ua en ru

Путевое решение: где Кабмин будет искать деньги на дороги Украины в 2016 году

Путевое решение: где Кабмин будет искать деньги на дороги Украины в 2016 году В этом году в стране будет отремонтировано 1,7 тыс. км дорог
Премьер-министр Арсений Яценюк в своей "десятиминутке" 20 марта пообещал украинцам, что в этом году в стране будет отремонтировано 1,7 тыс. км дорог. При этом глава правительства заверил, что к 6-ти млрд грн из госбюджета прибавятся и дополнительные средства. В итоге, Кабмин расчитывает направить на решение "дорожного вопроса" 14 млрд грн. РБК-Украина разбиралось, где чиновники собираются найти деньги, и удастся ли стране забыть о проблеме плохих дорог.

Премьер-министр Арсений Яценюк в своей "десятиминутке" 20 марта пообещал украинцам, что в этом году в стране будет отремонтировано 1,7 тыс. км дорог. При этом глава правительства заверил, что к 6-ти млрд грн из госбюджета прибавятся и дополнительные средства. В итоге, Кабмин расчитывает направить на решение "дорожного вопроса" 14 млрд грн. РБК-Украина разбиралось, где чиновники собираются найти деньги, и удастся ли стране забыть о проблеме плохих дорог.

По копеечке

В распоряжении РБК-Украина оказался документ Укравтодора, где указано, из каких источников в 2016 году будет профинансировано строительство и ремонт украинских дорог.

Оказалось, что на дорожное хозяйство запланировано направить намного большую сумму, нежели пообещал премьер - 31,4 млрд гривен.

Справедливости ради стоит отметить, что не все эти средства будут потрачены непосредственно на улучшение качества и строительство новых дорог. Около трети - более 11,9 млрд гривен - планируется направить на выплату долгов по кредитам, которые были привлечены в предыдущие годы на развитие дорожной системы. После этого, в распоряжении чиновников останется 19,4 млрд гривен.

Сумма, которую планируется потратить на дороги в 2016 году, не сильно отличается от прошлогодних расходов. Так, согласно отчету Минфина о расходах бюджета-2015, с учетом кредитных средств МФО, на строительство и ремонт дорог Укравтодор потратил в 2015 году около 30 млрд гривен. Почти 2/3 этой суммы были израсходованы на выплату долгов по кредитам. Всего в 2015 году было отремонтировано и ликвидировано деформацию 6,3 тыс. кв. км. дорожного покрытия, при плане в 5,4 тыс. кв. км.

Dorognaya-01

Директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Министерства инфраструктуры Роман Хмиль написал в Facebook, что за эти деньги удастся отремонтировать 1,7 тыс. км дорог.

Больше всего из 19,4 млрд гривен приходится на средства из госбюджета - 6,6 млрд гривен. Основные расходы будут направлены на "ямочный" - 2,5 млрд гривен и средний (предполагает замену верхнего слоя дорожного покрытия) - 3,5 млрд гривен - ремонт дорог.

Отже, грошей на дороги цього року буде суттєво більше, ніж в 2015му: за рік плануємо відремонтувати 1700 км в порівнянні...

Опубликовано Roman Khmil 17 марта 2016 г.

Кроме того, чиновники надеются, что в 2016 году около 5,5 млрд гривен будет потрачено на дорожное хозяйство за счет остатков кредитных средств, которые были привлечены под госгарантии, но так и не потрачены на дороги.

"В 2012-2013 годах Укравтодор взял кредиты на миллиарды гривен в коммерческих банках под госгарантии. Средства поступили на счет Укравтодора в госказначействе, однако де-факто большая часть из них была потрачена правительством на иные цели. В Укравтодоре до сих пор надеются, что Кабмин отдаст эти деньги на ремонт и реконструкцию дорог", - рассказал РБК-Украина транспортный эксперт Олег Островерхий. В Укравтодоре на запрос РБК-Украина не ответили.

Более реально получение средств из другого источника - международных финансовых организаций, в частности ЕБРР, ЕИБ. Чиновники уже утвердили распределение от МФО 4,4 млрд гривен, большая часть которых пойдет на строительство или капитальный ремонт дорог.

Примечательно, что по данным Минфина, в прошлом году на счет международных займов не было отремонтировано ни одной украинской дороги. Причиной этому - недостаточные показатели "выборки кредитных средств МФО, а также несвоевременная оплата НДС из госбюджета".

Документ: отчет Министерства финансов о выполнении госбюджета-2015 (расходы Укравтодора)

Найти средства на решение "дорожного вопроса" чиновники решили, проведя эксперимент в ряде приграничных областей - Львовской, Одесской, Волынской и других.

В случае, если местные власти перевыполняют план по таможенным сборам, то они смогут часть этих сверхплановых платежей направить на финансирование дорожного хозяйства. По прогнозам Укравтодора, в 2016 году из этого источника удастся привлечь 1,8 млрд гривен.

Кроме того, чиновники рассчитывают, что в 2016 году 708 млн гривен поступит из общего фонда местных бюджетов, 232 млн гривен удастся получить в рамках инвестпроекта во Львовской области и 186 млн гривен из госфонда регионального развития.

Помимо того, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский рассчитывает, что местные органы власти не останутся безучастными в решении вопроса об улучшении состояния дорог на своих территориях. "После того, как в прошлом году местным органам власти было предоставлено право собирать 5% акциз с топлива, им удалось накопить существенные суммы на своих счетах. Я думаю, что примерно 6-7 млрд гривен, которые местные органы власти смогут в этом году направить на дороги в своих городах и селах", - сообщил министр РБК-Украина.

Запад впереди

Таким образом, фактически, по подсчетам чиновников, на эксплуатационное содержание, мелкий, средний ремонт и строительство дорог государство потратит в этом году 12,5 млрд гривен. И это без учета средств от МФО, а также поступления от 5% акциза.

Из всех регионов максимум средств из этой суммы может достаться Львовской области, которой планируется выделить 1,9 млрд гривен на свои дороги.

"В этом году Львовская область планирует получить на дороги более 1 млрд гривен от превышения плана таможенных поступлений. Также области удалось выиграть конкурс инвестиционных проектов, благодаря чему она получит из бюджета дополнительные 232 млн грн на улучшение дорог в регионе", - сообщил Пивоварский.

Больше 1 млрд грн на решение проблем дорожного хозяйства получит и Одесская область. Но, в отличие от Львовской области, где основу поступлений составит таможенный эксперимент, в львиную долю финансирования дорог Одесской области составят кредитные остатки, которые были привлечены под госгарантии в предыдущие годы (350 млн гривен).

Правда, начальник отдела инвестиций в инфраструктурные проекты Агентства инвестиций и развития Одесской облгосадминистрации Владимир Шемаев рассказал РБК-Украина, что область также рассчитывает в этом году на получение средств на дорожное хозяйство в рамках таможенного эксперимента.

"В прошлом году из-за завышенных таможенных планов нам не удалось получить средства на дороги по этому источнику финансирования. Вместе с тем, за январь-февраль Одесская область превысила план по поступлению от таможни на 184,5 млн грн, из которых половину должны нам вернуть из госбюджета", - говорит он. По консервативным оценкам, продолжил Владимир Шемаев, Одесская область в 2016 году в рамках таможенного эксперимента должна получить 454 млн гривен, которые пойдут на текущий средний ремонт трассы Одесса-Рени.

Замыкает тройку лидеров по ожидаемым расходам на дорожное хозяйство еще одна западноукраинская область - Волынская. Чиновники рассчитывают, что ей удастся привлечь на новые дороги и ремонт около 780 млн гривен. Основу инвестиций составят средства от таможенного эксперимента, который, как ожидается, принесет области более 475 млн гривен.

Plan_deneg_Dor_raboty-03-03

Не поровну

Олег Островерхий считает, что существует большой риск, что чиновники не успеют освоить все выделенные средства. "По выделенным на содержание дорог, в том числе на "ямочный" ремонт 2,5 млрд гривен, тендеры уже частично проведены. Вместе с тем, для того, чтобы провести средний ремонт на 3,5 млрд гривен, которые Кабмин выделил непосредственно из госбюджета, необходимости подготовить документацию, после чего провести тендеры. Эти процедуры займут примерно два-три месяца. В совокупности, победители тендеров будут объявлены примерно в июне-августе", - сообщил он.

По мнению эксперта, в результате дорожные компании потеряют несколько месяцев, а фактически лишь к средине года смогут приступить к выполнению годовой программы работ. "В случае ранней зимы, к примеру, в октябре-начале ноября, они не успеют провести все запланированные работы", - прогнозирует Олег Островерхий.

Кроме того, аналитик отметил, что уже нельзя полагаться на практику предыдущих лет, когда подрядчики начинали массовую работу по ремонту дорог за счет своих оборотных средств до реального поступления бюджетного финансирования. "Плачевное финансовое состояние подрядчиков из-за нынешнего экономического кризиса и ограниченности оборотных финансовых ресурсов не позволит им начать масштабные работы за свои средства без наличия гарантии получения денег из госбюджета в будущем", - отмечает он.

"Такой подход к решению проблемы с плачевным состоянием подрядчиков и задержкой с оформлением распоряжений Кабмина заставляет очень сильно усомниться в истинности намерений правительства и реальности "грандиозных" планов", - говорит Олег Островерхий.

Кроме того, бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава критикует перекос в инвестициях в дорожное хозяйство в пользу западноукраинских и Одесской областей. "Это плохо, когда есть "любимые" области у чиновников, и "нелюбимые" области у чиновников. Таможня зарабатывает за счет производства и потребления во всех уголках страны, а избыток средств направляется только на дороги в нескольких областях. Такой подход несправедлив по отношению к жителям остальных областей и абсолютно не способствует улучшению дорожной сети в целом", - отмечает он.

Вместе с тем, Владимир Шемаев не согласен с тем, что средства выделяются неравномерно. "Нельзя распределять деньги арифметически поровну между всеми областями. К примеру, в Украине 70-75% морской перевалки грузов происходит через порты Одесской области. Соответственно, через область идет огромное количество фур, которые разбивают дороги, поэтому справедливо то, что Одесской области позволило принять участие в таможенном эксперименте", - говорит он. При этом Владимир Шемаев добавляет, что несправедливо выглядит то, что соседняя область - Николаевская, где расположено много зерновых перевалочных комплексов и из-за этого имеет разбитые дороги, не принимает участие в эксперименте.

При этом, по мнению эксперта, нет особой разницы в том, что какой-то области выделили дополнительно 150 или 300 млн гривен. "При потребности каждой области в миллиардах гривен это - несущественный перекос. Самая большая проблема в том, что дефицит ресурсов на дорожное хозяйство не решается системно. Для этого необходимо создание государственного дорожного фонда, в который бы аккумулировались средства от акцизов с топлива, и которые бы тратились только на дорожное хозяйство. Однако соответствующий законопроект Верховная Рада до сих пор не приняла", - отмечает он.

Впрочем, эксперты уверены, что выделенных в этом году средств не хватит для того, чтобы поддерживать дорожную систему. "Для того, чтобы был заметный прогресс в год на дороги необходимо тратить примерно по 100 млрд гривен. Только в таком случае Украине удастся, в лучшем случае, за десять лет улучшить состояние дорог", - уверен Александр Кава.

С этим соглашаются и в Мининфраструктуры. "Нужно ремонтировать капитально 17 тыс. километров в год, плюс текущим средним ремонтом еще 34 тыс. в год. Поэтому нужно наращивать финансирование, иначе дорожная сеть будет и дальше стремительно деградировать", - написал на Facebook Роман Хмиль. По его мнению, чтобы обеспечить восстановление сети дорог за 10-20 лет, необходимо ежегодно тратить на дороги 50-100 млрд гривен.