ua en ru

А.Стрижак: Признание КСУ ряда положений закона о выборах Президента Украины неконституционными не сможет замедлить избирательный процесс.

Признание Конституционным судом Украины ряда положений закона о выборах Президента Украины неконституционными не сможет замедлить избирательный процесс. Об этом заявил председатель Конституционного Суда Украины Андрей Стрижак на встрече с членами делегации специального комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы по наблюдению за президентскими выборами 2010 г. в Украине, сообщает пресс-служба КСУ.

Он отметил, что КСУ сделал все, чтобы защитить права украинцев во время голосования, когда признал ряд положений закона о выборах неконституционными. Он сообщил, что это ни в коем случае не может затормозить избирательный процесс, поскольку вместо упраздненных норм закона продолжают действовать предыдущие.

Он добавил, что никаких "законодательных неурядиц" с проведением выборов Президента Украины быть не может. "Во время игры менять ее правила крайне опасно, поскольку не известно успеют ли вступить в силу новые нормы, ведь до президентских выборов осталось всего шесть недель", - отметил он.

Напомним, 20 октября Конституционный суд Украины (КСУ) признал неконституционными ряд положений закона Украины о выборах Президента Украины. Соответствующее решение КСУ, принятое 19 октября, обнародовал председатель КСУ Андрей Стрижак. В частности, КСУ признал неконституционными положения, которые определяют пребывание на консульском учете обязательным условием реализации избирательного права на выборах Президента.

Также КСУ признал неконституционными положения закона о выборах Президента в части требования к кандидату в члены окружной участковой комиссии проживать в пределах соответствующего территориального округа или города, на территории которого расположен этот округ.

Также КСУ признал неконституционными положения ч. 4 ст. 99 закона о выборах Президента и ч. 6 статьи 117, ч. 12 ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Украины, что устанавливают запрет на осуществление судом полномочий относительно обеспечения иска в собраниях, которые касаются назначения, подготовки и проведения выборов Президента Украины.

Также КСУ признал неконституционной часть 7 ст. 84 закона о выборах Президента, согласно которой запрещается обращаться к Центральной избирательной комиссии с жалобами, которые касаются подготовки и проведения выборов Президента в день голосования и следующие дни избирательного процесса.

Кроме того, КСУ признал неконституционными положения закона о выборах, согласно которым иски относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов избирательного процесса, не рассмотренные судом на протяжении двух дней со времени окончания голосования на избирательных участках, остаются без рассмотрения.

Вместе с тем КСУ признал конституционным положение закона о выборах Президента относительно порядка отмены решения о регистрации кандидата на пост Президента Украины. КСУ отметил, что решение ЦИК об отмене регистрации кандидата может быть обжаловано в суде кандидатом на пост Президента на основании ст. 55 Конституции Украины и норм Кодекса административного судопроизводства.

Также КСУ признал конституционным положение закона о выборах Президента Украины, которым отменяются открепительные удостоверения.

Также КСУ признал конституционными положения закона, согласно которым неподписание или отказ в подписании протокола подсчета голосов на избирательном участке отдельными членами комиссии не имеет правовых последствий для действительности протокола и не исключает возможности обжалования его подлинности.

Кроме того, КСУ признал конституционными позиции закона о том, что жалобы относительно предметов, субъектов обжалования, которые не рассматриваются избирательными комиссиями и о которых идет речь в конституционном представлении, могут быть рассмотрены в судебном порядке. Также КСУ признал конституционными положения Кодекса административного судопроизводства Украины, которыми устанавливаются сокращенные сроки рассмотрения исковых заявлений.

Также КСУ признал неконституционным положения Кодекса административного судопроизводства, согласно которым протоколы территориальных (окружных) избирательных комиссий относительно установления итогов голосования в пределах территориального избирательного округа во время проведения выборов Президента Украины, народных депутатов, а также протоколы о подсчете голосов избирателей на избирательном участке обжалованию в судебном порядке не подлежат.

Также КСУ прекратил конституционное производство относительно положения закона о выборах Президента, который устанавливает размеры залога. Положения закона о выборах Президента и Кодекса административного судопроизводства признаны неконституционными, теряют действие со дня принятия КСУ этого решения.

Напомним, 7 октября КСУ начал рассмотрение дела о конституционности ряда отдельных положений закона "О выборах Президента" на основании представлений Президента Украины. Закон №4741 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно выборов Президента Украины" был принят ВР 24 июля 2009 г. 18 августа 2009 г. В.Ющенко наложил вето на новый закон о выборах главы государства, но 21 августа 2009 г. Верховная Рада преодолела вето Президента. 9 сентября 2009 г. новая редакция закона о выборах вступила в силу за подписью председателя Верховной Рады Владимира Литвина.