Тариф – это цена перевозки одной тонны груза или
одного пассажира на один километр. Основной источник доходов "Укрзализныци" – грузовые тарифы.
За их счет обеспечивается жизнедеятельность компании. УЗ регулярно увеличивает эти тарифы без
весомых экономических обоснований, опираясь при этом, как считают эксперты, на устаревшую
методику расчета: в 2016 году тарифы выросли на 15%, в 2017 году – еще на 15%, в 2018 – на 8%, в
2019 году – на 14,2%. Причем рост индекса тарифов на грузовые перевозки опережает инфляцию.
3. Что происходит с тарифами
"Укрзализныци"?
В предыдущие годы руководство госмонополиста при
повышении тарифов на грузовые перевозки ориентировалось на индекс цен в промышленности. Цены
промпродукции в 2018 году выросли на 14,2% – в 2019 году "Укрзализныця" повысила тарифы на
грузовые перевозки на 14,2%. Однако прошлый год был низкоинфляционным – потребительская инфляция
была ниже 5%. Цены в промышленности упали на 7,4%.
Руководствуясь общей методикой,
"Укрзализныця" должна была снизить грузовые тарифы на 7,4%. Но вместо этого планируют их снова
повышать. Постоянное повышение тарифов удобно для руководства отрасли – доход "Укрзализныци"
растет, с трудоемким реформированием можно не спешить. Сложности грузоотправителей из-за
постоянного роста тарифа – не проблемы "Укрзализныци".
Основные коммерческие клиенты
"Укрзализныци" – крупные предприятия угольной, горнодобывающей, химической, аграрной,
строительной промышленности. В себестоимости их продукции, особенно экспортируемой, доля
транспортной составляющей критически важна, чтобы товар был конкурентоспособным.
Деньги
от повышения тарифов можно инвестировать в развитие "Укрзализныци", но руководство компании
этого не делает. Планы по инвестициям в "Укрзализныцю" не выполняются. В 2016 году плановые
инвестиции должны были составить 11,2 миллиарда гривен. В действительности компания выполнила
план на 62% и проинвестировала 6,9 миллиарда гривен. В 2017 году плановые инвестиции составили
10,8 миллиарда гривен вместо 16 миллиардов. В 2018 году – 16,9 вместо 26,4 миллиарда гривен.
Тарифы растут, а инвестиции, по сути, не соответствуют этой динамике.
Тарифы на пассажирские перевозки находятся ниже
себестоимости. Они приносят "Укрзализныци" убытки. Бывший глава УЗ Евгений Кравцов заявлял, что
"пассажирские перевозки приносили 200-500 миллионов долларов убытков в год для компании". Эти
убытки компания компенсирует за счет доходов от грузовых перевозок, осуществляя
кросс-субсидирование.
Государству нужен эффективный способ компенсации
убытков от пассажирских перевозок. "Центр экономической стратегии" называет прекращение
кросс-субсидирования одним из важных шагов для либерализации рынка железнодорожных перевозок.
Для этого можно не субсидировать все пассажирские перевозки, а давать адресные субсидии льготным
категориям населения: пенсионерам, людям с инвалидностью, бюджетникам. Также можно ввести
экономически обоснованные цены на пригородные перевозки. Убытки от пригородных перевозок
льготных категорий населения могут компенсировать местные бюджеты, которые находятся в
профиците.