ua en ru

Автодилеры Украины выходят в сегмент б/у авто и это выгодно потребителям: Олег Назаренко, ВААИД

Автодилеры Украины выходят в сегмент б/у авто и это выгодно потребителям: Олег Назаренко, ВААИД Фото: автодилеры Украины выходят в сегмент б/у авто и это выгодно потребителям (Getty Images)

Несмотря на войну, украинцы в ноябре установили рекорд, приобретя наибольшее количество новых авто за последние 14 месяцев. Как сегодня развивается украинский авторынок, чем он отличается от европейских, и какие у него перспективы после завершения войны – в интервью РБК-Украина с экспертом Олегом Назаренко, генеральным директором Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров.

 

Главное:

  • Какие бренды авто первыми зашли в Украину?
  • Чем украинский авторынок отличается от соседних стран?
  • Почему европейцы продают подержанные авто дешевле?
  • Чем интересен для дилеров вторичный рынок?
  • Что ждет рынок новых авто в Украине после завершения войны?

Расскажите, как развивается рынок новых официальных авто в Украине и с чего все начиналось?

– Действительно, первые официальные импортеры появились еще в 1991-92 годах. Это были Winner, "Илта", и "Mazda Motor Украина" – это были первопроходцы. Также почти сразу появилась автогруппа "Vipos" Виктора Постельникова, и, в принципе, группа компаний Autotrading, в которой я работал заместителем председателя правления.

Автодилеры Украины выходят в сегмент б/у авто и это выгодно потребителям: Олег Назаренко, ВААИД

Чем дальше, тем больше появлялось таких компаний. Первопроходцами были также корпорация "Укравто", тот же "Укрпроминвест", который потом стал "Богданом". Ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), которую я возглавляю, в 1999 году началась с 12 предприятий, которые создали официальные импортеры. И потом потихоньку-потихоньку приходили другие бренды.

Конечно, после кризиса 2008 года было падение. Потом, после трагических событий 2013-2014 года рынок просел до 60 тысяч новых автомобилей в год, перед войной мы вышли на 100 тысяч. После 24 февраля 22-го, конечно, опять падение. Но сейчас автомобильный рынок оживает.

На сегодня в Украине полностью представлены все корейские, японские, европейские и американские бренды, количество китайских компаний увеличивается. Несмотря на экономическую ситуацию и войну, после 24 февраля 2022 года ни один бренд Украину не покинул.

Автоимпортеры считают Украину перспективной площадкой для будущей работы. Конечно, ситуация не такая хорошая, как была в "двухтысячные" годы, когда в Украине, например, в 2009 году было продано 621 тысяча новых автомобилей. К тому же, в том же году около 300 тысяч новых автомобилей, которые были произведены в Украине, были проданы на различных площадках той же так называемой СНГ, то есть в Украине было продано, или произведено до миллиона новых авто.

Автодилеры Украины выходят в сегмент б/у авто и это выгодно потребителям: Олег Назаренко, ВААИД

Какие бренды были флагманами в разное время у нас на рынке, и как менялась их популярность?

– В первую очередь, на это влияет маркетинг. Это 100%. Я могу говорить не только с точки зрения ассоциации, но и с точки зрения практики. Когда мы в группе "Автотрейдинг" в начале 90-х занялись брендом Skoda, в Украине в то время, я помню, было зарегистрировано 96 авто SkodaFelicia. И это на всю Украину! И мы занялись Skoda, когда о Skoda никто не слышал.

Но мы раскрутили этот сегмент, мы серьезно подошли к этому, мы начали рекламировать, пропагандировать, и пошло сарафанное радио.

С другой стороны, когда работали дилеры Opel, в 90-е годы этот бренд был очень раскрученным. Со временем Opel начали "падать", и его незаслуженно забыли. Но сейчас его восстанавливает представительство Stellantis. Та же самая ситуация со шведским Saab. В 90-е Saab был достаточно популярным автомобилем, а потом им не сильно занимались и понятно, что бренд потерял свою силу. Та же самая ситуация с Geely. До 2013-го года это был очень популярный в Украине бренд, он входил в пятерку марок по продажам, эти авто даже производили у нас.

Автодилеры Украины выходят в сегмент б/у авто и это выгодно потребителям: Олег Назаренко, ВААИД

В чем ключевая разница нашего рынка новых авто от европейских соседей?

– На самом деле, разница не очень заметна. Да, налоги высокие почти везде. Не слушайте тех, кто говорят, что в ЕС нет налогов. Приведу понятный пример – между Львовской и Киевской областями тоже нет налогов. Люди, которые говорят, что в Польше ноль налогов на ввоз автомобилей, должны смотреть шире.

В Киевской области тоже ноль налогов на ввоз автомобилей из Львовской области. Люди не понимают, что Львовская и Киевская области – это части целой Украины. Так вот Польша и Германия – это тоже части целого Евросоюза. ЕС – это единое таможенное пространство. Конечно, между "областями" Евросоюза нет налогов. Но попробуйте в ЕС завезти автомобиль из Японии, или из Китая. Там будет и НДС в 20, или 22%, и будет пошлина в 10%. То есть налоги есть во всех странах.

Отличаются ли цены на новые авто у нас и в Европе?

– Интересно, что цены на авто формирует только сам завод-производитель, и он как хочет, так их и устанавливает. Так, завод понимает, что в Германии немец BMW купит по такой цене, а в Украине его не купят по такой цене. Поэтому завод делает дешевле авто для Украины.

Но завод очень следит, чтобы дилеры не играли с ценами. У каждого импортера есть своя территория. Если кто-то сунется на чужую территорию, то сразу потеряет импортерство. Например, если украинский импортер получит от завода дешевые автомобили и захочет организовать их реэкспорт обратно во Францию или Германию, сразу получит "по рукам".

Что влияет на цены подержанных авто в Украине и Европе?

– Ценообразование подержанных автомобилей зависит от других тенденций. В первую очередь, от стоимости рабочего времени. Чем больше зарплаты, тем дороже ремонтировать автомобиль. Чем богаче страна, тем там дороже подержанные автомобили ремонтировать, и именно поэтому они с годами заметно падают в цене, от них избавляются.

Автодилеры Украины выходят в сегмент б/у авто и это выгодно потребителям: Олег Назаренко, ВААИД

Потому что одно дело, в Украине при средних зарплатах 20 тысяч гривен взять какую-то старую машину, в случае ее там поломки отдать дяде Васе в гараж, который там отремонтирует ее за копейки, другое дело, такую же поломку ремонтировать в Германии.

К примеру, в Германии чем старше авто, тем больше ты платишь транспортный сбор, тем больше на машину экологический сбор, тем дороже страховка на него. Поэтому люди избавляются от старых авто, готовы их отдать за бесценок, или даже бесплатно. И немец лучше сэкономит 500 евро на утилизации, чем будет ее долго и нудно продавать. Вот и все ценообразование, все логично.

Какие основные преимущества в Украине в других реалиях официальных дилеров по сравнению с "серыми" продавцами?

– В принципе, украинцы очень не любят, когда они теряют поддержку. Так, когда в 2008 году в Украине закрылось официальное представительство компании BYD, клиент остался один на один со своими проблемами. Владельцы этих авто не знали, где взять запчасти, у них теряется гарантия...

Клиенты понимают, что лучше иметь дело с теми, куда можно потом прийти и что-то можно "предъявить". Потому что когда вы купите авто условно на улице, то и гарантий никаких. Я сам человек старой формации, и часто покупаю продукты на базаре. Я считаю, что смалец, который бабка сама сделала, гораздо полезнее, чем маргарин, который сделало предприятие по якобы купленным ДСТУ. Но я на базаре покупаю только у проверенных людей, которых знаю не один год. С авто такая же ситуация. Когда вы покупаете "серые" электромобили, или "битки" без гарантии, но уверены, что этот человек, или автосалон через месяц не исчезнет, то можно покупать.

Главное преимущество "официалов" – это стабильность. Официальные дилеры – это обеспеченная законом гарантия, например, даже через суд, но вам ее обеспечат в любом случае.

Расскажите о современных реалиях автомобильных дилеров в Украине. Какие основные вызовы стоят перед ними во время войны, и, возможно, какие нововведения они открыли для себя на этом фоне?

– Несмотря на значительный спад продаж по объективным причинам, в последние годы на нашем рынке происходит серьезная трансформация, мы догоняем Европу. Если раньше украинские автосалоны зарабатывали преимущественно на продаже новых авто, то сейчас их основной источник прибыли – это официальный сервис и запчасти.

Также с 13 августа этого года в Украине у автомобильных дилеров появилось новое направление – это упрощенная возможность торговать подержанными авто. Сейчас украинцы продают свои авто через интернет, или на базарах.

Даже если они раньше приезжали в автосалон и говорили – заберите мою машину по трейд-ин, и дайте мне новую, то автосалоны чаще всего отказывали. Дело в том, что автосалон, как юридическое лицо, был вынужден не просто выкупить авто, но и поставить ее на учет в сервисном центре, а также в ТЦК. И в случае перепродажи повторить процедуру.

Но с лета вы имеете право снять автомобиль с учета и отдать его на реализацию в автосалон. Автосалон будет заниматься дальше этим авто уже сам. И автосалону не нужно регистрировать машину в ТЦК и в сервисном центре, потому что он у вас приобрел авто не как транспортное средство, а как товар.

Автодилеры Украины выходят в сегмент б/у авто и это выгодно потребителям: Олег Назаренко, ВААИД

И вот сейчас в Украине автодилеры начинают осваивать подержанный рынок. Не все задумываются, но от такого шага выигрывают и конечные потребители. Ведь при покупке подержанного авто у физического лица вы не имеете никакой гарантии. Если же вы покупаете у юридического лица машину, то вы будете иметь год гарантии. Даже в случае какого-то инцидента вы пойдете в суд, и будете как минимум требовать бесплатное устранение неисправности.

К тому же, со временем дилеры отдельных брендов, я думаю, будут выбирать на площадки подержанных авто машины "собственных" марок. Ведь они имеют и оборудование, и специалистов, и диагностические приборы для его качественной диагностики и, при необходимости, незначительного ремонта. Ведь они должны обеспечивать гарантию на свой товар покупателям, хотя и речь идет о подержанных авто.

Кроме того, когда в комиссионном автосалоне стоит тысяча машин, дилер не заинтересован "втюхать" вам машину с какими-то скрытыми недостатками. Ему главное, чтобы вы купили хорошее авто, и в будущем не имели с ним проблем, посоветовали друзьям, и в следующий раз привели к нему еще больше клиентов. Этого не скажешь о "перекупах", или обычных продавцах.

И напоследок, немного о перспективах. Какими вы видите объем украинского рынка после завершения войны?

– В этом году, пожалуй, рынок новых авто будет около 75 тысяч машин. Но я надеюсь, что после окончания войны все-таки пойдут инвестиции в Украину, начнется активное возрождение страны. Точно со временем пойдет восстановление, и все европейские страны уже готовятся к этому.

Конечно, все будет постепенно, step by step. Сначала мы достигнем цели в 100 тысяч проданных машин, и потихоньку-потихоньку пойдем дальше. Уверен, что и отметка в 300 тысяч проданных новых авто не за горами.