ua en ru

Читайте в газете "Экономические известия" 14 января 2007 г.

Минтранс сыграет на тарифах Аграрии пожали в бурю Сборщики мобилок ждут сигнала от Тимошенко Минтранс сыграет на тарифах В пятницу на сайте Минтранссвязи появился новый проект приказа об индексации железнодорожных тарифов на грузоперевозки. В сравнении с предыдущим приказом Минтранса, разработанном еще при министре Николае Рудьковском, документ администрации Иосифа Винского содержит значительные уступки грузоперевозчикам. В частности, это касается тех предприятий, которые возят по железной дороге руду, кокс, уголь, минеральные и азотные удобрения. Рост тарифов по большинству из этих позиций теперь предлагается более умеренный (см. таблицу). Одним из недостатков предыдущего документа грузоперевозчики называли принцип выравнивания экспортных и импортных тарифов, положенный в его основу. Мотивируя необходимость выравнивания тарифов требованиями ВТО, чиновники предлагали их только повысить, привязав индексацию к самому большому коэффициенту. "Такое повышение очень ударило бы по рентабельности тех предприятий, которые имеют дело как с экспортом, так и импортом", - отмечает экономист ОП "Металлургпром" Нина Чечель. Теперь же по некоторым позициям (импортный уголь, минудобрения и железную руду, экспортный кокс и азотные удобрения) предполагается и снижение тарифов. Кроме того, новый приказ возвращает владельцам собственного вагонного парка скидки, которые министерство, возглавляемое Рудьковским, упразднило. Транспортируя грузы в частных полувагонах, перевозчики получат возможность платить меньше на 36% за грузы первого тарифного класса (железная руда, соль, щебень для дорог, песок, гранотсев, зола и перлит), на 20% - за грузы второго тарифного класса (уголь, минудобрения и продукты питания), и на 16% - третьего (кокс, металлолом). Напомним, весной 2007 года Минтранс утвердил скидки на перевозку грузов в частных вагонах на уровне 20%, но в предыдущем приказе об индексации тарифов на 2008 год эти скидки отменялись. Интересно, что, не смотря на компромисс, на который пошли чиновники Минтранса в угоду металлургам, размер ожидаемых потерь грузовладельцев вырос более чем в 3,5 раза. Если в результате повышения тарифов, предложенного Рудьковским, потери перевозчиков должны были составить 1,8 млрд грн в год, то разработчики нового документа ожидают дополнительной прибыли от индексации тарифов в размере 6,5 млрд в год. Дополнительные средства планируют направить на закупку нового подвижного состава, ремонт колейной техники и расширение электрификации железных дорог. По данным "Укрзалізниці", потребность ж/д в капитальных инвестициях на 2008 год составляет 19,7 млрд грн. Эксперты повышение грузовых тарифов считают неизбежной мерой. Аграрии пожали в бурю Государственный комитет статистики обнародовал предварительные данные сбора урожая в 2007 году. Согласно им, ни засуха, ни пылевые бури, ни суховеи не оказали фатального влияния на объемы собранных зерновых. При одинаковых исходных условиях (разница в объемах посевных площадей отличались не более чем на 0,5%) урожай-2007 не дотянул до показателей благополучного 2006-го всего 14%. А по пшенице показатели и вовсе остались на уровне 2006 года — 13,5 млн. т. Урожай кукурузы достиг 7,4 млн. т, что на 15% превышает результат прошлого года. "Я сразу говорил — подсчитайте балансы! Зерна в стране достаточно,— говорит директор консалтинговой компании "ПроАгро" Николай Верницкий.— Украина собирала и меньше, чем 29 млн. т, однако продовольственной безопасности ничего не угрожало". Впрочем, по некоторым культурам снижение урожая было все же существенным. Например, урожая ячменя сократился на 47,3%, до 6 млн. т. Сбор проса составил 84,2 тыс. т (на 31,8% меньше, чем в 2006-м), овса — 0,5 млн. т (на 21,1% меньше), а также ржи, гречки и риса. Аграрии и подсолнечника собрали на 21,6% меньше. Здесь снижение кажется особенно серьезным на фоне позапрошлогоднего рекорда: 4,1 млн. т в 2007-м против 5,4 млн. т в 2006 году. Тем не менее, как считают участники рынка, этого объема вполне достаточно, чтобы покрыть внутреннюю потребность и загрузить мощности по переработке. "Хватит и на внутреннее потребление, и на выполнение экспортных контрактов",— говорит гендиректор Ассоциации "Укролiяпром" Степан Капшук. Сборщики мобилок ждут сигнала от Тимошенко В нынешнем году в Закарпатье должен появиться первый в стране техно-парк, обеспечивающий полный цикл сборки мобильных телефонов. Реализатором проекта выступает американская ИТ-корпорация Jabil. Однако серьезным препятствием для появления такого крупного комплекса может стать отсутствие содействия иностранным инвесторам со стороны нового правительства. Как заявил "Экономическим известиям" гендиректор Jabil в Украине Филипп Костемаль, компания планирует в этом году увеличить площадь существующего завода, открывшегося прошлой осенью, в два раза. "Для этого мы хотим удвоить объем наших инвестиций в Украину, и вложить еще около $50 млн. в новые корпуса и оборудование, чтобы создать украинский hi-tech парк, специализирующийся на мобильных технологиях. Это может стать уникальным проектом в Украине. Предприятие по производству мобильных телефонов с полным циклом сборки",— отметил он. Напомним, в завод уже вложено около $55 млн. Jabil — не единственный мировой сборщик, активно работающий в регионе. Сингапурская корпорация Flextronics несколько лет назад также выкупила завод по производству электроники в Закарпатье. Однако до последнего времени о данном проекте можно было лишь узнать, что руководство никак не может поставить предприятие на ноги в условиях несовершенной местной экспортно-импортной политики. Менеджер по персоналу Flextronics Андреа Макеева рассказала, что сейчас на заводе работает около 800 человек на трех производственных мощностях. "Количество работающих за последние годы менялось — то сокращалось, то увеличивалось. Это зависит от заказов. Но сейчас у нас идет рост. Недавно было только 600 сотрудников",— отметила госпожа Макеева. Для сравнения, на заводе Jabil, по последним данным, работает около 1,7 тыс. сотрудников; площадь завода Jabil составляет 26 тыс. кв. м, Flextronics — 5,3 тыс. кв. м.