ua en ru

"Игры отражений": эволюция имиджа Украины в книге Татьяны Водотыки и Евгения Магды

"Игры отражений": эволюция имиджа Украины в книге Татьяны Водотыки и Евгения Магды Фото: Тетяна Водотика, Євген Магда. "Ігри відображень. Якою світ бачить Україну"

Путь, который преодолел международный имидж нашей страны со времен обретения независимости, - в исторической перспективе

Эволюция международного имиджа Украины всегда напоминала возвращение Наполеона из ссылки на острове Святой Елены в Париж. Вначале это было "приближение чудовища", а в конце газеты приветствовали "въезд императора" в столицу Франции. Именно так, в исторической перспективе, в "Играх отражений" Татьяны Водотыки и Евгения Магды рассматривается путь, который преодолел международный имидж нашей страны со времен обретения независимости.

Вначале Украину путали с Россией, после, когда даже девушка Джеймса Бонда в одном из последних фильмов знаменитой франшизы на весь мир заявила о разнице между этими странами, ситуация несколько изменилась. При этом львиную долю в формировании образа сыграли, безусловно, революционные события в нашей стране, но авторы книги ведут речь не только о политике, их интересуют все факторы влияния на способ восприятия Украины в современном мире. Вот почему особое внимание уделено историческому и даже философскому контексту функционирования стереотипов об Украине, а также историческом и политическом бэкграунде формирование ее образа в различных странах.

Итак, пришел ли конец "шароварному" восприятию нашей страны? "Борщ", "вареники" и "котлеты по-киевски", конечно, не лучше "ансамбля танца имени Григория Веревки", но не остановилась ли эволюция образа на таком явлении, как Верка Сердючка? Заменит ли она Роксолану в сегодняшнем постмодернистском мире? Таким образом, в условиях глобальных информационных войн, соревнования брендов и господства симулякров авторы книги пишут своеобразную географию имиджей Украны. Главный вопрос, который они поднимают в своей книге - как же нас идентифицируют, то есть выделяют среди других воображаемых сообществ? Причем не только в России, но и в странах Европы – отдельные главы посвящены формированию образа Украины в Германии и Франции, Австрии и Чехии, Нидерландах, Грузии и Балтии.

"Игры отражений": эволюция имиджа Украины в книге Татьяны Водотыки и Евгения Магды

Фото: Тетяна Водотика, Євген Магда. "Ігри відображень. Якою світ бачить Україну". – Х.: Віват, 2016. – 352 с.

И каковы же выводы? Как долго Украине "сидеть на шпагате" между Востоком и Западом, о чем также рассказывается в одной из глав этой книги?

"Существенные изменения в геополитических позициях на политической карте мира, глобализация и информатизация создают основания для масштабного национального ребрединга" - убеждены ее авторы.

Но каким именно образом убедить мир, что "Украина – не Россия", особенно в "тени заклятого друга"? С одной стороны, нам предлагается экономный вариант перезагрузки - как панацеи от неумолимой опеки "старшего брата", железной хваткой цепляющегося за остатки былой имперской роскоши.

"Залогом выхода из системы восприятия сквозь призму российских интересов является демократическое развитие нашего государства, - уточняется в "Играх отражений". - Именно таким образом Украина может и должна дистанцироваться от авторитарного режима Путина. Нет смысла сжигать миллионы долларов на войну различных форм пропаганды. Куда актуальнее выглядит строительство успешной страны, интересной и привлекательной для окружающего мира".

В принципе, все это мы уже проходили, и у нас это не прижилось. Еще в начале девяностых известный славист Григорий Грабович решил поднять имидж "аграрному" образу нашей культуры, демонизировав в духе популярной механики национальную святыню, нашего "Великого Кобзаря". На салонном фото Тараса Шевченка он рассмотрел под традиционным кожухом концертный фрак, и решил модернизировать украинскую "икону стиля". Чем, собственно, и занимались его предшественники, футуристы 1920-х годов.

Естественно, сделать это американскому слависту не дали, но машина преобразований в сфере популяризации хуторянской культуры была запущена. Каноны пересмотрели, несколько утилизировав и нивелировав образы Леси Украинки, Ивана Франко и Агатангела Крымского уже на уровне государственного Института литературы, но не более того. "Кость" мягкотелой традиции была не задета, но нерв механизма популяризации был обнажен.

"Имиджевая гигиена действительно пока является роскошью, - соглашаются авторы в "Играх отражений". - Во вселенной симулякров мы теряем способности видеть мир без "помощи" специальных средств информационной эпохи. Наше зрение проходит через особую выучку и становится осевым ощущением сегодняшней культуры".

Конечно, переделать срочным образом Мамая в Терминатора, а Котигорошко – в Бэтмена, дабы угодить международному обывателю в деле "узнавания" Украины мы пока что не можем. Хотелось бы вначале разобраться со скелетами традиции в своем собственном шкафу. Тем более, что упомянутую "особую выучку" мы уже проходили, и вопросами ревизии и ребрендинга нашей культуры занимался журнал "Гигиена", издаваемый автором этих строк на пару с Сергеем Жаданом в начале 90-х, но это уже другая история о совсем иных "играх отражений" в извечном нашем Зазеркалье образов, штампов и национальных стереотипов.

Кстати, помочь сориентироваться в книжном поможет наш обзор "10 хороших украинских книг, которые вы не заметили в магазине".