ua en ru

Деловой еженедельник "Контракты" №30 от 24.07.06: "Аппетит после еды"

И. о. министра финансов Виктор Пинзеник хочет влиять на налоговую, таможню и Фонд госимущества

Бюджетные аномалии Накануне выборов вы прогнозировали проблемное наполнение госбюджета. Чем обусловлено имеющееся перевыполнение плана по доходам? — И накануне выборов было перевыполнение. Я говорил об угрожающих тенденциях по некоторым налогам и о схемах минимизации платежей, которые сейчас используют. По итогам полугодия мы не добираем по налогу на прибыль 1,4 млрд грн. В отдельных областях поступления меньше, чем в прошлом году. Вывод простой — предприятия используют новые схемы уклонения от налогообложения. Выяснили, какие именно схемы? — Кое-что выяснили. В первую очередь прибыли выводят через офшоры. Некоторые компании регистрируют там торговые марки, платя за это по 200 млн грн. А мы ограничены в возможностях противодействовать этому. Хотя недавно Кабмин наконец принял важное решение — одобрил проект закона об отмене соглашения между СССР и республикой Кипр об избежании двойного налогообложения. По сути, это соглашение легализовало "дыру" для ухода от уплаты налогов. Но я — не депутат и не могу оценить шансы принятия этого законопроекта парламентом, который, к тому же, фактически не работает. Существуют "офшорные дыры" и в самой Украине. За счет каких поступлений происходит перевыполнение госбюджета? — Прежде всего — за счет НДС. В прошлом году Украина продемонстрировала чудо: вы не найдете ни одной другой страны, где за год удвоились поступления от НДС. Западные коллеги до сих пор удивляются, никто не верит, что такое возможно. Я сам, если бы был в стороне, тоже отнесся бы скептически к возможности такой динамики роста ВВП и доходов. В 2004 году — 12% рост ВВП и 10 млрд грн прироста доходов госбюджета, в 2005 году — 2,6% рост ВВП и 32 млрд грн прироста доходов. Фактически это стало возможным благодаря ликвидации схем, связанных с НДС. Поспособствовало ли повышение цен на железнодорожные перевозки и электроэнергию наполнению госбюджета? — Пока не знаем. Эти повышения скажутся на поступлениях по налогу на прибыль, данные по которому появятся не раньше середины августа. Будем делать выводы по результатам второго квартала. Правда ли, что в бюджете не хватает средств на выплату льгот и субсидий, связанных с подорожанием электроэнергии и повышением железнодорожных тарифов? — За полгода экономия по субсидиям составляет 100 млн грн. Мы предусмотрели выделить на льготы и субсидии на 40% больше средств, чем в прошлом году. Цена на газ и тепло для населения не изменилась, поэтому средства, заложенные в госбюджет, еще не использованы. И, возможно, такими они и останутся. На имеющейся статистической базе довольно сложно точно прогнозировать, но думаю, что увеличения расходов на 40% должно хватить. Какие налоговые изменения будут сопровождать принятие госбюджета-2007? — Ряд налоговых изменений нужно внести еще до принятия госбюджета-2007. Но едва ли это удастся до сентября, когда ВР должна рассмотреть проект бюджета на 2007 г. У нас есть определенные наработки по налоговым изменениям, однако прежде чем подробно говорить о них, нужно принять ряд политических решений. Ведь проблема у нас традиционная — как свести баланс госбюджета. Уточните, какие именно балансовые проблемы ожидают вашего преемника? — Минфин живет как на вулкане. Фактически мы имеем два госбюджета. Один из них существует исключительно на бумаге. Речь идет о декларативных законах, которые никогда не выполнялись и не могут быть выполнены. Этим продуцируется такое страшное явление, как неуважение к закону. Социальные законы есть, а выполнить их невозможно. Не буду их перечислять, но поверьте, что их напринимали по меньшей мере еще на один бюджет. Прожиточный минимум растет — расходы автоматически индексируют, социальная защита улучшается. На бумаге. Но ведь все это когда-то может прорвать. Это во-первых. Во-вторых, пенсионная система несбалансирована. Мы уменьшили дефицит Пенсионного фонда с 16 млрд грн в прошлом году до 7 млрд грн в нынешнем. Но проблема не исчезла. Пенсионная реформа не состоится, пока не сбалансируем Пенсионный фонд. А дисбаланс серьезный — у некоторых категорий работников пенсия больше, чем зарплата, значительная часть пенсий вообще проходит вне баланса Пенсионного фонда. Кроме того, ухудшается демографическая ситуация: соотношение налогоплательщиков и пенсионеров изменяется не в пользу последних. Все это означает, что у будущих пенсионеров будут проблемы. Получат они гарантированную пенсию или нет — будет зависеть от непростых решений, которые сбалансируют Пенсионный фонд. Их придется принимать — украинский пенсионер должен быть спокойным за свою пенсию не только в нынешнем или следующем году, а всегда. Третья проблема — налоги. Я первым завизирую документ об их снижении! Только это утопия, если одновременно не будут снижены расходы государства, для чего также нужна политическая воля. За счет чего Минфин может уменьшить государственные расходы? — Не хочу, чтобы такие вопросы были проблемами исключительно Минфина. Это проблемы всего общества. Мне лично не нужны налоговая, таможня или Фонд государственного имущества. Но если министр финансов отвечает за бюджет и не имеет отношения к источникам покрытия его расходной части и к поступлениям, связанным с приватизацией, то, извините, как можно нарекать на министра финансов за невыполнение госбюджета, если бы такое произошло? В бюджете-2006 записано, например, что 2,1 млрд грн бюджетных расходов должны быть профинансированы за счет приватизации. Сейчас мы получили лишь 168 млн грн.......... Беседовали Наталья ГУЗЕНКО, Наталья ЗАДЕРЕЙ Деловой еженедельник "Контракты" №30 от 24.07.06