Совок и молот:

как в Украине исчезают призраки коммунизма
7 ноября, но 99 лет назад, произошла Октябрьская революция. Это событие изменило будущее. Сейчас, спустя почти столетие, очевидно – что в худшую сторону. В Украине этот, когда-то один из главных советских праздников, не празднуют на государственном уровне после обретения независимости. А с 2015 года даже местные коммунисты отмечают эту дату без шествий и парадов, поскольку в стране начал действовать закон о декоммунизации - партийная символика, герб СССР, серп и молот запрещены.
С годами и Коммунистическая партия Украины оказалась на задворках политической жизни страны. В 2014 году впервые ни один представитель КПУ не попал в парламент. Советское прошлое начало исчезать, в прямом смысле этого слова,и с улиц страны. «План» по декоммунизации выполнен почти на 100%. Уже переименованы 987 населенных пунктов и 25 районов, снесены более 1200 памятников Ленину. «Вожди» остались в основном по селам. Но и там их, как для всей Украины, немного – менее 300. На очереди – демонтаж еще около 300 памятников другим коммунистическим деятелям. Только в Киеве еще не убрали почти 30 советских мемориальных досок и памятников, среди которых статуя Николаю Щорсу на бульваре Шевченко.

Корреспонденты РБК-Украина Ирина Лопатина и Сергей Лефтер узнали, как живет сейчас «недозапрещенная» КПУ, в чьих руках голова Ленина с Бессарабской площади и что такое декоммунизация заброшенного села.





Партия



В начале этого года Коммунистической партии Украины не стало. Так сообщали СМИ и представители Министерства юстиции. В истории независимой Украины коммунисты уже однажды оказывались «вне закона». В конце августа 1991 года, менее чем через неделю после провозглашения независимости Украины, президиум Верховной Рады запретил коммунистическую партию, обвинив ее в попытке государственного переворота.Но уже через два года ее возродили, и в 1994 году коммунисты участвовали в парламентских выборах. Сейчас КПУ тоже пытаются запретить. Коммунистическая идеология приравнена к национал-социалистической. Устав, название и символика партии нарушают недавно принятые законы о декоммунизации. Но, несмотря на это, партия де-юре существует. В Едином реестре общественных формирований по состоянию на 4 ноября 2016 нет данных о том, что КПУ прекратила свою деятельность или их свидетельство о регистрации аннулировано.
Постановление, которое принял по иску Минюста столичный окружной админсуд 16 декабря 2015 о запрете Компартии, не вступило в законную силу. Коммунисты подали на него апелляцию и дело рассматривается до сих пор.

Эту информацию подтвердили РБК-Украина в пресс-службе Министерства юстиции Украины, уточнив, что пока в пределах иска «наименование, символика и устав КПУ оцениваются судом на предмет их соответствия Конституции и законам Украины».

Несмотря на попытки отстоять себя в судах, с политической карты страны партия практически исчезла. КПУ нет в парламенте. В 2014 году на внеочередных выборах в Верховную Раду партия набрала только 3, 88% голосов избирателей, не преодолев необходимый 5% порог. Часть соратников лидера партии Петра Симоненко покинули Украину, по другим – открыты уголовные производства. Так, бывшего народного депутата от КПУ Аллу Александровскую подозревают в коррупции и посягательстве на территориальную целостность страны. Она находится под домашним арестом.
Петр Симоненко
По лидеру коммунистов Петру Симоненко Генпрокуратура также открыла производство по подозрению в сепаратизме. Несмотря на это он свободно передвигается как по Украине, так и по миру. В октябре он посетил Вьетнам и ЮАР, приняв участие во встречах с профсоюзами.

Готовя этот материал, мы хотели встретиться с Петром Симоненко, но он отказался, сославшись на плотный график встреч и партийных мероприятий. Поприсутствовать на одном из них также не получилось. Увидеть сегодня на улице коммунистов вам тоже вряд ли удастся. В пресс-службе КПУ заявили, что к 7 ноября – дню революции 1917 года - никаких шествий с флагами и партийной символикой не будет, а победу большевиков «все будут тихо отмечать на местных уровнях». Оказались непреклонны и комсомольцы, сохранив в секрете место своей сходки.
«Постановление, которое принял по иску Минюста столичный окружной админсуд 16 декабря 2015 о запрете Компартии, не вступило в законную силу»
- Сколько людей осталось в партии на сегодняшний день не скажет никто, даже Петр Николаевич, - рассказывает Александр Голуб, один из бывших депутатов-коммунистов, и основных спикеров КПУ в прошлом. – Вернее, он скажет, но вряд ли эта цифра будет соответствовать действительности.

Встречу бывший соратник Симоненко назначил в центре Киева в ресторане, меню которого начинается с раздела "Средиземноморские деликатесы". Плато с морепродуктами там стоит 2900 гривен. Голуб ограничивается чашкой кофе и бутылкой воды.

По его словам, сейчас много бывших коммунистов прекратили свое членство в партии, даже не объявляя об этом. Они перестали платить взносы и принимать участие в партсобраниях. Самой большой проблемой организации он называет то, что Петр Симоненко постепенно превратил КПУ в "частное семейное предприятие, которое приносило ему политические и материальные дивиденды". Он напрямую обвиняет Симоненко в провале КПУ на внеочередных парламентских выборах 2014 года.

- За многие годы Петр Николаевич выстроил вокруг себя такую систему, что демократическими путями провести изменения внутри партии невозможно, - сетует Голуб. - Нас в одну ночь исключили из партии, не пригласив даже на Центральный комитет. Даже в 30-е годы подобные вещи делались по-другому.
Александр Голуб
Александра Голуба исключили из коммунистов летом 2014 года после того, как он с группой депутатов вышли из парламентской фракции КПУ. Вместо Симоненко они предлагали возглавить Компартию Спиридону Килинкарову. Голуб настаивает, что только в 2014 году ему подтвердили информацию о дорогих домах и машинах Симоненко. Свои источники он не раскрывает, называя их «достаточно авторитетными людьми, имеющими отношение к финансированию партии не из членских взносов».

О своем имуществе Голуб рассказывает несколько смущаясь. По его словам, за последние семь лет ничего у него не изменилось – он по-прежнему владеет дачей площадью около 140 метров, небольшим земельным участком в 20 соток, и двумя квартирами - собственной и родителей. Сейчас он живет на личные сбережения, которые накопил раньше.
Левым идеям Александр Голуб не изменил и сейчас бывший соратник Симоненко, стал действующим соратником Василия Волги, лидера «Союза левых сил». Практически в полном составе ушли из КПУ партийные ячейки Херсонской и Кировоградской области. Большой отток произошел в Киевской и Днепропетровской областях. И все же Голуб продолжает верить, что у КПУ есть шанс вернуться в большую политику.

- Компартия может быть системообразующей, но для этого она должна измениться, или как модно сейчас говорить,«модернизироваться». Но совершенно очевидно, что не с нынешним руководством, - заявляет он, припоминая как Симоненко собирал компромат на него и других членов партии. С момента раскола в партии прошло два года, и за это время Голуб и Симоненко не встречались и не разговаривали.

Разговор о судьбе Компартии прерывает телефонный звонок. Голуб говорит, что его просит дать комментарий белорусское радио по поводу рынка земли в Украине. Он не скрывает, что сейчас он появляется в основном в российских СМИ, называя это «возможностью высказать свое мнение». После записи очередного российского шоу появилась фотография,на которой Голуб запечатлен в компании с одним из лидеров боевиков так называемой «ДНР» Денисом Пушилиным.

- Если Порошенко можно зарабатывать деньги в той стране (России - ред.), то почему нельзя высказать мнение в той стране? – заявляет Голуб. - Не вижу здесь никакого преступления!

Однако у бывшего соратника Симоненко слова расходятся с делом. Голуб не решился признаться, что комментарий он давал отнюдь не белорусскому СМИ. Бывший главред газеты "Коммунист" рассуждал о продаже земли на "Радио Спутник", которое входит в состав "RussiaToday".






Ленин

Избавляться от скульптур и монументов советской эпохи в Украине начали еще до принятия законов о декоммунизации весной 2015 года. Ленинопад начался с разрушения памятника вождю на Бессарабской площади в Киеве 8 декабря 2013 года.
Ленина свалили с постамента во время одного из воскресных вече в период Майдана. Две группы молодых людей накинули на него тросы и повалили. Сразу же нашлись кувалды и желающие бросились откалывать от вождя мирового пролетариата куски на память. Очень скоро их можно было купить через интернет - например, за ладонь Ленина просили 1000 гривен, за часть руки – 750 гривен. В КПУ части памятника с интернет-аукционов не выкупали и считают, что его разбили исключительно из меркантильных интересов.
Киевскому «Ленину» с Бессарабки «повезло» меньше, чем, например, такому же, но в Харькове. Там местные коммунальные службы успели увезти большую часть скульптуры после ее сноса активистами на центральной площади города два года назад на хранение на завод имени Малышева.

У киевских городских властей нет никаких крупных частей памятника Ленину, рассказали РБК-Украина местные чиновники. Элементов скульптуры нет ни на выделенной площадке для декоммунизированных памятников в аэропорту "Жуляны", ни на коммунальных складах в разных районах столицы.

- Памятник защищался ЮНЕСКО, он был из цельного куска гранита и очень ценным – его даже демонстрировали на Всемирной выставке в Нью-Йорке, - эмоционально рассказывает первый секретарь Центрального комитета Ленинского коммунистического союза молодежи Украины Михаил Кононович. Он же рассказал, что голова памятника сейчас у партии "Свобода".
Поврежденная гранитная голова Ленина, без носа, действительно появилась на съезде националистов этой осенью. Ее можно было увидеть возле Международного центра культуры и искусств (бывшего Октябрьского дворца).

Однако "Свобода" к голове памятника отношения не имеет. Ее нынешний хозяин – 37-летний депутат Киевсовета от "Батькивщины" Юрий Дидовец. Гранитную голову Ленина он не покупал – депутат был на площади в момент сноса и вместе с друзьями, вчетвером, ее оттащил, когда статуя рухнула с постамента.

У Дидовца с Компартией давние и сложные отношения. Ранее он входил в группу "Самостийна Україна", которая в 2000-м году захватила офис коммунистов на Подоле. Они удерживала здание на протяжении более 12 часов. Одним из их требований был запрет КПУ в Украине. Памятник мог быть разрушен еще тогда.



- Сначала у нас была одна из идей - снос памятника Ленину в центре Киева, но потом мы решили, что захват офиса будет более резонансным, чем просто разрушение этого памятника, - рассказал Дидовец.

Сейчас голова, на металлической конструкции в виде лап паука, стоит в приемной депутата. Дидовец подчеркивает, что первое его образование – художественное и изначально он хотел приделать к голове щупальца спрута. Но в итоге депутат установил голову на подставку из лап паука – таким видит образ вождя пролетариата и его роль в мировой истории нынешний хозяин гранитной головы. Он называет "массовым заблуждением" информацию о том, что якобы эта часть памятника очень большая – она не выше полметра в высоту и весит около 50 килограмм.
- 99% посетителей моего офиса не верят в то, что это тот же Ленин с Крещатика, - вздыхает Дидовец.






Декоммунизм

- Переходите дорогу от остановки и идете прямо по улице, - объясняет по телефону маршрут председатель Туровского сельсовета Киевской области Валентин Волочнюк. Но неместным даже с таким разъяснением сориентироваться трудно. Напротив автобусной остановки - местный дом культуры с советским гербом на фасаде и флагом Украины возле дверей. Корпус здания «разрезает» главную улицу на две меньшие, похожие между собой.

- Только идти не туда, где церковь, - подсказывает он.

Валентин Волочнюк уже почти 20 лет руководит селом Туровка на самой границе с Черниговской областью. Мы встречаемся на улице перед двухэтажным кирпичным зданием, идем в его кабинет на первом этаже.

Валентин подготовился к встрече основательно. На Т-образном «директорском» столе уже разложена еще советская карта землепользования Туровки и окружающих сел, которые подчинены сельсовету. Наша цель – село Петровское. В 30-х годах оно, как в свое время и Екатеринослав, получил название (по одной из версий) в честь советского партийного функционера Григория Петровского. И сейчас, уже вместе с Днепропетровском, село получило новое имя. 19 мая этого года парламент, в рамках декоммунизации, переименовал Петровское в Полковничье.
– Это оно только на карте обозначено, - быстро объясняет глава сельсовета, водя очками по выделенным границам. – На самом деле в селе с 1999 года никто не живет. Тогда там были прописаны две бабушки. Одну забрали дети в Згуровку (райцентр Киевской области, - ред.), одну –сюда в Туровку. Я еще тогда, в 99-м, в электросети позвонил, и в Петровском сняли провода. Дома уже развалились, дворы зарастали сорняками. Там одна улица - Горького. Мы так ее назвали, потому что был колхоз «Горького». Сейчас там только огороды, которые люди засевают кукурузой, соей.
«Село только на карте обозначено. На самом деле в нем с 1999 года никто не живет.»
Валентин без возражений позволяет сфотографировать карту и продолжает рассказывать о декоммунизации безлюдного Петровского, в котором даже в лучшие времена жило не более 300 человек. По процедуре для переименования населенного пункта необходимо было провести общественные слушания. Но проводить их было не с кем. Поэтому Волочнюк отправил в район решение сельсовета о том, что переименовывать село не нужно.
- И я знаю, что оно было направлено в область. Нам потом из района позвонили и говорят: «Вы видели, что ваше Петровское назвали Полковничье?»
– А почему Полковничье?
– А я там знаю почему? Переименовали – и все. Говорят: «Вы не против?». А я в ответ: «Против, потому что я хотел, чтобы Гетьмановое назвали», - улыбаясь говорит глава сельсовета.
Почему село называлось Петровское тоже мало кто знает.
- Или в честь Петра І или Святого Петра, - задумчиво рассуждает глава сельсовета.
Дорога на мертвое село
По его словам, за полгода с момента переименования в селе ничего не изменилось – там по-прежнему никто не живет. Но перемены могут наступить уже следующей весной. В Полковничьем планирует построить дом участник АТО из столицы.

- Он сам киевлянин и говорил, что мог бы получить землю под Киевом. Но когда-то он здесь проезжал и ему понравилось место. У него хобби - радио. Он говорит: «Никого здесь нет, я построю дом и поставлю радиомачту». Решение о выделении земли уже принято, сейчас идет регистрация прав. Если построится, это уже будет первая «ласточка». Может, еще кто-то захочет там жить ...

От заброшенного, но переименованного села разговор плавно переходит к Туровке, которую декоммунизация также не обошла. В селе переименовали улицы Щорса, Котовского и Октябрьскую в Ореховую, Парковую и улицу Александра Колодуба соответственно. Улицу Ватутина хотели в Туровке сохранить, но ее переименовали уже решением областного совета и теперь это улица Независимости.

На замечание, что на доме культуры еще сохранился герб СССР - серп с молотом, Волочнюк отвечает, что уже разработан проект капитального ремонта клуба.

- Внутри мы сделали ремонт, но снаружи провести работы в этом году я не успел, - объясняет он. – У нас развалился спортзал в школе, и я все средства отдал на его ремонт. В следующем году планируем чинить фасад. Мы его (герб СССР –ред.) собьем,выбросим и поставим трезубец. Ничего страшного. Это вы увидели, а люди ездят - никто на него не обращает внимание. Я его забелил известью.
Сейчас в кабинете главы сельсовета - флаг Евросоюза и Украины. На стене – копия картины Николая Пимоненко «Свадьба в Киевской губернии». Напротив Т-образного стола - «уголок истории». На стене висит портрет одного из идеологов украинского национализма и уроженца Туровки - Николая Михновского. Мини-копия бюста Михновского стоит на одной из книжных полок с деревянной копией казацкой булавы, Конституцией Украины, Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» и Законом Украины «О статусе депутатов местных совете». На другой полке –книги по истории.

- Странно, что у вас две книги вместе на одной полке - «История Украинской СССР» и История Украины Грушевского.

- ... И Грушевского, и Субтельного, и Яворницкого у меня есть, - отвечает он без злобы. – «История Украинской СССР» написана очень-очень интересно. Наши украинские ученые тогда тоже были патриоты, - отвечает Валентин Волочнюк.

Соседний кабинет - участковый пункт полиции и, по совместительству, местный музей. В небольшой комнате собраны советские деньги, печатная машинка, вышитые полотенца. Слева от окна на столе стоит советский герб, прислоненный к стене.

– Это тоже было в доме культуры,– объясняет Валентин. – Так я принес его сюда.

С противоположной стороны стола с экспонатами – зонт с символикой «Партии регионов».

- Да это же тогда раздавали, так и осталось, - отвечает сельский глава, пряча зонт за стулом.

Мы собираемся в вымершее село. Валентин несколько раз вслух задает сам себе вопрос «Что же мне делать? А если у меня бензина не хватит?». Пешком - далеко, а транспорт в ту сторону не ходит. В конце концов он решает рискнуть и везет на своем Lanos в Полковничье. С ухабистой асфальтированной дороги съезжаем на грунтовку, которая ведет к пропавшему селу. За окнами мелькают и заваленные старые дома, и современные склады - проявление инвестиционной деятельности одной из нидерландских компаний в деревне.

Не успеваем выехать за пределы Туровки, как Валентин внезапно останавливает машину. Впереди - заполненная дождевой водой огромная яма шириной во всю дорогу.

- Ой, а я даже и не проеду, – огорченно говорит он, мол, неизвестно какая глубина «ждет» его «низкий» Lanos.

- А возле села хоть табличка есть? Может я сам найду?

- Да нет, только бугорки от домов, - отвечает Валентин, указывая на растущие вдоль дороги деревья и кусты. - Можете вот, сфотографировать, и сказать, что это - Петровское.

2016, Ирина Лопатина, Сергей Лефтер
Made on
Tilda