ua en ru

Как правильно пожаловаться президенту и премьеру

В нашем народе еще живет вера в «доброго царя», который решит проблемы людей, которые им создают «злые бояре». Ежедневно к президенту, премьеру, министрам и нардепам приходят тысячи писем и десятки ходоков с просьбой решить какие-то проблемы. Мы разобрались, как жаловаться правильно, чтобы был какой-то эффект и насколько вообще такие жалобы помогают.

ПРЕЗИДЕНТ. Общественная приемная президента находится на ул. Шелковичной, 12. Раз в три месяца здесь появляется первый замглавы СП Александр Шлапак и раз в месяц - другие заместители мамы Веры. Да и сама глава СП Вера Ульянченко бывала здесь уже дважды (см. графику). Правда, попасть к руководителям секретариата можно лишь при условии, что проблема у вас и впрямь серьезная. «Бывает к нам жалуются и на ЖЭК, который лампочку не вкрутил. При этом каждый второй хочет лично встретиться с президентом. Но это и консультант может решить: позвонить в жэк или райадминистрацию и попросить в течение трех дней решить проблему», - рассказывает Олег Паракуда, начальник службы Секретариата президента, который работает с обращениями граждан. Его кабинет находится на Шелковичной, 14: одно время здесь сидел сам Владимир Щербицкий, первый секретарь ЦК КПУ. Об этом напоминает большой камин и высокие потолки в кабинете.

На столе у Паракуды - папка с огромным количеством бумаг: на каждом из листов стоит буква «К»: «Это значит: обращение взято на контроль. Мы не снимаем его с контроля, пока оно не решено». По его словам, каждый день в приемную президента присылают 400-500 писем, и еще 50-80 людей приходят на личный прием (его ведет руководство секретариата, в исключительных случаях президент, а в основном, сами сотрудники службы). Почти треть всех обращений касается работы судов, прокуратуры, милиции. На втором месте - обращения от ветеранов, инвалидов, выплата пенсий. На третьем - жилищные проблемы: соцжилье, аферы в строительстве. «Решается порядка 30-40% вопросов, поступивших к нам. Как правило, где речь идет о поломках лифтов, мелком ремонте, мы можем решить быстро, в течение недели-двух. Но есть и более глобальные вопросы: строительство мостов, дорог, которые президент решить не может, но может попросить выделить деньги правительство», - рассказывает Паракуда.

По словам Олега Паракуды, каждую неделю из 400-500 обращений управление выбирает 10-15 самых резонансных (например, рассмотрение уголовного дела затягивается на 4-5 лет), которые президент берет под свой личный контроль. Если есть необходимость, гарант может встретиться с человеком и лично, но регулярного графика приемов на Шелковичной у него нет. А вот к Александру Шлапаку или Вере Ульянченко можно записаться на прием - правда, делать это надо загодя, за две недели. При этом, принять вип-чиновники смогут за раз человек 10, от силы 20.

Паракуда говорит, что часто приходится иметь дело с курьезными жалобами и предложениями. Люди изобретают вечные двигатели и философские камни, жалуются на НЛО, шпионов и барабашек. При этом на любое обращение отдел обязан реагировать: даже сообщение о барабашках передаются в милицию для проверки. Много идей на злобу дня: как реформировать систему пенсионного обеспечения, где провести Евро-2012 (предлагали почти все города). «Актуальные идеи отображаются в проектах законов президента», - добавляет он.

Несмотря на заверения чиновников, что они готовы оказать помощь всем страждущим, сами люди не в восторге от работы чиновников. Последняя история со Светланой Полюхович, матерью детей, которые уверяют, что пострадали в «Артеке» от нардепов-педофилов, тому подтверждение. Светлана уверяет, что обращалась с жалобами во все инстанции, в том числе и Кабмин, однако от нее везде отмахивались.

Отставной полковник Николай Л. рассказал нам, что с 80-х годов стоит в очереди на квартиру, много раз писал министру. «И каждый раз мне приходит ответ, что я в первой десятке тех, кому причитается квартира. Но идут годы, а я ее все никак не получу, хотя знаю, что квартиры строятся. Я даже позвонил на прямую линию в Кабмин, пожаловался, но там мою проблему передали обратно в МВД для разбирательства», - говорит он.

«Мне нужна очень серьезная операция, - рассказывает Николай Кучерявый из Черкасс. - В 60-е годы я служил на Байконуре, доставлял ракеты к позиции. В 1963 году случилась авария, взорвалась ракета на «стуле» (там где она стоит), много народу погибло, а я отравился ракетным топливом. Сейчас мне тяжело дышать, не работает печенка, я не чувствую вкуса еды. С начала независимости мы начали с женой копить деньги, в 2004 году вложили их в кредитный союз, а теперь не можем забрать. У нас там накопилось 77 тысяч грн. на операцию. Я обратился в Кабмин с тем, чтобы мне вернули хотя бы часть денег. Отдал копию заявления в приемную президента на Шелковичной. Спросил: «Можно ли надеяться?». Мне ответили: «Вряд ли. Таких, как вы, тысячи обращается».

В то же время Олег Паракуда говорит, что его служба старается помочь всем нуждающимся и часто реагирует очень быстро. «Бывало такое, что в пятницу в 20.00 приходит телеграмма: «Помогите, завтра нас незаконно выселяют из общежития». И мы сразу же связываемся с прокурором, главой обладминистрации, просим, чтобы они не допустили выселения», - рассказывает он.

Общественная приемная Кабмина находится в Музейном переулке, 12. В месяц сюда приходит больше 300 человек. Чтобы попасть в здание, пропуска не нужны. Обычно здесь принимают рядовые чиновники, но случается видеть и министров. 23 сентября, например, прием вел глава Минюста Николай Онищук. Он приехал после обеда, до этого с людьми общались сотрудники министерской службы по обращениям граждан. Народу набралось человек 20-30.

«Мой брат с 2006 года работает в исполнительной службе Киево-Святошинского района. Хотел перевестись в Ивано-Франковскую область, где живут родители и родственник-инвалид. Поначалу его согласились перевести, но затем стали намекать, что надо бы дать денег. Министр пообещал решить вопрос», - рассказала нам Лилия Ясунык. Юрий Процан, начальник Управления Минюста по вопросам обращения и приема граждан, говорит, что попасть на прием к Онищуку - не проблема. Раз в два месяца он принимает в Музейном переулке и раз в месяц в Минюсте (Рыльский переулок, 10). «Другое дело, что если все пойдут к министру, то чем тогда будем заниматься мы? Есть порядок: человек пишет обращение в нашу службу, если его вопрос не решился, идет к директору определенного департамента и, наконец, к министру».

По его словам, в Минюст часто обращаются с вопросами, которые они решить не могут, - например, просят денег. Жалуются на привидений и шпионов, чаще всего осенью и весной, когда обостряются болезни.

Обратиться к сильным мира сего можно и письменно. В месяц сюда приходит больше 15 тысяч писем. Чаще всех пишут киевляне, реже всех - жители Севастополя. Самые актуальные вопросы - пенсии и соцвыплаты (21%), жалобы на прокуратуру, суды и милицию (16,5%), возврат вкладов времен СССР (8,7%). По данным Кабмина, лишь 12% обращений решаются положительно, еще на половину «предоставляют разъяснения». Пишут, куда надо обратиться, передают обращения в милицию, прокуратуру, власти на местах. Правда, сами граждане называют это «отписками».

Наконец, в Кабмин можно позвонить. В «Социальный контактный центр» (0-800-507-309) при Минтруда, например, ежедневно поступает до 3 тысяч звонков. В 40% случаев звонят пенсионеры. Причем каждый пятый требует выдать обещанный Леди Ю. бесплатный госакт на землю. Операторы рассказывают, что часто случаются курьезы: «Каждый раз, когда я звоню человеку, чтобы узнать, рассмотрели ли его обращение, представляюсь: «Добрый день, вас беспокоит правительственная горячая линия, меня зовут Юлия...». Некоторые тут же говорят: «Ну наконец-то, Юлия Владимировна...». Приходится объяснять, что я - оператор». А на вопрос: «Скажите, пожалуйста, откуда вы звоните» (у каждого уточняют область. - Авт.), мы часто слышим ответы типа: «С телефона», «из комнаты», «со двора» - рассказывают операторы.

10 ПРАВИЛ: КАК ПОЖАЛОВАТЬСЯ В КАБМИН

1. На прием к министру можно записаться в приемной правительства (Музейный переулок, 12) прямо в день приема с 9.00 до 13.00.

2. Прием проходит каждый день с 9.00 до 19.00 (перерыв 13.00-14.00) во все дни, кроме воскресенья. В субботу - до 13.00.

3. Министры ведут личные приемы и у себя в министерствах. Расписание можно увидеть на сайтах ведомств.

4. По закону принимать просителей должна и Леди Ю., но в окружении премьера говорят, что она очень занята. Правда, каждую среду министры докладывают ей, с чем обращаются граждане.

5. Писать в Кабмин следует по адресу: 01008, г. Киев, ул. Грушевского, 12/2, Кабинет министров.

6. В письме обязательно указать: ФИО, место проживания, суть проблемы, поставить подпись, указать дату. К жалобе прилагаются документы, которые подтверждают факты, изложенные в обращении.

7. Заявление и документы надо иметь и в том случае, если вы идете на личный прием.

8. Обращения рассматриваются 30 дней.

9. О результатах рассмотрения письма можно узнать по тел: 256-79-71.

10. Прямая телефонная линия Кабмина проводится во вторник и пятницу с 14.00 до 16.00. Звонить: 254-05-65.