ru ua

10 историй и фактов о преподобном Феодосии Печерском

Еще будучи ребенком, преподобный Феодосий каждый день спешил в церковь, интересовался службой и вовсе не интересовался детскими играми и общением с малолетними сверстниками. Более того, не смотря на уговоры родителей одеться почище и пойти поиграть с детьми, носил ветхую одежду, словно нищий какой.

16 мая – день памяти преподобного Феодосия Печерского.

1. Маленький Феодосий обществу сверстников предпочитал службу в храме и упорно не хотел носить красивые "одежки"

Еще будучи ребенком, преподобный Феодосий каждый день спешил в церковь, интересовался службой и вовсе не интересовался детскими играми и общением с малолетними сверстниками. Более того, не смотря на уговоры родителей одеться почище и пойти поиграть с детьми, носил ветхую одежду, словно нищий какой.

Даже когда он подрос, продолжал упорно носить лохмотья. А все подаренные вещи раздавала нищим. В то же время Феодосий пошел как-то к кузнецу и попросил его сковать железную цепь, и стал ходить, опоясавшись этой цепью. И он так сильно стягивал себе поясницу, что железо врезалось в тело его, но он ходил так, будто бы ничто ему не мешало.

Даже когда он стал игуменом Киево-Печерского монастыря, продолжал носить ветхие одежды. И когда кто-нибудь, не знающий о.Феодосия, видел его в такой одежде, то не мог и подумать, что это и есть тот самый блаженный игумен, а принимал его за повара.

Так вот однажды шел он к строителям, возводившим церковь, и встретила его нищая вдова, обиженная судьей, и обратилась к самому блаженному: "Черноризец, скажи мне, дома ли игумен ваш?.."

2. Феодосий в отрочестве пек просфоры. По собственной инициативе

В отрочестве Феодосий, видя, что в церкви некому печь просфоры, из-за это редко бывали причастия, сам взялся печь просфоры. Более того, он покупал зерно, сам же молол муку и пек просфоры. Затем продавал их, а вырученные деньги раздавал нищим. Так и пек он просфоры лет двенадцать.

3. Мама Феодосия избивала сына "за святость"

Когда Феодосию было 13 лет, он стал выходить работать в поле с простым людом, что просто приводило в ярость его маменьку, мол: "своим видом он себя срамит и семью свою". Но он не слушал ее, и не раз, придя в ярость и гнев, маменька избивала сына.

Судя по житию, она была "телом крепка и сильна, яко и муж: аще бо и кто не видев ея, ти слышаша ю беседующу, то начняше мнити мужю суща". Так что мама Феодосия была вовсе не "нежной" матерью…

Позднее у Феодосия появилась еще одна «неприличная», как считала его мама, черта. Его стало тянуть в паломничество по святым местам. Так, однажды Феодосий, втайне от всех, вышел из своего дома, не взяв с собой ничего, кроме одежды, что была на нем, и прильнул к паломникам... Мать Феодосия снова пришла в ярость и отправилась за ним в погоню.

Когда же после долгого преследования маменька настигла его, то схватила и в гневе вцепилась ему в волосы, пинала его ногами и вернула его домой связанного, точно разбойника.

А придя домой, сковала ноги сыну и велела ходить в оковах, опасаясь, как бы он снова не убежал от нее. Только когда Феодосий пообещал матери, что не покинет ее, то сняла с его ног оковы.

Когда Феодосий уже нес послушание в Киево-Печерском монастыре, мама его снова разыскала и пришла к преподобному Антонию Печерскому: "Прошу тебя, отец, поведай мне, не здесь ли мой сын? Уж очень горюю я о нем, не зная, жив ли он". Простодушный старец, не догадавшись, что она хитрит, отвечал: "Здесь твой сын, и не плачь о нем, ибо он жив". Старец же ей отвечал: "Если хочешь повидаться с ним, то иди сейчас домой, а я пойду и уговорю его, ибо он не хочет никого видеть. Ты наутро придешь и повидаешься с ним". Она послушалась и ушла, надеясь, что завтра увидит сына.

Наутро женщина снова пришла, и старец долго уговаривал Феодосия выйти и повидаться с матерью. Но он так и не вышел. Тогда она обвинила преподобного Антония: "Похитил ты сына моего, в пещере скрыл, не хочешь мне показать его; приведи мне, старче, сына моего, чтобы я смогла повидаться с ним. Не могу я жить, пока не увижу его! Покажи мне сына моего, а не то умру страшной смертью, сама себя погублю перед дверями вашей пещеры, если только не покажешь мне сына!"

Увидев наконец своего сына, она стала рыдать и уговаривать, мол: не могу жить без тебя, вернись домой. На что Феодосий ответил: "Если хочешь видеть меня каждый день, то оставайся в нашем городе и постригись в одном из женских монастырей. И тогда будешь приходить сюда и видеться со мной. Если же не сделаешь так, то — истинно слово мое — не увидишь больше лица моего". И Феодосий стал молиться Богу о спасении матери…

И вот однажды пришла мать к Феодосию и сказала: "Чадо, исполню все, что ты мне велишь, и не вернусь больше в город свой, а, как уж Бог повелел, пойду в женский монастырь и, постригшись, проведу в нем остаток дней своих…". Так, мать подвизалась в Никольском монастыре…

4. Будучи настоятелем, преподобный Феодосий почти никогда не спал – молился, а каждый вечер контролировал, чем занимается братия в своих келиях

Всегда после мясопуста святой отец Феодосий уходил в пещеру, где и было потом погребен, затворялся вплоть до вербной недели.

А каждый раз после вечернего пения он садился, чтобы подремать, ибо никогда не ложился, а если хотел поспать, то садился на стульчике и, подремав так немного, снова вставал на ночное пение и коленопреклонение.

Феодосий каждую ночь обходил все монашеские кельи, желая узнать, как проводят монахи время. Если услышит, как кто-то молится, то и сам остановится рядом, а если, напротив, услышит, что кто-либо беседует, собравшись вдвоем или втроем в келье, то тогда стукнет к ним в дверь, дав знать о своем приходе, и отойдет. А наутро, призвав их к себе, не начинал тут же обличать, а заводил разговор издали, с притчами и намеками, чтобы увидеть, какова же их приверженность к Богу. Если брат бывал чист сердцем, то преподобный падал ниц и просил прощения… Или же наставлял.

10 историй и фактов о преподобном Феодосии Печерском

5. Преподобный выступал за необходимость духовного контроля Церкви над светской властью

Феодосий активно участвовал в политических событиях, развернувшихся в 60–70-е гг. XIв. в Киевской Руси – в борьбе сыновей Ярослава Мудрого за великокняжеский престол. В 1073 г. Феодосий Печерский резко осудил изгнание из Киева князя Изяслава Ярославича. Печерский игумен вообще выступал за необходимость духовного контроля Церкви над светской властью.

В житии читаем: "Был в то время раздор — по наущению лукавого врага — среди трех князей, братьев по крови: двое из них пошли войной на третьего, старшего своего брата, христолюбца и уж поистине боголюбца Изяслава. И был изгнан он из своего стольного города, а они, придя в город тот, послали за блаженным отцом нашим Феодосием, приглашая его прийти к ним на обед и присоединиться к неправедному их союзу. Но тот преподобный, исполнен духа святого, видя, что несправедливо изгнание христолюбца, ответил посланному, что не пойдет на пир Вельзевулов и не прикоснется к тем яствам, исполненным кровию и убийством.

И много еще, осуждая их, говорил и, отпуская посланного, наказал ему: ''Передай все это пославшим тебя''. Они же, хотя и не посмели прогневаться за такие слова на Феодосия, видя, что правду сказал человек божий, но и не послушали его, а двинулись на брата своего, чтобы изгнать его из удела того, и затем вернулись назад. Один из них сел на престоле отца и брата своего, а другой отправился в свой удел.

Тогда же отец наш Феодосий, исполнившись духа святого, стал обличать князя в том, что неправедно он поступил и не по закону сел на престоле том, изгнав старшего брата своего, бывшего ему вместо отца. И так обличал его, то письма ему посылая, а то осуждал беззаконное изгнание брата перед приходившими к нему вельможами и велел им передать его слова князю. А после написал ему большое письмо, грозя ему такими словами: ''Голос крови брата твоего взывает к богу, как крови Авелевой на Каина!'' И, приведя в пример многих других древних притеснителей, убийц, братоненавистников и в притчах поступок его изобличив, описал все это и послал.

Когда же прочел князь это послание, то пришел в ярость и, словно лев, рыкнув на праведного, швырнул письмо его на землю. И тогда облетела всех весте, что грозит блаженному заточение. Братия же в великой печали умоляла блаженного отступиться и прекратить обличения князя. И многие бояре, приходя, говорили о княжеском гневе и умоляли не противиться ему. ''Он ведь, — говорили, — хочет заточить тебя''.

Услышав, что говорят о его заточении, воспрянул духом блаженный и сказал им: ''Это очень радует меня, братья, ибо ничто мне не мило в этой жизни: разве тревожит меня, что лишусь я благоденствия или богатства? Или опечалит меня разлука с детьми и утрата сел моих? Ничего из этого не принес я с собой в мир сей: нагими рождаемся, так подобает нам нагими же и уйти из мира сего. Поэтому готов я на смерть''. И с тех пор по-прежнему обличал братоненавидение князя, всей душой желая быть заточенным.

…Блаженный отец наш Феодосий после многих просьб братии своей и вельмож, а особенно видя, что ничего не достиг обличением своим, оставил князя в покое, и с тех пор уже больше не укорял его, решив про себя, что лучше будет умолять его, чтобы возвратил своего брата в принадлежавшую тому область".

6. Феодосий первый ввел на Руси монастырский устав

Он первый ввел на Руси общежительный устав, заимствованный из Константинополя и отличающийся строгостью монашеского поведения, впоследствии принятый всеми древнерусскими монастырями.

Так, при игуменстве преподобного Феодосия в 1060-1062 гг. над Дальними пещерами был построен деревянный монастырь, куда и братия перешла из пещер. Численность ее составляла около 100 человек. Необходим был устав, регулирующий жизнь Печерского монастыря.

Поэтому преподобный Феодосий послал одного из иноков в Константинополь к скопцу Ефрему, чтобы тот переписал Студийский устав и принес его в Киев. В это же время в Киев прибыл митрополит Георгий, и с ним — один из иноков Студийского монастыря Михаил, сопровождавший его и передавший монастырю монашеский устав. На основании этих двух вариантов и был создан устав Печерского монастыря.

7. Феодосий Печерский – автор книг

Феодосий также известен рядом поучений и посланий с проповедью основ христианской морали, борьбой с влиянием польских "латынян". Авторство прп. Феодосия Печерского считается установленным для посланий к князю Изяславу Ярославичу, Восемь слов и поучений монахам и молитвы "За вся крестьяны".

8. Преподобный Феодосий начал строительство "небеси подобной" Успенской церкви

Из жития преподобного узнаем: "Тогда же отец наш Феодосии, исполненный духа святого, задумал по благодати Божьей переселиться на новое место и, с помощью Святого Духа, создать большую каменную церковь во имя Богородицы и Приснодевы Марии. Старая же церковь была деревянной и не могла вместить всей братии.

Собралось множество людей на закладку церкви, и одни указывали одно место, где построить ее, другие — другое, и не было места лучше, чем на находящемся вблизи княжеском поле.

И вот, по воле Божьей, проезжал мимо благой князь Святослав и, увидев множество народа, спросил, что здесь происходит. А когда узнал, то повернул коня и подъехал к ним и словно Богом подвигнут, показал им на то самое место на своем поле, веля здесь и построить церковь. И тут же, после молитвы, сам первый начал копать.

И сам блаженный Феодосии каждый день трудился с братией, строя здание это. Но, однако, не закончил его при жизни, а после смерти его, при игуменстве Стефана, с Божьей помощью по молитвам отца нашего Феодосия, закончено было дело и построено здание. Переселилась туда братия, а на прежнем месте осталось их немного, и с ними — священник и дьякон, так что всякий день и здесь совершалась святая Литургия".

10 историй и фактов о преподобном Феодосии Печерском

9. Святой отличался необычайным смирением, а еще - всегда трудился

Славился еще при жизни отец Феодосий необычайным смирением и разумом, и покорностью, и чудотворениями, все дни трудясь. Часто, будучи игуменом, он ходил в пекарню — помогал пекарям месить тесто или выпекать хлебы.

"Он ведь был, как сказано прежде, телом крепок и силен. А страждущих всех наставлял, укреплял и утешал, чтобы не знали усталости в своих делах, — читаем в житии. — Однажды, когда готовились к Богородичному празднику, не хватило воды, а келарем был тогда прежде упомянутый Федор, который многое рассказал мне о преславном этом муже. И вот пошел тот Федор и сказал блаженному отцу нашему Феодосию, что некому наносить воды. А тот блаженный поспешно встал и начал носить из колодца воду.

И вот увидел его носящим воду один из братии и поспешил поведать об этом нескольким монахам, и те, с готовностью прибежав, наносили воды с избытком. А в другой раз не оказалось дров для приготовления пищи, и келаре Федор, придя к блаженному Феодосию, попросил его: ''Прикажи, чтобы кто-либо из свободных монахов пошел и приготовил бы дров сколько нужно''. Блаженный же ответил ему: ''Я свободен, я и пойду''. Затем повелел он братии идти на трапезу, ибо настал час обеда, а сам, взяв топор, начал колоть дрова. И вот, пообедав, вышли монахи и увидели, что преподобный их игумен колет дрова, и так трудится. И взял каждый по топору, и потом столько они накололи дров, что хватило их на много дней".

Еще отличался он необыкновенной кротостью и называл себя недостойнейшим из недостойных, служа всем и являясь для всех примером. А на работу он выходил прежде всех, и в церковь являлся раньше других, и последним из нее выходил.

"Сидит, бывало, великий Никон и пишет, а блаженный, присеве краю, прядет нити для переплетения книжного. Вот каковы были: смирение этого мужа и простота его. И никто никогда не видел, чтобы он прилег или чтобы водой омыл свое тело — разве только руки и мыл", — пишет Нестор в житии прп. Феодосия.

Да и это не все. Удивительно, но в течение двух лет он в собственной келии ходил за братом Исааком, так "ослабевшим телом и душой, что не мог ни повернуться на постели, ни встать, ни сесть, а от его испражнений черви развелись у него на боках"! Преподобный ходил за ним с материнской нежностью, омывал его, одевал, постепенно учил его снова ходить и есть, как ребенка…

10. Феодосий Печерский – первый преподобный на Руси

Феодосий Печерский – третий святой (после Бориса и Глеба), канонизированный Русской Церковью в 1108 году, и первый преподобный.

И к слову, первым погребли в Дальних пещерах именно прп. Феодосия (в 1074 году). А "Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерскаго" было написано Нестором Летописцем.