Хосров не внял
предупреждению. Ведь Персидская империя никогда не считала жителей Аравийского полуострова
достойными противниками. Вернуть земли, когда-то завоеванные армиями Александра Великого,
разбить каганат тюрков и бросить вызов выскочкам-римлянам, государство которых за считанные
столетия превратилось из маленького городка на берегах Тибра в колоссальную империю - вот
это занятие для великой династии Сасанидов, к которой относился и Хосров Второй. А арабы
были слишком малочисленны, слишком раздроблены и слишком заняты бесконечными междоусобными
войнами для того, чтобы угрожать империи, которая вот уже больше тысячи лет по праву
считалась владычицей Востока.
Ну, а упоминание в письме магов было неслыханной
дерзостью с точки зрения персов. Когда-то маги были древним племенем, жившим где-то на
просторах Малой Азии. Вероятно, они одними из первых услышали проповеди Зороастра и перешли
в веру, названную его именем - зороастризм. Позже магами называли уже касту
священнослужителей зороастрийской религии, ставшей доминирующей в Персии.
Маги
следили за зримым воплощением божества на земле - священными огнями, некоторые из которых
горели без перерыва с самого начала времен, возносили дары и молитвы всеблагому создателю
Ормазду и уничтожали творения злого духа Ахримана - ящериц, скорпионов и лягушек.
Зороастрийцы знали, что маги не грешат, как писал в письме арабский пророк, а наоборот -
деятельно борются с грехом, приближая победу добра над злом, Ормазда над Ахриманом. Все, что
делали жрецы, было окутано ореолом недоступной другим тайны - они даже дрова в священный
костер не бросали, а клали по-особенному, прикрывая при этом лицо тканью, чтобы дыхание
смертного не осквернило отражение божественного. Из-за этого и сами персы, и другие народы
считали их чародеями, волхвами.
Со временем даже само слово "маг" в самых разных
языках стало синонимом слова "волшебник". Но в Персидской империи они были не просто
волшебниками, а живым свидетельством божественного благословения государства: маги усердно
молили Ормазда о процветании царства Сасанидов, а в ответ Ормазд даровал урожаи, разливы рек
и военные победы. Таков был многовековой порядок вещей, нарушить который Хосров Второй и
помыслить не смел. Письмо от порока Мохаммеда было разорвано, посланник, принесший его,
отправился назад. Тогда он еще не знал, что грозному могучему персидскому государству
осталось жить считанные годы, что династия гордых Сасанидов прервется на перепуганном
беглеце, а загадочные маги-священники перейдут в ислам, потеряют свою власть или даже убегут
высоко в горы, спасая свои жизни и свою религию.
В хадисах говорится, что пророк
Мохаммед, услышав о том, что Хосров отказался принять новую веру, пообещал, что Аллах
разорвет царство перса так же, как перс разорвал письмо с призывом к обращению в ислам. Так
оно и произошло. Исламское завоевание Персии началось уже через несколько месяцев после
смерти пророка Мохаммеда в 622 году.
Арабские армии, ведомые наследником пророка
- первым праведным халифом Абу Бакром, довольно быстро расправились с крупнейшими
гарнизонами в тогда подчиненной персам Месопотамии (сейчас это Ирак). Но из-за необходимости
воевать на двух других фронтах - с Византийской империей и арабами-христианами - персидские
земли не были взяты мусульманами сходу. Посчитав, что арабская угроза миновала, Сасаниды
ввязались в серьезно ослабившую их войну с византийцами и не смогли оказать достойное
сопротивление второму наступлению мусульман. Гордость сасанидской армии - боевые слоны и
облаченные в сияющие доспехи кони, один вид которых прежде обращал в бегство целые армии, -
в 629 году сами бежали от вновь повернувших на восток пустынных воинов, когда те рвались к
древней имперской столице - Ктесифону.