ua en ru

Зона К: Доходы от еды и другой биомассы поддерживают канадский доллар

Зона евро притягивала инвесторов ощущением того, что страны сильнее вместе, чем поодиночке, и стала наглядной иллюстрацией пределов интеграции, но не отбила желание создавать новые интеграционные объединения, например, Зону К, в которую войдут Исландия и Канада. Хотя в ней тоже могут появиться свои "свинья" и "цыган", производственный сектор создаёт залог для процветания.

Слышал, что экономика Северной Америки замыкается на себе. Но для США с дорогим производством это означает защиту от дефляции и управляемое восстановление. Снижение зависимости от мировой нефтепереработки позволяет чувствовать себя спокойнее. Канада же остаётся на сырьевой игле и поэтому более уязвима к внешним рискам. Это тормозит интеграцию с США и ускоряет интеграцию с другими торговыми партнёрами, прежде всего, с Исландией.

Пределы интеграции с Штатами обозначились. Прежде всего, это покупка дешёвых товаров по обе стороны государственной границы. Например, канадцы в последнее время активно скупают подешевевшее жильё в Аризоне. Казалось бы, пустыня пустыней, но покупки имеют стратегическое значение, потому что Канада постепенно обрела надежду на то, что нефтепереработка Техаса будет питаться нефтью северного соседа США. Трансграничные потоки людей и идей, денег и товаров - таков путь американо-канадской интеграции.

Пределов интеграции с Исландией пока не видно. Наоборот - видны большое перспективы, вплоть до введения единой валюты. Это имеет ряд плюсов для Исландии. Сюда относятся, в первую очередь, удобство во внешней торговле с одним из главных партнёров и стабильность финансовой системы. Канада обладает одной из самых стабильных финансовых систем в мире. Сейчас для покупки канадского доллара надо 126 исландских кроны, а для покупки одного евро - порядка 160 крон. Таким образом, крона просела по отношению к евровалюте вдвое с 2007 года. При таких темпах девальвации канадским экспортёрам сложно хеджировать риски, а исландцам сложно сохранить доверие к собственной финансовой системе. Сейчас центральный банк Исландии искусственно пытается поддерживать курс государственной валюты.

Стабильность канадского доллара обеспечивается рядом преимуществ, которые он имеет перед исландской кроной. Во-первых, это более высокая ликвидность, а во-вторых - экономика Канады связана с простым продуктом, с "землёй".

Главная статья канадского экспорта - биомасса. С середины 2010 года кукуруза на Чикагской товарно-сырьевой бирже (СМЕ) подорожала на 45% до 580 центов за бушель (размер контракта 5 тысяч бушелей или 127 метрических тонн) и заставила уважать надёжность "луни", как трейдеры называют валюту Канады.

Фьючерс на соевое масло с ближайшим сроком исполнения вырос на СМЕ в цене на 47% с середины 2009 года. Сейчас он зацепился за отметку 50 центов за фунт (размер контракта 60 тысяч фунтов или 27 метрических тонн).

Наряду с локальными факторами (загруженность портов, погода, зерновые биржи), агрикультуры начинают зависеть от слухов о биотопливе. Разговоры о возможности заправлять автомобили топливом, синтезированном из кукурузы, повышают спрос на биомассу, даже несмотря на то, что повышение эффективности ботаники периодически увеличиваeт ожидания относительно предложения. Отсюда у канадского доллара появляется в более далёком будущем возможность стать универсальной валютой расчётов в сделках энергетических, а не только в сельскохозяйственных сделках.

Вторая по важности статья канадского экспорта - животные. Фьючерс на живой крупный рогатый скот с ближайшим сроком исполнения держится стабильно выше 100 центов, периодически подрастая к 130 центам за фунт (размер контракта - 40 тысяч фунтов или 18 метрических тонн).

Третья статья канадского экспорта - древесина и лес. Фьючерс на древесину мягких пород вырос на 13% до 850 долларов за тонну (размер контракта - 20 метрических тонн) с середины 2010 года. Фьючерс на лес затормозил своё падение около 250 долларов за 1000 досковых футов (размер контракта 110 тысяч досковых футов или 260 кубометров). Повышению ожиданий относительно спроса на лес способствует запуск заводов по перегону древесины и древесного мусора в электроэнергию.

Местные лесники, фермеры и производители сельхозудобрений увеличат преимущество по экспорту скотины, овощей и древесины, которые являют собой три столпа экспорта из Канады. Это позволит канадцам выглядеть более уверенно по показателям платёжного баланса, который в последние пару лет ушёл в минус за счёт дефицита торговли товарами - как раз сырьевыми. В более долгосрочной перспективе перевод энергетики на рельсы инноваций будет способствовать росту канадской экономики.

Что же мешает канадцам прибрать к рукам Исландию прямо сейчас, пользуясь слабостью евро? Во-первых - наличие конкурентов в виде сырьевых держав Скандинавии, прежде всего Норвегии. Сейчас все эти страны находятся по одну сторону прилавка на рынке энергоносителей. Но для интеграции этого пока мало, ведь надо ещё наладить торговлю друг с другом.

Во-вторых - после создания Зоны К Канада станет ещё более "сырьевой" державой, в которой почти всю продукцию будут отправлять на экспорт, поскольку на внутреннем рынке она будет вытесняться зарубежными аналогами. Укрепление валюты Канады сделает иностранные валюты дешёвыми и ограничит конкурентоспособность любой единой валюты викингов. Так это уже произошло с евро, достигшим исторической вершины в 2008 году. Тогда рынки еврозоны оказались завалены дешёвой продукцией из-за рубежа, что спровоцировало кризис перепроизводства в той же Германии и в значительной степени переориентировало европейскую экономику на сферу услуг.

В-третьих - более высокий курс канадской валюты негативно скажется на внутреннем рынке. Конечно, благоприятным будет его влияние на рынок жилья, потому что дома в Канаде станут дороже для иностранцев и дома вне Канады дешевле для канадцев, которые именно поэтому покупают жильё в американской пустыне. Но еда в Канаде станет дороже (куда ещё дороже), сырьё для пищевой промышленности и энергетики будет, возможно, импортироваться из США.

Вдобавок, Исландия и Канада настолько разновелики, что расширение Зоны К будет наверняка не более полезно Канаде, чем хождение российского рубля в Беларуси. Так что есть опасность, что Исландия обретёт статус "цыгана" и "свиньи" Зоны К.

И всё же, если рассчитывать на расширение Зоны К на другие сырьевые страны Севера, такая интеграция поможет сделать их валюты ликвиднее и финансовые системы - стабильнее, а также зарядит новое интеграционное объединение энергией биомассы.

Аналитика подготовлена компанией Альпари