ua en ru

В КСУ поступило представление В.Ющенко о конституционности постановления правительства об обеспечении составления списков избирателей.

В Конституционный суд Украины поступило конституционное представление президента Украины Виктора Ющенко о соответствии Конституции Украины (конституционности) постановления Кабинета министров Украины от 11 сентября 2007 г. №1106 "Вопрос обеспечения составления списков избирателей". Согласно с регламентом Конституционного суда Украины, конституционное представление передано на изучение к секретариату КСУ, сообщает пресс-служба суда. Напомним, что В.Ющенко приостановил действие постановления Кабинета министров от 11 сентября 2007 года №1106 "Вопрос обеспечения составления списков избирателей". Соответствующий указ, датированный 14 сентября, опубликован на официальном сайте главы государства. Президент также обратился в Конституционный суд Украины с представлением относительно соответствия Конституции указанного постановления. Как отмечается в представлении, этим постановлением Кабмин с ссылкой на часть восьмую статьи 102(3) Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины" утвердил Порядок передачи данных для обеспечения составления списков избирателей. Как отмечено в пункте 1 Порядка, им определен механизм передачи министерствами, другими центральными органами исполнительной власти информации, необходимой для составления списков избирателей на обычных избирательных участках в соответствии с требованиями Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины". Пунктом 2 этого Порядка Министерству внутренних дел Украины, Министерству юстиции Украины, Министерству труда и социальной политики Украины, Пенсионному фонду Украины, Государственной налоговой администрации Украины дан ряд поручений, которые должны быть выполнены на этапе подготовки информации, необходимой для составления списков избирателей. При этом согласно пункту 5 Порядка информация, сверенная в соответствии с требованиями этого Порядка, передается территориальными органами министерств, других центральных органов исполнительной власти к соответствующим рабочим группам учета избирателей, окружных избирательных комиссий в соответствии с требованиями Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины". Указанное не отвечает Конституции Украины: в соответствии с частью третьей статьи 77, пункта 20 части первой статьи 92 Конституции Украины порядок проведения выборов народных депутатов Украины устанавливается законом. Таким законом является Закон Украины "О выборах народных депутатов Украины". Статьей 102(3) Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины" с учетом особенностей проведения внеочередных выборов народных депутатов Украины, в частности сжатых сроков их проведения, установлены соответствующие сроки составления списков избирателей. Так, сведения о гражданах Украины во время организации внеочередных выборов народных депутатов Украины к соответствующей рабочей группе учета избирателей в соответствии с частью восьмой статьи 102(3) Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины", на которую ссылается Кабинет Министров Украины в своем постановлении, подаются не позднее, чем за тридцать дней до дня выборов. Часть двенадцатая статьи 102(3) Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины" уполномочивает рабочую группу учета избирателей уточнить списки избирателей с использованием данных сведений и обязывает ее изготовить по два экземпляра списка избирателей на каждом обычном избирательном участке, образованном в пределах соответствующей административно-территориальной единицы, не позднее, чем за двадцать дней до дня выборов. Исходя из этого, следует прийти к выводу, что названным постановлением Кабинета Министров Украины определен механизм передачи центральными органами исполнительной власти информации, которая на день издания этого постановления уже подана во исполнение Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины". При таких условиях предписания постановления, о котором идет речь, распространены на правоотношения, которые существовали до вступления в силу этими предписаний. Как отмечено в Решении Конституционного Суда Украины от 5 апреля 2001 года № 3-рп/2001 по делу о налогах, конституционный принцип необратимости действия во времени законов и нормативно-правовых актов означает, что действие закона и другого нормативно-правового акта не может распространяться на правоотношения, которые возникли и закончились до вступления в силу данного закона или другого нормативно-правового акта. Таким образом, указанное постановление не отвечает части первой статье 58 Конституции Украины, согласно которой законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Следовательно, постановление Кабинета министров Украины не отвечает и части второй статьи 8, части второй статьи 19 и части третьей статьи 113 Основного Закона государства, согласно которым Конституция Украины имеет высшую юридическую силу, нормативно-правовые акты должны отвечать ей, органы государственной власти обязаны действовать способом, который предусмотрен Конституцией Украины, Кабинет министров Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины. Принимать участие в конституционном производстве по этому представлению уполномочена заместитель главы Секретариата президента Украины - Представитель Президента Украины в КСУ Марина Ставнийчук.