ua en ru

Почему нельзя кричать на врача и когда скандал в медучреждении становится преступлением

Почему нельзя кричать на врача и когда скандал в медучреждении становится преступлением Юрист объяснила, чем грозит скандал в медучреждении (фото: Getty Images)

Любая агрессия в больнице может иметь серьезные последствия для пациента. Когда человек болеет, он становится уязвимым, и даже небольшой конфликт в медучреждении способен обернуться проблемами с законом.

Почему нельзя кричать на врача и как правильно защищать свои права пациента - в комментарии для РБК-Украина рассказала юрист, специалист по медицинскому праву Дарья Еременко.

Почему возникает агрессия в больнице

Пациенты в медицинском учреждении могут вести себя агрессивно по разным причинам. Обычно это связано со страхом и переживаниями.

Самые распространенные причины агрессивного поведения:

  • сильная боль
  • страх перед диагнозом
  • ощущение безразличного отношения со стороны врачей и недоверие к ним
  • длительное ожидание
  • опасения значительных финансовых затрат на обследование и лечение
  • стрессовые факторы, не связанные с пребыванием в больнице, например война, семейные неурядицы, проблемы на работе
  • алкогольное или наркотическое опьянение

Согласно Закону Украины "Основы законодательства Украины о здравоохранении" пациент имеет право на:

  • квалифицированную медицинскую и реабилитационную помощь с обеспечением защиты персональных данных (ст. 6)
  • свободный выбор врача, методов лечения и учреждения здравоохранения (ст. 6)
  • доступ к необходимым лекарственным средствам и медицинским изделиям (ст. 6)
  • достоверную, своевременную и полную информацию о состоянии своего здоровья в доступной форме (ст. 6, 39)
  • защиту от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья (ст. 6)
  • согласие или отказ от лечения (ст. 43)

Впрочем, согласно ст. 34 того же закона пациент обязан соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, иначе врач может отказать в лечении.

Какая ответственность за агрессивное поведение в медучреждении

Стоит помнить, что боль или стресс не освобождают пациента от ответственности за неподобающее поведение в больнице. И проявления агрессии в отношении медицинского персонала могут иметь юридические последствия.

В частности, согласно ст. 173 Кодекса Украины об административных правонарушениях возможно наказание в виде штрафа или даже исправительных работ за ругань, оскорбления, нецензурные высказывания - такое поведение согласно законодательству расценивают как мелкое хулиганство.

Возможна даже уголовная ответственность согласно Уголовному кодексу Украины, если пациент:

  • наносит легкое телесное повреждение (ст. 125)
  • угрожает или совершает насильственные действия в отношении должностного лица, которым и является работник медицинского учреждения (ст. 350)
  • грубо нарушает общественный порядок - это считается хулиганством (ст. 296)

В таких случаях медицинские работники имеют право вызвать полицию.

Законные способы решить противоречия в больнице

Чтобы защитить свои права в больнице, следует использовать правовые инструменты, а не словесную или физическую агрессию.

Если человек считает, что медицинские работники нарушают его права, действовать надо так:

  • четко и спокойно выразить свои претензии
  • попросить врача еще раз объяснить диагноз или лечение
  • пригласить другого специалиста, чтобы получить "второе мнение"
  • обратиться к руководству медицинского учреждения
  • если есть основания - оформить официальную жалобу в НСЗУ
  • в случае серьезных нарушений - подать заявление в МОЗ или обратиться на его "горячую линию"

Важно: Этот материал носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией. РБК-Украина не несет ответственности за действия, совершенные на основе этой информации. В случае необходимости в правовой помощи или толковании законодательства рекомендуем обратиться к квалифицированному юристу.