ua en ru

Перерыв в сотрудничестве Украины с МВФ осложнит экономическую ситуацию, но не станет критическим, - эксперт.

Возможная отсрочка в получении четвертого транша кредита МВФ осложнит внутреннюю экономическую ситуацию в Украине, но не станет критической. Такое мнение высказал экономист инвестиционной компании Concorde Capital Никита Михайличенко.

«Украина уже получила существенную поддержку от МВФ в размере 10 млрд долл., а экономика страны, включая валютный рынок, стабилизировалась. Мы ожидаем, что сотрудничество с МВФ, в случае перерыва, будет возобновлено после президентских выборов, и Украина получит доступ к оставшимся 6,4 млрд долл. в рамках программы stand-by», - говорит он.

«Формулировка «неопределенность сотрудничества с МВФ до президентских выборов», на основании которой S&P понизило прогноза рейтинга Украины с «позитивного» до «стабильного», стоила Украине 1,5-3 п.п. Настолько выросла доходность украинских еврооблигаций после решения S&P, принятого 30 октября. На внутреннем рынке курс гривны остается стабильным на протяжении последних нескольких недель и находится на уровне 8,0-8,25 UAH/USD, не реагируя на данные новости.

Главным последствием неполучения четвертого транша кредита МВФ могут стать трудности с финансированием дефицита бюджета в конце 2009-начале 2010 гг. По нашим оценкам, дефицит бюджета в четвертом квартале текущего года может составить 25-30 млрд грн, а по итогам года может дойти до 7,4% от ВВП. Общий размер госдолга на конец года 2009 г. ожидается около 34% от ВВП и не является критическим.

Отсутствие финансирования со стороны МВФ вынудит правительство обратиться к рынку внутренних заимствований. Эта опция является более дорогой и менее надежной. С учетом низкой ликвидности украинской банковской системы, дополнительный спрос на ресурсы со стороны правительства на внутреннем рынке вынудит НБУ увеличить операции с ОВГЗ. В случае получения транша от МВФ, НБУ также осуществит выпуск дополнительной денежной массы в экономику, но уже посредством выкупа у правительства валютных средств МВФ. Разница в объемах такой эмиссии в двух сценариях во многом зависит от политической конъюнктуры взаимоотношений НБУ и правительства.

У правительства могут также возникнуть трудности с рефинансированием ранее выпущенных ОВГЗ, концентрированное погашение которых приходится на ближайшие месяцы (1,9 млрд грн - в конце декабря 2009 г., 1,8 млрд в феврале 2010 г., 3,7 млрд в апреле 2010 г.). Ситуация смягчается отсутствием нерезидентов среди основных держателей ОВГЗ, что повысит шансы правительства в более легком достижении договоренностей о пролонгации/рефинансировании долга. При этом возможные негативные тренды на рынке внутренних займов не будут иметь прямого влияния на обменный курс.

Отсутствие дополнительных вливаний в резервы НБУ из-за неполучения четвертого транша не изменит кардинальным образом ситуацию на валютном рынке. НБУ имеет 27,7 млрд долл. в своих резервах, а двойной дефицит платежного баланса в четвертом квартале ожидается на уровне 4-4,5 млрд долл., что в два раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, правительство располагает дополнительными 1.5 млрд долл., полученными в качестве распределения СПЗ МВФ. Данная сумма способна покрыть как минимум 60% газовых платежей до конца года», - отмечает эксперт.