ua en ru

Проблемы с погашением и обслуживанием внешнего долга Украины способны привести к новому долговому кризису, - вывод Счетной палаты.

Проблемы с погашением и обслуживанием стремительно растущего валового внешнего долга Украины, который на конец прошлого года превысил 105 млрд долл., а также наличие государственных финансовых обязательств, которые не учитываются правительством в составе государственного долга, но периодически и частично им обслуживаются, способны привести к новому долговому кризису. Такой вывод коллегии Счетной палаты по результатам анализа состояния учета и управления условными государственными долговыми обязательствами. Как установили аудиторы, украинскими заемщиками на международных рынках, в основном, выступают важные системообразующие субъекты ведения хозяйства (как государственные, так и частные компании). Их финансовые проблемы могут распространяться на всю экономику, поскольку многие из этих компаний имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Следовательно, возможен их дефолт и, как следствие, переход в иностранную собственность, будут считаться неприемлемыми, что будет нуждаться в активных действиях со стороны правительства. В частности, использование значительных объемов государственных средств на возобновление их платежеспособности. Как отмечают аудиторы, учитывая размер прямого государственного долга, совокупный размер обязательств приближается к критическому уровню - 60% ВВП. При этом понятие "условного долга" или "условных долговых обязательств" в законах Украины и нормативно правовых актах правительства не определенно, а примененная Минфином терминология относительно условных обязательств неоправданно суженная и не отвечающая общепринятой международной практике. До сих пор не разработано нормативно-правовое обеспечение для включения в состав условного долга задолженности по государственным гарантиям по возобновлению сбережений граждан и другими видами социальных гарантий, которые по своей экономической сущности полностью подпадают под общепринятое определение условных государственных долговых обязательств. Кроме того, действующим законодательством не нормировано необходимость государственного мониторинга относительно предоставления городскими советами гарантий субъектам ведения хозяйства. Как следствие, не осуществляется регуляция и управление условными обязательствами, которые, по обобщенным данным, по состоянию на 1 октября 2008 г. превысили 160 млн грн. По результатам анализа коллегия Счетной палаты обратилась в Верховную Раду Украины с предложением ускорения принятия законопроекта "О государственном долге" и рассмотрения вопроса о раскрытии в нем понятия условного долга и классификации условных долговых обязательств.