ua en ru

Лоббизм по-украински: от "дикого" рынка к легализации

Лоббизм по-украински: от "дикого" рынка к легализации Фото: Лоббизм в Украине необходимо легализировать
Борис Тізенгаузен
Борис Тізенгаузен
Reputation Management expert
О лоббистах, об их всемогуществе и возможностях ходит масса легенд. В том числе - о том, кому выгодна легализация лоббизма. И наоборот – о том, кто шкурно заинтересован в сохранении теневого рынка лоббистских услуг.

О лоббистах, об их всемогуществе и возможностях ходит масса легенд. В том числе - о том, кому выгодна легализация лоббизма. И наоборот – о том, кто шкурно заинтересован в сохранении теневого рынка лоббистских услуг.

"Как это делалось в Одессе" - называется рассказ Исаака Бабеля о веселых молдаванских бандитах с вот этим шикарным приморским колоритом и молдаванской романтикой. "Как это делается в Киеве" - должен бы называться роман о лоббизме по-украински. Потому что лоббизм по-украински имеет довольно лихую историю.

Продавить изменения в закон об НДС, чтобы создать дырки, через которые утекали бы бюджетные деньги. Протолкнуть печально известный закон об иностранных инвестициях, благодаря которому на много лет появилась возможность вести импорт фактически мимо таможни. Таких эпизодов в ранней истории украинского лоббизма – масса.

И каждый из эпизодов непременно включал в себя появление на сцене не жаждущих популярности и публичности господ с толстыми записными книжками и кожаными портфелями для переноски кэша. Вопросы решались за столиками в "Феллини" и "Царском селе", в "Эгоисте" и "Сюрпризе". О результатах общество узнавало сильно позже, когда сталкивалось с фантастическими по своей жути последствиями.

Система действовала практически бесперебойно и включала наличие интересантов, посредников, "десятников" из парламентских фракций. Ну и чиновников высшего звена из министерств, куда ж без них. К началу 2000-х появился еще один субъект процесса – когда Николай Азаров как следует освоился в кресле главы ГНАУ. Именно он создал мощную традицию жесткого, но непубличного влияния исполнительной власти на власть законодательную.

Вспоминается потрясающая по своему цинизму история, когда налоговики тормознули состав с импортным товаром, принадлежавшим фирме одного из влиятельных депутатов – чтобы тот изменил свою позицию по поводу закона о сужении карательных функций ГНАУ. Об истории украинского лоббизма можно написать взахлеб читаемый авантюрный роман.

У гражданского общества не было шансов вклиниться в эту схему. Во-первых, в стране были очень слабы гражданские объединения, во-вторых не существовало публичных схем для реализации лоббистских устремлений гражданского общества. И не существовало законов, регулирующих лоббистскую деятельность, требующих декларирования лоббистских интересов, устанавливающих рамку отношений между представителями власти и лоббистами.

Существовала жесткая олигополия на каждом уровне власти, вокруг каждого из ее центров. И практически всюду шестеренки лоббистских механизмов щедро смазывались коррупционным интересом.

По сути, в Украине принципы лоббизма были извращены и сформировались в виде одного из инструментов, реализующих коррупцию.

Соответственно, препятствием на пути легализации лоббизма в Украине стоят:

1. Коррумпированные политические структуры и фигуры;

2. Остатки "носителей институциональной памяти" - те коррумпированные представители госаппарата, которые заинтересованы в сохранении, в консервации используемых ими схем;

3. "Герои вчерашних дней" - те самые господа с "толстыми записными книжками и кожаными портфелями". Они, кстати, заботливо консультируют представителей пунктов 1 и 2 на предмет наиболее эффективного сопротивления переменам.

А кто ж тогда заинтересован в легализации и побелении лоббизма? У меня нет слишком хороших новостей. Да, они обнадеживают, но не более того.

В первую очередь, в легализации лоббизма заинтересованы гражданское общество и идеологические партии.

Гражданское общество, общественные организации, саморегулирующиеся профессиональные и бизнес-объединения – все они сражаются за доступ к публичному и легальному влиянию на законотворческий процесс и работу органов исполнительной власти.

Инструменты – тоже очевидны: публичное обсуждение и инициирование законопроектов и решений органов власти, мониторинг деятельности органов власти, мобилизация публичных усилий гражданского общества вокруг тех или иных общественных проектов/интересов.

Насколько успешные адепты легального лоббизма – видно по украинской повседневной жизни. Они не слишком впечатляют – процесс идет, но до реализации еще далеко.

И все же есть весьма обнадеживающие тренды, а главное – у продвигающих легализацию лоббизма есть влиятельные союзники. Сражающихся за легализацию лоббизма охотно поддерживают иностранные партнеры Украины и международные организации/фонды. Как минимум потому, что эта линия приведет к резкому сужению коррупции в Украине.

Вторая группа интересантов в деле формирования легальных механизмов лоббизма, как уже было сказано – политические партии, прежде всего – идеологические. Политическая деятельность требует ресурсов. Политическая деятельность требует формирования портфолио успешных проектов, в которых заинтересован ядерный электорат той или иной политсилы.

Появление легальных лоббистских финансовых фондов – реальный путь для партии, чтобы уйти от зависимости перед конкретным спонсором. Как говорил один из экс-глав Верховной Рады лет 20 тому назад: "Если хлебать из одного корыта, то скатимся в коррупцию и содержанство. Если клевать понемногу из многих корыт – можно выбирать корыта и самому определять принципы взаимодействия со спонсорами".

Если партия будет кушать с руки у пары-тройки спонсоров, то она останется в ранге краткосрочного политпроекта с неоднозначными электоральными перспективами. Если партия будет "подписываться" только под инициативами, которые соответствуют ее ценностям, у нее есть шанс сохранить лицо и поддержку избирателей. Все просто, на самом деле.

Так что да, гражданское общество и современные идеологические партии – вот единственные реальные интересанты формирования в Украине практики легального лоббирования. Но мы прекрасно понимаем, что только их сил недостаточно для того, чтобы сдвинуть этот колоссальный воз с места. Кто или что могут помочь? Действующий ныне остромодный и глобальный антикоррупционный тренд.

На антикоррупционной волне наши иностранные партнеры вошли в процесс, что усиливает восприимчивость к идеям легализации лоббизма ныне действующих украинских политиков. А куда им деваться? Надо строить страну без коррупции (в идеале). Ну а поскольку мы не идеалисты, то будем рассчитывать на создание страны с минимальной коррупцией – как в Польше, Эстонии, Словении. Есть поблизости примеры с жутковатыми исходными условиями, но завидными результатами.