ua en ru

Время Киловатта: как выбрать электромобиль в Украине

Украинский рынок не слишком радует выгодными предложениями, инфраструктура далека от идеала, однако при правильном подходе к выбору электрокара можно значительно облегчить себе жизнь и сократить расходы

В мире сегодня насчитывается уже более одного миллиона электромобилей, тогда как в нашей стране их всего около тысячи. Кажется почти невероятным, но в Украине сегодня можно купить практически любой электрокар, доступный на мировом рынке. Почему же тогда украинцы продолжают выбрасывать в выхлопную трубу вредные газы и собственные деньги?

Из чего выбрать?

Время Киловатта: как выбрать электромобиль в Украине

Фото: Mitsubishi i-MiEV

Официальные дилеры предлагают небольшой выбор электромобилей: Renault Fluence ZE, Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEV, BYD e6, а также несколько моделей китайского производителя Bio Auto.

Пресловутой Tesla от официальных дилеров в наших краях пока и не пахнет, да и BMW не спешит открывать отдельные дилерские центры для своей линейки і-автомобилей. Зато неофициальные дилеры куда расторопней в этом плане и готовы предложить украинским эко-автомобилистам солидный список моделей. Как правило, заказанный автомобиль приходится ждать около двух месяцев, если речь идет об относительно недорогой модели.

Представительские седаны и спорт-купе с электродвигателем можно встретить и даже протестировать на площадке у дилера. Большая часть доступных для заказа моделей - родом из Китая, более дорогие завозятся из Европы и США.

При определенной смекалке, можно переоборудовать обычный автомобиль в электрический. Комплекты и отдельные элементы для этого есть в продаже, совета и помощи можно попросить у энтузиастов различных эко-авто-клубов. К примеру, "Таврия" на электротяге, включая саму машину, будет стоить примерно... $8000.

Минимальная цена электромобиля в Украине, согласно прайс-листам дилеров, - около $10 000 за такие модели, как Renault Twizy и Smart Roadster. Это без учета дополнительных расходов.

Tesla Model S можно заказать примерно за 70 000 евро, однако стоит учесть, что ввоз в Украину и регистрация автомобиля, сопутствующие расходы и комиссионные дилера потянут еще почти на 50% от этой суммы. Заказ придется ждать примерно два месяца. Впрочем, если не хочется ждать, можно купить уже зарегистрированный Tesla S прямо с площадки дилера по цене около 130 000 евро. Роскошный BMW i8 один из киевских автоцентров предлагает за $190 000, представительский американский седан Fisker Karma можно приобрести за $160 000.

Такие цены вполне сопоставимы с прайсами топовых моделей BMW, Mercedes или Jaguar. Динамические характеристики, как и комплектации электрических и традиционных автомобилей также очень близки. Разница лишь в отсутствии официального сервиса для большинства доступных электромобилей.

Обслуживание

Время Киловатта: как выбрать электромобиль в Украине

Фото: Электрокар позволит реже бывать на СТО

Электромобилю требуется сервис для плановой проверки раз в 50-60 тыс. км, вместо привычного ТО раз в 10-20 тыс. км. Посещение СТО необходимо для замены антифриза, охлаждающего батарею, тормозной жидкости и колодок, а также проверки смазки в редукторе.

Большинство современных электромобилей используют компоненты обычных авто, так что с деталями и их заменой особых трудностей нет. Для полного спокойствия можно найти хорошего автомобильного электрика и электронщика.

Электромотор в обслуживании гораздо проще ДВС, поскольку в нем гораздо меньше элементов, подверженных сильному износу. Это свечи зажигания, дроссель, турбина, ремень ГРМ, поршни, клапаны и так далее. Кроме того, электромотору не нужны многие расходники - фильтры, масло, большая часть жидкостей.

Встроенное зарядное устройство электромобиля довольно надежно, а в случае поломки его замена обойдется не так уж дорого: для Tesla, например, ЗУ на 11 кВт стоит порядка $1500.

Бортовая электроника электромобиля мало чем отличается от обычной машины, за исключением разве что системы обогрева - в электромобиле используется электронагреватель или тепловой насос.
Ходовая часть электромобиля отличается лишь усиленными элементами подвески, поскольку вес электромобиля значительно больше машин с ДВС.

Самый важный элемент электромобиля - батарея. От ее объема и типа зависит дальность хода на одной зарядке, время полной и быстрой зарядки. Что до срока службы батареи, то он зависит от множества факторов. Средний срок службы автомобильной батареи - около семи лет. Как и в случае с ДВС, манера вождения и условия эксплуатации напрямую влияют на эту цифру, позволяя продлить срок службы батареи до 10 лет при благоприятных условиях и снижая ее в два раза при беспощадном обращении.

Как ездить?

Время Киловатта: как выбрать электромобиль в Украине

Фото: Зарядка электромобиля

Пользователи смартфонов знают, сколько времени может продержаться их устройство без подзарядки, исходя из этого они рассчитывают интенсивность его использования. С электромобилями ситуация схожая, ведь этот гаджет на колесах живет от зарядки к зарядке, а док-станцию или даже обычную розетку для "заправки" не всегда можно найти.

В режиме "дом-работа-магазин-дом" все просто - автомобиль стоит "на шнуре", пока водитель работает в офисе или спит дома. Трудности начинаются при попытке выехать за город. Средний запас хода электромобиля - около 150 км, а этого может не хватить даже на то, чтобы доехать до соседнего областного центра. Время зарядки от бытовой сети (220 В) коротким не назовешь, в лучшем случае, при частичной зарядке процесс отнимет 2-4 часа. Подключившись к сети 380 В, можно заполнить АКБ на 70-80% примерно за час или даже меньше.

Быстрее всего зарядиться можно при помощи специальной док-станции, но стоит она около $15-20 тыс. Из-за цены на украинских дорогах док-станций не сыскать днем с огнем, не говоря уже о приобретении такого устройства для домашнего пользования. Максимум, на что можно рассчитывать, выбравшись из города, это 380-вольтная розетка на АЗК. Кстати, некоторые АЗК предоставляют эту услугу бесплатно! Владельцам электромобилей жизненно необходимо отметить все точки доступа к сети в своем навигаторе.

"Я знаю, что в Киеве уже около 40 точек для зарядки электромобиля, - немного, но уже что-то. Время от времени посещаю форумы и отслеживаю данную тему, поскольку этот вопрос для меня актуален - быть владельцем электромобиля вдали от столицы и областного центра - непросто. Я живу в городе Золотоноша, у нас всегда была проблема даже с обычными заправками, точнее с топливом на них, а уж об оборудовании специальных электро-заправок тут еще никто даже не думал! Когда стоял вопрос покупки док-станции для дома, взвесив все "за" и "против", решил отказаться от нее, в гараж вывел сеть 380 В. При всех прелестях этой машины, для длительных поездок пользуюсь другим автомобилем, с бензиновым мотором, но и о покупке Теслы не жалею!" - отмечает владелец Tesla S из города Золотоноша, пожелавший сохранить инкогнито.

Время Киловатта: как выбрать электромобиль в Украине

Фото: Электромобиль Tesla S

Идеальный температурный режим для батареи электромобиля - от 0 до +20°C. В украинских же условиях эксплуатации температура является самым серьезным фактором, влияющим на дистанцию пробега. Зимой при сильном морозе пробег на одном заряде батареи может снизиться вплоть до 50%. Емкость батареи уменьшается приблизительно на 1% за каждый градус мороза, то есть при температуре в -20 по Цельсию дистанция пробега снизится примерно на 20%.

Дистанция пробега зависит также от количества потребителей энергии (фары, подогрев сидений, мультимедийные системы) и манеры вождения. Благо, практически все современные электромобили оборудованы функцией предварительного прогрева или охлаждения салона во время зарядки, чтобы не расходовать на это драгоценные киловатты в пути.

Быть или не быть?

Стоимость полной зарядки электромобиля составляет 3-5 грн, для сравнения, бензин для такой же дистанции обойдется в 150-200 грн. КПД автомобильного электродвигателя составляет 90-95% против 25-40% для двигателя внутреннего сгорания. Цены на электромобили вполне сопоставимы с обычными автомобилями, только период окупаемости у "электричек" больше.

Постепенно растет разнообразие модификаций - седан, купе, кроссовер, универсал, хэтчбек и т.д. Уже сейчас электромобиль можно назвать идеальным средством передвижения для города, даже в украинских реалиях, а в ближайшее десятилетие этот вид транспорта обещает занять значительную часть автомобильного рынка. Правда, пока что получить экономическую выгоду кажется возможным лишь при покупке электрокара по цене до $20 000.