ua en ru

Домашнее задание: что должна сделать Украина для получения транша МВФ в июле

Домашнее задание: что должна сделать Украина для получения транша МВФ в июле Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард намерена и дальше сотрудничать с Украиной
Украина сделала все, чтобы возобновить сотрудничество с МВФ и получить третий транш в размере 1,7 млрд долларов. Основное "домашнее задание" - активизацию борьбы с коррупцией - украинские власти выполнили, все-таки согласившись с введением процедуры электронного декларирования доходов и расходов чиновников. И сейчас она уже на стадии технического внедрения. Кроме того, уже новый состав Кабмина выполнил обязательства по пересмотру тарифов на газ, даже в большем объеме, чем было предусмотрено договоренностями. Однако даже это не стало поводом для принятия более оперативного решения руководством МВФ о предоставлении финансирования. Анонсированное ранее заседание правления фонда на июнь, перенесено на следующий месяц. Причина - в Нацбанке, отмечают в правительстве.  Тем временем, Кабмин уже ищет пути решения для следующих требований МВФ.

Украина сделала все, чтобы возобновить сотрудничество с МВФ и получить третий транш в размере 1,7 млрд долларов. Основное "домашнее задание" - активизацию борьбы с коррупцией - украинские власти выполнили, все-таки согласившись с введением процедуры электронного декларирования доходов и расходов чиновников. И сейчас она уже на стадии технического внедрения. Кроме того, уже новый состав Кабмина выполнил обязательства по пересмотру тарифов на газ, даже в большем объеме, чем было предусмотрено договоренностями. Однако даже это не стало поводом для принятия более оперативного решения руководством МВФ о предоставлении финансирования. Анонсированное ранее заседание правления фонда на июнь, перенесено на следующий месяц. Причина - в Нацбанке, отмечают в правительстве. Тем временем, Кабмин уже ищет пути решения для следующих требований МВФ.

Вернулись к фонду

"Легко и конструктивно, - так о работе миссии МВФ в Украине, завершившей свою работу в середине прошлой недели, отзывается один из членов правительства. - Многое в сотрудничестве с фондом зависит от отношений. Много негатива накопилось. Но у нас получилось".


Миссия по пересмотру программы расширенного финансирования отработала 10 дней. Ее глава Рон ван Руден сразу же после завершения работы заявил, что "миссия достигла соглашения на уровне экспертов с представителями органов власти". Хотя и не все было так гладко.

Фонд возмутила попытка парламента отменить ограничения по выплате пенсий работающим пенсионерам, принятые еще в 2014 году по инициативе правительства Арсения Яценюка. Парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал к утверждению в первом чтении законопроект Юрия Шухевича (РПЛ), где есть эта норма наряду с отменой налогообложения пенсий.

Этот вариант был предложен вместо правительственного, согласованного с МВФ. "Только одна эта новость возмутила фонд вплоть до того, что готовы были свернуть работу и уехать", - рассказал источник РБК-Украина, знакомый с ходом переговоров. Однако уже через неделю комитет был вынужден переголосовать и отменить решение, так как, по прогнозам Минфина, потери бюджета-2016 могут составить 1,8 млрд гривен. В результате в сессионном зале за основу был взят законопроект Кабмина, но ко второму чтению может появиться необходимость обложения высоких пенсий. "Или 10 тыс. гривен, как было раньше, или 10 минимальных зарплат, или будет совсем другой размер, и может это будет 20% или 80%, как предлагалось на комитете", - заявила в парламентском зале глава комитета Нина Южанина (БПП).

Проблемных направлений, на которые сейчас МВФ обращал пристальное внимание, было несколько. В частности, борьба с коррупцией. Несмотря на заявления президента Петра Порошенко, что Украина получит очередной транш в размере 1,7 млрд долларов в феврале, фонд вообще приостановил сотрудничество. Причин несколько. Прежде всего, как заявляла директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, это "медленный прогресс, который демонстрирует Украина в улучшении государственного управления, в борьбе с коррупцией и в снижении влияния корыстных интересов на политику".

Тогда Верховная Рада перенесла сроки введения электронного декларирования доходов, расходов, имущества и финансовых обязательств чиновников с 2016 года на 2017 год. Порошенко отказывался от увольнения генпрокурора Виктора Шокина. Кроме этого, в Украине уже был в полном разгаре политический кризис, завершившийся только в апреле отставкой правительства Яценюка и назначением Кабинета Владимира Гройсмана.

"Непоколебимая решительность в борьбе с коррупцией становится "лакмусовой бумагой" способности правительства сохранить широкую внутреннюю и международную поддержку своей политики", - поменял риторику МВФ. Процедура электронного декларирования после долгих противостояний была принята и сейчас находится на этапе технического внедрения. "Программа готова. Сейчас Нацагентству противодействия коррупции (орган, внедряющий процедуру электронного декларирования, - ред.) надо просто технически закупить сервера, собраться на заседание и сказать, что с этого дня мы запускаемых эту программу, - сообщил РБК-Украина министр юстиции Павел Петренко. - Нам миссия МВФ не может поставить в этом плане структурный маяк, потому что независимый орган, согласно закону, запускает эти системы. Я бы хотел, чтобы это было как можно быстрее реализовано, потому что это наше не только юридическое, а и моральное обязательство перед европейскими партнерами". При этом чиновник отказался назвать конкретную дату запуска процедуры, мол, "сейчас назову одну дату, а они не запустят". В то же время, другой член правительства неофициально называет месяцем старта - июль.

Также Кабмин Гройсмана завершил начатую при Яценюке реформу энергетического сектора и выведения НАК "Нафтогаз-Украины" из финансовой дыры, повысив тарифы на газ и тепло даже в большем объеме, чем того хотел МВФ. Не отказался и от приватизации Одесского припортового завода в 2016 году. На прошлой неделе были утверждены условия продажи объекта, стартовая цена которого составит более 13 млрд гривен. Ожидается, что парламент примет и перечень объектов госсобственности, которые не подлежат приватизации, а также законопроект по управлению госсобственностью.

Добавим, что в списке находится всего 13 законопроектов, необходимых для продолжения сотрудничества с МВФ. В частности, речь идет о финансовой реструктуризации задолженности юрлиц, рынке газа, бизнес-омбудсмене, оптимизации органов Государственной фискальной службы. Последний документ депутаты несколько раз пытались внести в повестку дня, но безрезультатно. Все в итоге сводилось к наличию коррупции в налоговых и таможенных органах. В Минфине уточнили, что намерены активизировать процесс реформирования ГФС и к концу года завершить.

Залог реформ

В МВФ отмечают, что, находясь в сложных условиях, Украина за последний год достигла значительного прогресса в возобновлении экономической стабильности. Теперь главное, чтобы подъем перерос в стабильный и существенный рост. Сам МВФ еще в апреле пересмотрел свой макропрогноз в отношении Украины, ухудшив показатель роста ВВП в 2016 году на 0,5 п.п. - до 1,5%. Минэкономразвития с учетом ожиданий МВФ решил пересмотреть прогноз, опираясь на еще более пессимистичный сценарий. В конце апреля, по данным РБК-Украина, в министерстве предлагали рост экономики в 1,1-1,2%. "Сейчас прогноз приближен к МВФ", - говорит собеседник издания в Кабмине.

Официально прогноз еще не утвержден. Но с учетом новых показателей Минфину придется пересмотреть параметры бюджета на текущий год. Он рассчитан с учетом более высокого роста ВВП, инфляции и меньшего среднегодового курса гривны. Кроме того, до конца года могут возникнуть риски и по доходам. Пока они оцениваются в 40 млрд гривен, и Минфину необходимо искать компенсаторы.

"Стабилизация, о которой говорит МВФ, не совсем и стабилизация. 1,5-2% роста ВВП считается нормальным для нас, в то время как для всего мира это плохо, - реагирует на заявления МВФ координатор проектной группы "Налоговый кодекс новой страны" Тарас Козак. - В мировой практике 1% роста ВВП дает 400-500 долларов на человека в месяц. У нас - 30-40 долларов. От такой стабилизации мы умираем".

Однако и отказаться от сотрудничества с МВФ Украина не может, считает он, так как реформ в стране вообще не будет. Эксперт "Реанимационного пакета реформ" Илья Несходовский добавляет, что МВФ Украине необходим, так как дает дешевые финансовые ресурсы: "Без них в случае даже незначительных дестабилизирующих факторов финансовую систему снова начнет лихорадить".

Третий транш в 1,7 млрд долларов Украина, скорее всего, получит. Результат пересмотра программы финансирования будет известен уже в июле, отмечают в МВФ. "Мы настроены на получение транша в середине июля", - говорит собеседник РБК-Украина в Кабмине. Деньги, как сообщают в Минфине, будут направлены в резервы НБУ.

Решающим фактором продолжения программы сотрудничества станет наличие нового правительства, хотя в МВФ понимают, что несмотря на то, что в Кабмин вошли новые министры и новый премьер, власть не поменялась. "Президент и парламент остались прежние, как и олигархическая система, которая руководит страной", - говорит Тарас Козак.

Стоит отметить, что ранее в правительстве анонсировали, что МВФ примет решение в июне. Рассмотрение, по словам источника в Кабмине, отложено из-за Нацбанка. О какой проблеме идет речь, собеседник не уточняет, однако добавляет, что для ее решения участия Верховной Рады не понадобиться.

Банкиры предполагают, что возможно имеется ввиду невыполнение крупными банками обязательств по докапитализации. Однако глава Нацбанка Валерия Гонтарева неоднократно отмечала, что у МВФ к регулятору замечаний нет, так как НБУ все требования выполнил. "МВФ никогда не заявлял, что загвоздка в НБУ. У банков из первой десятки обязательства по докапитализации разбиты на три года и МВФ это согласовал. То есть все находятся в графике, - пояснил РБК-Украина источник в Нацбанке. - В июле ожидается очередная докапитализация мелких и средних банков. Но опять же, это все по графику".

По словам советника Ассоциации украинских банков Алексея Куща, после зачистки банковской системы от малых и средних банков, акцент рисков сместился в сторону больших учреждений. "Банкротство 2-3 таких гигантов накроет всю систему. Поэтому сейчас закрывают глаза на нарушение нормативов (их вытягивают только на квартальные даты), но там нарушается не только норматив адекватности и график докапитализации, но и другие нормативы. Кстати, само признание НБУ о том, что есть график, подтверждает, что на данный моммент есть нарушения", - уточнил эксперт.

Для правительства сотрудничество с МВФ является одним из приоритетов. В проекте расширенной программы Кабмина фискальное и бюджетное направления будут основываться на рекомендациях МВФ. О снижении ставок речь не идет, хотя, в частности, участники рынка по добыче газа просят Минфин еще снизить ставки ренты на добычу газа с нынешних 29% и 14% в зависимости от глубины залежей до 20% и 10%, соответственно. Дополнительным доходом бюджета в 2017 году станут отчисления по НДС для аграриев. Спецрежим будет полностью ликвидирован, господдержка будет в виде дотаций и только для мелких сельхозпроизводителей. Неисключено, что правительство более существенно повысит ставки акциза.

Очередным проблемным вопросом, который поднял МВФ и в этот раз, стал дефицит Пенсионного фонда. В этом году он составляет 145 млрд гривен. Правительство до сентября должно дать ответ на вопрос, чем "дыру", хоть частично перекрыть. Министр соцполитики Андрей Рева настроен на то, чтобы с 1 января в Украине стартовала пенсионная реформа, так как оттягивать этот процесс уже дальше некуда. ПФУ уже практически банкрот. О сути пенсионной реформы - читайте в блиц-интервью министра социальной политики Андрея Ревы: "Нас всех ждут серьезные изменения, которые многим могут не понравиться".