома, "Укрзалізниця" и в дальнейшем будет получать справки (о ценах на лом - ред.), выставлять лоты выше рынка и никто их покупать не будет", - сказал он. Также оператор железнодорожной инфраструктуры должен перейти на систему отгрузки на локациях покупателя, это поставит в равные условия всех покупателей ресурса, считают в "Метинвесте".

Татьяна Аксененко сказала, что "Укрзализныця" применяет более свежий (более низкий) ценовой индикатив и уменьшила цену отгрузки с 1 140 до 700 гривен за тонну, но признала, что продажи лома все же остаются невысокими.

Потенциальные дополнительные источники лома (Минобороны и "Укрзализныця"), которые ранее оценивались ассоциацией "УАВтормет" в 500 тысяч тонн в год, на самом деле могут обеспечить лишь до 40 тысяч тонн ресурса в год (10-15 военного и 25 тысяч железнодорожного лома). Объем этих двух источников составляет лишь 2% в структуре общей заготовки. Таким образом, ресурс Минобороны и "Укрзализныци" не решает проблемы дефицита металлолома, а завышенные оценки не дают возможности реально оценить потенциал этих источников, вводит в заблуждение участников бизнес-процессов и государственные органы при принятии решений. Таким образом, баланс рынка металлолома на 2026 год остается дефицитным, который со временем может углубляться.

Позиция Минэкономики

Для решения этого вопроса, в середине ноября Министерство экономики, окружающей среды и сельского хозяйства разработало проект постановления Кабмина, которое регулирует объем квот на экспорт-импорт товаров в следующем году. В Минэкономики предлагают установить квоту на экспорт лома в следующем году на нулевом уровне, что позволит удержать внутри страны дефицитное сырье.

К тому же, экспорт стали дает гораздо больший вклад в экономику и государственный бюджет по сравнению с продажами сырья. Стоимость тонны лома составляет около 200-300 долларов, тогда как тонна готовой стальной продукции составляет тысячи долларов. "Чем больше передел, тем выше стоимость", - прокомментировал РБК-Украина Сергей Поважнюк.

Внутренняя переработка влечет за собой значительный мультипликативный эффект, ведь работа металлургии создает рабочие места во многих смежных отраслях и поддерживает экономику целых прифронтовых регионов.

В условиях дефицитного баланса рынка сырья, крайне необходимо принятие государственного решения, которое даст наибольший экономический эффект и позволит увеличить производство стали, которая необходима для изготовления военной техники и экономического восстановления страны.