В Советском Союзе государство было не просто
главным, а единственным собственником легальных средств производства и ресурсов, а также
единственным работодателем. Короткий перерыв на НЭП и легализация частного предпринимательства
уже под самый закат СССР - не в счет, так как на них пришлось всего несколько лет из тех почти
семидесяти, что существовало государство. Не делали погоды и нелегальные частники-цеховики,
подпольно выпускавшие и сбывавшие дефицитный товар. Хотя обороты наиболее успешных нелегалов
достигали сотен тысяч и даже миллионов рублей в год, советской экономике они были не конкуренты.
Хотя бы потому, что выпускали то, с чем не справлялась легальная промышленность, да и выхода на
настоящие рынки сбыта, то есть, в открытые для всех магазины, у цеховиков не было.
Таким образом, вся экономика, за крайне небольшим нелегальным исключением, была под контролем
государства. И оно в Союзе выполняло все те функции, которые в капиталистических странах брал на
себя рынок. Что и в каких количествах производить, куда и когда отправлять произведенное, какую
цену на товар назначить, сколько платить тем, кто производит, продает, перевозит и хранит - все
это в социалистической системе решала не "невидимая рука рынка", не законы спроса и конкуренции,
а отдельная чиновничья структура под названием Государственный плановый комитет, или просто
Госплан. Тысячи экономистов, аналитиков, счетоводов и других специалистов рассчитывали и
утверждали годовые и пятилетние планы производства всего, начиная от атомных ледоколов и
заканчивая туалетной бумагой.
Первые десятилетия существования СССР Госплан в целом
справлялся со своими задачами: послереволюционная разруха, индустриализация, Вторая мировая
война, послевоенное восстановление требовали скоординированных усилий самых разных
государственных органов и предприятий, так что централизованное планирование было вполне
оправданным.
Тем более, что об индивидуальных потребностях советских граждан - во что
они одеты, что едят и как проводят досуг - никто особо и не заботился. Американский писатель
Макс Истмен, близко знавший Ленина и Троцкого, одно время бывший пламенным их сторонником, но
затем разочаровавшийся в коммунизме, даже предложил называть социализм сверхфашизмом, так как,
по его мнению, в СССР права и потребности человека для власти значили даже меньше, чем в Италии
Муссолини или гитлеровской Германии с их культом государства и пренебрежительным отношением к
отдельной личности. Всё, от мебели до кинофильмов, было одинаковым, усредненным, но доступным
всем или почти всем советским трудящимся.