Александр Попов: "Для Киева тема прозрачности использования земель и их продажи очень актуальна"

РБК-Украина: Вы заявили в феврале, что дороги в Киеве отремонтируют ко Дню Победы. Насколько «Киевавтодор» справился с этой задачей, ведь речь шла о 20 тыс. кв. м. дорог?

Александр Попов: Мы выполнили ямочный ремонт, который позволил снять значительное количество проблемных моментов, связанных с тем, что срок эксплуатации большинства киевских дорог уже исчерпан. У нас еще осталась программа комплексного текущего ремонта, которая предусматривает вырезание больших участков поврежденного покрытия и замену его на новый асфальт.

РБК-Украина: Из тех 20 тыс. кв. м. сколько отремонтировано?

Александр Попов: Более 95%. У нас действует новая система контроля http://remcontrol.com.ua. Мы создали сайт, который позволяет в режиме онлайн проверять, что из того, о чем нам отчитываются, на самом деле сделано, и какое качество работ. Были случаи, когда мы принимали решение переделать тот или иной участок, потому что он была некачественно отремонтирован. Мы провели значительную работу, но ее надо продолжать.

Проблема в том, что нам нужен дополнительный ресурс для завершения всех работ. Мы планировали направить примерно около 100 млн грн за счет перераспределения тех средств, которые выделены Кабмином на строительство некоторых объектов. Но учитывая, что дорожные работы - это вопрос первостепенной важности, мы обратились, чтобы нам разрешили перераспределить часть денег на завершение этих работ. Постановление подготовлено, я надеюсь, что на следующей неделе оно будет вынесена на рассмотрение правительства, и после согласования таких изменений мы сможем завершить этот объем работ. На физическое выполнение ремонтов нужно 2-3 недели, но сначала надо получить средства, потому что сегодня уже есть определенные объемы работ, за которые еще не заплачены, поэтому должны обязательно рассчитаться.

Кроме того, мы начали реконструкцию пр. Победы, потому что каждый год на ремонт тратятся немалые средства, но желаемого результата все равно нет. Поэтому нужна именно реконструкция. На сегодня выполнено работ примерно на 15 млн грн, но это только начало. Наши предложения по дальнейшему финансированию этих работ также вместе с первым вопросом представлены в Кабмин.

РБК-Украина: Какая ситуация с реализацией программы ремонта дорог, которую подготовил еще предыдущий директор «Киевавтодора» Георгий Глинский. И чем он сейчас занимается? Говорят, он никуда не делся.

Читайте также: Попов назначил Берегового главой "Киевавтодора"

Александр Попов: Если вы помните, мы называли сумму примерно 18 млрд грн .. Они нужны, чтобы сделать наши дороги адекватными, подчеркиваю - не идеальными, а адекватными. Безусловно, у города сейчас нет таких огромных ресурсов, в стране их тоже нет. Перспектива реализации такой программы зависит от развития экономики и стабильной политической ситуации в стране.

Что касается Глинского, то сейчас он нигде не работает. Я с ним встречался где-то дней десять назад и предложил ему принять участие в проекте, который позволит нам упорядочить центральную часть города с использованием современных технологий, которые позволят, во-первых, увеличить скорость движения, во-вторых - ограничить количество автомобилей, которые могут проезжать в центр. Здесь мы должны следовать практике таких городов, как Лондон, где эффективно сработали подобные меры и пробки на дорогах были ликвидированы. Глинский согласился быть консультантом или советником в этом вопросе.

РБК-Украина: Строительство метро на Троещину так и не началось. Теперь Вы обещаете его начать в конце июня. В чем дело? Вам до сих пор не удалось договориться с правительством относительно начального финансирования или предоставления гарантий? Соответствующее решение должно быть в начале июня.

Александр Попов: Процесс принятия решения по дальнейшему строительству вышел на финишную прямую. Метрострой даже вывез часть техники и оборудования на строительную площадку, они готовы приступить к работе. Безусловно, перед началом нам надо понимать, какой вариант финансирования принимается, как окончательный вариант. Их несколько.

РБК-Украина: Мы очень хорошо знаем эти варианты. Почему решение этого вопроса затягивается?

Александр Попов: Речь идет о 2 млрд долл.. Решение о финансировании в таких объемах требует предусмотреть и обезопасить все риски.

РБК-Украина: Почему правительство не может гарантировать инвестиции?

Александр Попов: Правительство подтвердило ресурс, который выделяется на поддержку проектов развития. Мы обсудили варианты и готовим сейчас окончательные аргументы для принятия решения.

РБК-Украина: То есть Вам не удается убедить правительство?

Александр Попов: Есть бюрократические процедуры, которые нужно пройти. Я думаю, что это произойдет в этом месяце.

РБК-Украина: То есть до конца июня можно ожидать определенное окончательное решение?

Александр Попов: Да, именно этого мы этого добиваемся.

РБК-Украина: Если правительство не найдет средств на строительство метро на Троещину, то сколько еще предстоит времени для достижения договоренности с зарубежными инвесторами?

Александр Попов: У нас остались только технические вопросы, а положительная позиция российских партнеров на сегодняшний день есть. Возможность такого сотрудничества также согласована с премьер-министром, первым вице-премьером, министром финансов. Не исключаю, что окончательное решение будет предусматривать работу и в рамках правительственной программы, и в сотрудничестве с иностранным партнером.

РБК-Украина: Вы упомянули о россиянах, то есть вероятно, что именно они будут финансировать этот проект?

Александр Попов: Будет объявлен тендер. Могут быть и другие партнеры. Просто российская компания была нашим партнером в разработке проекта, который определил формы возможного финансирования строительства четвертой ветки метро. И они на сегодняшний день наиболее готовы к сотрудничеству с нами.

Мы взаимодействуем и с другими партнерами, которые также предлагают неплохие условия. Но там есть свои нюансы. Мы же должны выбрать такой вариант, который позволит быстрее начинать строительство.

РБК-Украина: Теперь расскажите о каштанах. Когда следует ожидать высадки настоящих «бриотти» на Крещатике? Если итальянцы заменят каштаны, то это дело может наконец закончиться. Будете ли вы на этот раз их как-то проверять?

Александр Попов: Прокуратура и милиция в сжатые сроки проведет расследование и выразит свою позицию относительно того, имели место неправомерные действия со стороны чиновников. Для меня этот вопрос особенно принципиальный, потому что идея была правильная, и давно надо было высадить каштаны. Но разобраться с тем, почему сложилась такая ситуация, могут только правоохранители, нужно дождаться результатов их расследования, а потом уже делать соответствующие выводы.

РБК-Украина: Итальянцы извинились?

Читайте также: "Каштановое дело": Победитель тендера обвиняет итальянцев в подмене сорта

Александр Попов: Они прислали письмо, в котором говорят, что готовы сюда приехать. Мы со своей стороны готовы обсудить варианты реагирования.

РБК-Украина: Каштановое дело показало, что директор СЗН Шевченковского района даже не имел подписанного с Вами контракта. Он подал в отставку, но фактически и не работал официально. Как он получал зарплату? Как так случилось?

Александр Попов: История с его назначением несколько детективная. У него был контракт с учреждением, которого сегодня не существует, - с Шевченковским райсоветом. Но в свое время райсовет имел все полномочия принимать его на эту должность. Когда принято было решение отстранить его от занимаемой должности, то выяснилась такая непростая ситуация. Но, безусловно, он должен нести ответственность - в любом случае. Надо дождаться результатов следствия.

РБК-Украина: Депутаты говорят, что «Киевзеленстрой» - большая дыра, где исчезают средства, и хотят создать общественный совет, который бы контролировал ситуацию. Вместе с тем директор «Киевзеленстроя» хочет объединить районные СЗН, чтобы контролировать предприятие. Как можно гарантировать, что средства, выделенные на озеленение, используются по назначению, ведь высаженные розы никто не считает, а деревья пересаживают почти каждый год?

Александр Попов: Для этого же есть целая система контролирующих органов.

Вопрос изменений в системы организации «Киевзеленстроя» требует отдельного обсуждения, оно не актуально. Сейчас у зеленстроевцев этап активной работы по высадке и обслуживанию зеленых насаждений. Если принимать решение, которое предлагает Царенко (директор «Киевзеленстроя»), то это надо делать осенью, а не на пике активности, потому что реорганизация может дать сбой в работе, а это недопустимо.

Во-вторых, обязательно надо услышать руководителей районных Зеленстрой, услышать специалистов, экспертов, тогда уже принимать решение. Есть разные мнения, даже среди руководителей Зеленстроя. Надо все взвесить.

РБК-Украина: Мировой опыт, в том числе и Москвы, показывает, что большую часть того, что содержат и обслуживают коммунальные предприятия, лучше на основе тендера отдавать коммерческим структурам и контролировать. Этот вопрос неоднократно поднимался в КГГА и мэрии в разные периоды. Делала ли КГГА какие-то финансовые расчеты по этому поводу, какую экономию средств даст ей ликвидация, например, «Киевзеленстрой» или другого КП? Потому что КП в Киеве более 100.

Александр Попов: Мы еще два года назад проанализировали эффективность работы КП и ликвидировали их значительную часть. Что касается такой формы сотрудничества, о которой вы говорите, то это может быть, не только в части «Киевзеленстроя», но и в обслуживании дорог в зимнее время, так действительно есть такая практика. Нам бы тоже не помешало организовать эксперимент, сделать пилотный проект, посмотреть как он сработает, потому что в каждой стране есть свои нюансы.

В принципе, в будущем предприятия, обслуживающие жилищный фонд, объекты нынешних зеленстроя, автодора, кроме водоканала и других стратегически важных предприятий, могут обслуживаться через частные структуры.

РБК-Украина: Недавно прокуратура города обнаружила, что в КП «Киевпасстранс» работников заставляли незаконно работать сверхурочно. Как Вы оцениваете работу Ламбуцкого и работу «Киевпасстранса»?

Александр Попов: Когда выводы прокуратуры будут, тогда будет реакция. Что касается работы предприятия, сегодня здесь далеко не идеальная ситуация, и этому есть объективные и субъективные причины. Объективные - это то, что предприятие постоянно находится в дефиците своего бюджета, так как доходная часть не покрывает расходную где-то на 300 млн грн. Но мы проводим социальную политику, направленную на то, чтобы все-таки поддержать киевлян.

РБК-Украина: Недавно появилась такая информация, вновь рассматривается вопрос о повышении цены на проезд в киевском метро. Насколько это правда?

Александр Попов: Это вопрос рассматривается уже давно. Действительно есть расчеты, экономически обоснованный тариф составляет примерно 3 грн 20 коп. Однако мы постоянно сдерживаем вопрос повышения оплаты. В перспективе это может быть, но для того, чтобы принять такое решение, нам нужно подготовить все наши возможности для компенсации социально-нуждающимся людям.

Кстати, сейчас по моему поручению активизировано предоставление «Карточки киевлянина», которая будет гарантировать право бесплатного проезда льготным категориям. Меняем на перспективу систему контроля проезда, вводим электронный билет. К решению проблемы нужно подойти комплексно, чтобы не пострадали киевляне с низкими доходами.

РБК-Украина: А не связано повышение цен на проезд в метро, ​​с тем, что выборы в Киеве фактически отменили и Вы теперь можете себе это позволить?

Александр Попов: Этот вопрос в таком состоянии уже два года, он и сегодня в таком состоянии. Решение по нему не принято, потребность есть, но решение пока нет и не будет, пока мы не создадим действенную систему поддержки социально уязвимых слоев киевлян.

РБК-Украина: Не является решение Конституционного суда по выборам таким же пренебрежением к киевлянам, как и изъятие половины налога на прибыль с физических лиц?

Александр Попов: Конституционный суд растолковал, что написано в Конституции об очередных выборах по всей Украине, а значит - и в Киеве тоже. Что касается определения в сложившейся ситуации, конкретной даты выборов столичного горсовета и столичного городского головы - решение может и должна принять Верховная Рада. Это ее компетенция и только ее.

РБК-Украина: Удастся все-таки решить вопрос о возвращении Киеву половины налога на доходы физических лиц? На открытии эстакады на Почтовой площади Николай Азаров обвинил Вас, что несмотря финансирования крупных проектов, Вы еще требуете весь объем налога на доходы физлиц.

Читайте также: В Киеве открыто движение по эстакаде на Почтовой площади (фото, видео)

Александр Попов: Он также признал и то, что мы очень активно себя ведем в этом вопросе. Действительно, у нас позиция здесь принципиальна. Мы считаем, что средства, заработанные киевлянами, должны оставаться в Киеве, и власть должна иметь право использовать их и на социальную защиту киевлян, и на развитие города, на строительство того же метрополитена, на модернизацию устаревшей инфраструктуры, которая уже не выдерживает нагрузки.

Для того, чтобы планировать разумно инвестиционную деятельность, необходимо иметь возможность самостоятельно рассчитывать хотя бы среднесрочную перспективу, понимать и планировать, какие доходы будут у города, например, в течение трех лет, и тогда можно спланировать, какие инвестиции куда распределить. А сейчас мы формируем политику в лучшем случае на год, потом полгода проводим различные процедуры с бумагами, и полгода что-то быстро стараемся построить. Работать надо на перспективу.

РБК-Украина: Насколько на данный момент удалось выполнить нынешний городской бюджет? Какие статьи не будут профинансированы? Какой дефицит бюджета по доходам?

Александр Попов: Самое важное - это конечный результат выполнения. Прежде всего - по расходам. Доходы могут быть минус 3% или минус 5%, но расходы должны быть профинансированы на 100%. Несмотря на недостаточность нашего бюджета в прошлом году, мы закрывали полностью расходы, которые запланировали. Прежде всего - это социальные расходы, и в этом году мы также выплатим киевлянам все, что запланировали. По факту текущего года убежден, что у нас будет баланс.

Но проблема сегодня действительно есть. В частности, дело в том, что мы ожидали изменения в законодательстве, которые позволили бы нам привлечь дополнительные средства за счет упорядочения налога на землю. У нас одни субъекты платят не менее 3% от оценочной стоимости земли, а другие - 1%. Если бы мы привели всех в 3%, то дефицит был бы намного меньше. Правительство поддержало наше предложение, подтвердило, что внесет на рассмотрение парламента изменения в законодательство в масштабах страны в целом - и в Киеве, в частности, будет решен этот вопрос. К этому времени, к сожалению, такое долгожданное решение не принято.

Что касается земельных аукционов, то для Киева тема прозрачности использования земель и их продажи очень актуальна. На наши предложения были положительные отзывы в профильном законе, в конце прошлого года они вступили в силу. Но до сих пор, в связи с наличием противоречивых норм, которые имеют место в других законодательных актах, проводить аукционы мы не можем.

РБК-Украина: Сколько сегодня составляет дефицит бюджета по доходам?

Александр Попов: Мы сбалансировали и обеспечили расходы. У нас по расходам нет проблем, а по доходам есть. Разница составляет примерно 6%.

Читайте также: Первый заместитель главы КГГА Анатолий Голубченко возглавил Киевскую организацию Партии регионов

РБК-Украина: Ваш первый заместитель Анатолий Голубченко недавно возглавил городскую организацию ПР. Политологи говорят, что он может стать Вашим преемником. Был ли у Вас разговор с Голубченко по поводу его амбиций.

Александр Попов: Для меня важно, что у него есть опыт, и как организатор он достаточно эффективен. Я думаю, что это даст положительный толчок для реализации многих программ, которые у нас сегодня или разрабатываются, или уже разработаны и начинают воплощаться. Что касается его амбиций, то об этом надо спрашивать у него.

Беседовали Антон Подлуцкий и Татьяна Шпайхер

Актуально
Резонансные новости Популярные
Новости партнеров