ua en ru

Счетная палата: Стоимость работ на объекте "Укрытие" увеличилась с 758 млн евро до 1,6 млрд евро и продолжит расти.

План осуществления мероприятий на объекте "Укрытие" не выполняется, а расчетная стоимость работ по его выполнению выросла с 758 млн евро до 1,6 млрд евро "и, по-видимому, будет расти и в дальнейшем", по данным Счетной палаты Украины.

Результаты аудита Счетной палаты относительно эффективности реализации международных проектов на площадке Чернобыльской АЭС и использования средств государственного бюджета, выделенных на вывод станции из эксплуатации, преобразования объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему, засвидетельствовали, что соответствующие работы выполняются системно. Мероприятия, направленные в 2007-2009 гг. на указанные цели, обеспечили сохранение общей тенденции по стабилизации показателей радиационной обстановки на Чернобыльской АЭС

Однако отсутствие надлежащей организации взаимодействия и координации деятельности центральных органов исполнительной власти в выполнении ими заданий, связанных с решением проблем Чернобыльской АЭС со стороны Межведомственной комиссии по комплексному решению проблем Чернобыльской АЭС, не способствовала эффективному использованию средств как международной технической помощи, так и государственного бюджета, направленных в этот период на выполнение мероприятий комплексной программы.

Ежегодные программы работ на площадке Чернобыльской АЭС имели формальный характер и не отображали заявленную в бюджетных запросах потребность, утверждались и корректировались фактически по окончании финансового года под уже выделенные объемы финансирования и выполненные работы. В результате планирование работ и управление средствами госбюджета осуществлялось бессистемно. Аудиторы Счетной палаты установили, что финансирование расходов бюджетных программ на эти цели осуществлялось по остаточному принципу.

Свидетельством этого является тот факт, что расходы в 2007-2009 гг. на поддержку в безопасном состоянии энергоблоков и объекта "Укрытие" Чернобыльской АЭС составили 56,2%, а на мероприятия по подготовке к выводу из эксплуатации атомных блоков и обращения с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами на Чернобыльской АЭС - 14,5% от общей потребности, отмеченной в бюджетных запросах МЧС, и 97,7% и 68,4% от объема средств, предусмотренных законами о госбюджете на соответствующие годы. При этом в этот период в нарушение п. 1 ст. 24 Бюджетного кодекса и пунктов 2, 6 и 7 порядка использования средств резервного фонда бюджета Кабмином выделено МЧС из резервного фонда 89 млн 169 тыс. грн, что делает невозможным системное планирование финансирования и выполнение мероприятий на площадке Чернобыльской АЭС.

Как следствие, программы прекращения эксплуатации энергоблоков №1, 2, 3 в полных объемах не выполнено. Блоки ЧАЭС от ядерного топлива полностью не освобождены. Отработанное ядерное топливо хранится в их приреакторных бассейнах выдержки.

Преобразование объекта "Укрытия" в экологически безопасную систему, а именно введение в эксплуатацию Нового безопасного конфайнмента, должно завершиться в 2012 г., однако задерживается почти на год только на стадии проектирования, что свидетельствует о неудовлетворительной организации и управлении средствами, направленными из всех имеющихся источников финансирования на его выполнение (как со стороны правительства Украины, так и со стороны ЕБРР), не исключает дальнейший рост стоимости строительства НБК.

Введение в эксплуатацию Хранилища отработанного ядерного топлива - 2 и завода по переработке жидких радиоактивных отходов задерживается более чем на 10 лет.

Таким образом, преодоление последствий катастрофы будет осуществляться с задержкой, а Чернобыльская АЭС несет потенциальную угрозу и через 24 года после катастрофы, отмечает Счетная палата.