ua en ru

Реформа МВД: кто починит улицы разбитых фонарей?

Реформа МВД: кто починит улицы разбитых фонарей? Фото с сайта avtovod.org.ua

Syler пришел на помощь автомобилистам, не успевающим отслеживать многочисленные нововведения в области регулирования дорожного движения, и разложил реформу по полочкам

На сегодняшний день "полицейская реформа", пожалуй, самое заметное из всех действий новой власти. Радует планомерность и систематичность, с которой продолжают появляться полицейские на улицах все новых областных центров Украины. За полгода изменения претерпели структуры МВД четырех городов: Киева, Львова, Одессы и Харькова. Количество сотрудников милиции и ГАИ уменьшилось почти на восемь тысяч человек, а часть их полномочий передали новым ведомствам. Расформировывается МРЕО и ОБНОН, райотделы и Госавтоинспекция. Изменений много, но достаточно ли прошло времени, чтобы говорить о промежуточных результатах?

Реформа МВД: кто починит улицы разбитых фонарей?

Фото: Infographics.ua

Проверено, работает

Вдохновителями и инициаторами реформы МВД стали Эка Згуладзе и Хатия Деканоидзе при поддержке Арсена Авакова. Они перенесли в Украину грузинский опыт по чистке кадров и внедрению новой системы работы МВД. Но коррупция - лишь одна из проблем старого силового ведомства. Немаловажно и то, что высшие чины МВД не выказывали лояльности новому правительству, а держать под боком тысячи вооруженных людей, не имея над ними власти - опасно для любого правителя. А потому, как заявил Арсений Яценюк, к концу года в Украине будет 10 тыс. патрульных полицейских.

Реформа МВД: кто починит улицы разбитых фонарей?

Фото: Facebook-страница Арсена Авакова

Первым делом реформа затронула руководящий состав МВД. "Полетели погоны" тучных кабинетных генералов, на которым пришли молодые руководители.

Так, на должность начальника новой патрульной полиции был назначен проверенный в боях АТО Александр Фацевич. Его назначение специальным указом Арсена Авакова вызвало много критики, но, видимо, только так вышестоящее руководство может быть уверено в том, что приказы будут выполняться..

Реформа МВД: кто починит улицы разбитых фонарей?

Фото: Александр Фацевич, Facebook

Кроме того, в ходе кадровых изменений заместителем главы Госавтоинспекции стал Владислав Криклий, ранее занимавший пост советника министра МВД по вопросам внедрения информационных технологий.

Реформа МВД: кто починит улицы разбитых фонарей?

Фото: Владислав Крыклий, Facebook

Функции полицейского

До формирования полиции в отдельных населенных пунктах милиционеры и сотрудники Госавтоинспекции будут работать в качестве полицейских патрулей вплоть до 31 декабря 2016 года. На полицейских переложили вызовы по хулиганству, семейным и бытовым конфликтам, мелким преступлениям, а на вызовы по тяжким преступлениям по-прежнему выезжают сотрудники милиции. Также полицейские занимаются оформлением ДТП и регулировкой дорожного движения.

Реформа МВД: кто починит улицы разбитых фонарей?

Фото: Полиция Киева

Полицейский при исполнении обязан иметь при себе служебное удостоверение и специальный жетон с персональным номером. Полицейским запрещено снимать, прятать или скрывать жетон, а также препятствовать его фото- и видеосъемке. Видеорегистраторы, кстати, стали еще полезнее - в соответствии с изменениями в ст. 251 КоАП, записи с устройств, привлеченных к ответственности лиц и свидетелей, теперь являются доказательством совершения (или не совершения) административного правонарушения.

Законные основания для остановки транспортных средств полицейскими согласно статье 35 закона "О национальной полиции":

  • Нарушение правил дорожного движения;
  • Наличие очевидных признаков технической неисправности транспортного средства (ТС);
  • Наличие информации, о том, что водитель или пассажиры ТС причастны к совершению ДТП, уголовного или административного правонарушения либо имеется информация, о том, что ТС или груз могут быть объектом или средством совершения ДТП, уголовного или админнарушения;
  • Автомобиль находится в розыске;
  • Если необходимо совершить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли бы быть (проводится добровольно, от опроса можно отказаться);
  • Если необходимо привлечь водителя ТС к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским, либо привлечь в качестве свидетеля во время оформления протоколов админнарушений или материалов ДТП;
  • Если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;
  • В случае неправильного закрепления груза на ТС;
  • Нарушение правил использования специальных звуковых или световых сигналов

    В случае остановки ТС полицейский сообщает водителю конкретную причину с подробным указанием обоснования остановки, определенного в вышеуказанной статье закона "О национальной полиции". Сотрудник правоохранительных органов вправе потребовать предъявить документы.
    Любимый повод для остановки машин гаишниками "проведение целевых мероприятий" теперь не актуален, но у полиции появился новый повод для остановки транспортного средства - "поверхностная проверка" (ст. 31 и 34).

    Реформа МВД: кто починит улицы разбитых фонарей?

    Фото: Facebook

    Поверхностная проверка в тексте закона определяется как "осуществление визуального осмотра лица, проведением по поверхности одежды рукой, специальным прибором или средством, а также визуальный осмотр вещи или транспортного средства". То есть полицейский может проводить личный обыск на месте буквально на свое усмотрение.

    Кто кому мешает?

    Сотрудникам милиции и ГАИ мало нравится такой поворот сюжета - у них отобрали часть полномочий, власти и даже часть кабинетов. Подумать только, милиционера могут запросто арестовать полицейские. Классическое противостояние "копов" и "ребят шерифа" из голливудских фильмов в Украине приняло немного другую форму. Не ради этого ли проводилась реформа - чтобы было кому контролировать контролеров?

    Реформа МВД: кто починит улицы разбитых фонарей?

    Фото: Полиция Одессы, Facebook

    Лишь малая часть бывших "ментов" прошла переквалификацию и стала "копами". Кто они - засланные казачки, преданные старому царю или чистые душой идеалисты? Покажет время.

    "Я окончил профильный ВУЗ в 2013 году, с 2014 работаю в Оболонском райотделе. Шума было много, когда летом нас попросили "подвинуться", чтобы освободить место для полицейских, особенно возмущались, конечно, старожилы. Сейчас мы соседствуем более-менее мирно. Они делают, по сути, ту же работу, что и мы, у них такие же смены, они пишут такие же рапорты, но при этом ездят на классных современных машинах и получают хорошую зарплату. И где тут справедливость? - говорит сотрудник милиции Александр Т. - Хотя я пять лет учился в Высшей школе милиции и учился хорошо, опыта оперативной работы у меня пока что немного и порой приходится очень нелегко. А ускоренное обучение полицейских я считаю вообще несерьезным. Не представляю, как бы начал работу без присмотра более опытных коллег, сколько ошибок я бы сделал. Работать "в полях", большинство из них, думаю, не готово... Старшие коллеги постоянно подшучивают над "копами" - поводов для этого у них достаточно: то машину разобьют, то на вызов приедут четырьмя патрулями".

    Реформа МВД: кто починит улицы разбитых фонарей?

    Фото с сайта dtp.kiev.ua

    Полицейские же, в свою очередь, говорят о том, что не могут нормально работать из-за плохой координации между двумя ведомствами.

    "Вызов из райотдела переадресовывается патрульному экипажу полиции, который находится в том районе, откуда поступил вызов. Однако "быть в районе" еще не значит, что экипаж находится поблизости и не занят оформлением другого происшествия", - говорит одна из патрульных. - Райотделы сваливают нам все подряд, мол, сами разберетесь, а мы свою работу сделали".

    Отсутствие опыта возмещается старанием

    С иронией, а иногда и издевкой относятся к новой полиции и жители первых "полицейских городов", но, по большей части, отзывы тех, кому приходилось иметь с ними дело - положительные.

    "Я гражданка США, но в Украине живу уже больше пяти лет. У меня большой опыт вождения и езжу я всегда аккуратно. В начале сентября ехала из центра Киева в сторону левого берега и при выезде на мост произошла авария. В мой Volkswagen Transporter сзади въехал Audi А6, водитель которого пытался уйти от столкновения с впередиидущим автомобилем в своем ряду, для чего перестроился в мой ряд. Водитель Audi сразу же стал утверждать, что авария произошла по моей вине, что он водитель посольства (госномер автомобиля был посольский) и что он сейчас позвонит, кому надо, и у меня будут проблемы. Я позвонила по номеру 102 и уже через 10 минут полицейская машина была на месте. Ребята были молодые, но ситуацию оценили быстро: составили протокол, выдали мне квитанцию для страховой и отпустили, а у водителя Audi изъяли водительские права, признавая его виновником происшествия, несмотря на угрозы и неприкрытые попытки подкупа. Это, конечно, лишь единичный случай, но сработали полицейские на высшем уровне и это вселяет в меня веру в лучшее будущее для Украины", - рассказала Джоан Н.

    Зеленая волна

    Еще один пункт изменений в рамках реформы - улучшение работы транспортной системы. Одним из первых шагов в этом направлении должна стать так называемая "зеленая волна" - режим работы светофоров, при котором зеленый свет горит по всей улице, тем самым позволяя автомобилям максимально быстро проезжать отрезок, а не ехать от перекрестка к перекрестку, ожидая своей очереди на светофоре.

    "С зеленой волной скорость движения в час пик возрастает на 30%", - говорит заместитель главы координационного совета национального форума по безопасности дорожного движения Богдан Аганин.

    На данный момент светофоры перевели на "зеленую волну" на улице Трутенко и на бульваре Перова. По факту, скорость движения возросла примерно на 10%, не слишком заметно, но уже что-то. Дальше систему планируют внедрять на улице Строителей, проспектах Мира и Воссоединения, мосту Патона, бульваре Дружбы народов, Краснозвездном проспекте, Чоколовском бульваре, улице Елены Телиги, Московском проспекте и проспекте Ватутина.

    Все бы хорошо, вот только стоимость адаптации светофоров под "волну" для одной улицы составляет 45 тыс. грн, а для всего города нужно 5 млн грн. Такие цифры кажутся завышенными и наводят на мысли о старой схеме работы.

    Меж тем, количество и частота пробок на дорогах пока не изменилась, а регулировка перекрестков дается полицейским с трудом. У них нет ни полосатых жезлов, ни свистков, ни светоотражателей на форме, но работу свою они делают старательно.


    Напомним водителям сигналы регулировщика, описанные в ПДД:

    • Проезд запрещен, если регулировщик стоит любым боком с поднятой рукой вверх.
    • Проезд разрешен, если регулировщик стоит к ТС левым боком, правая рука вытянута вперед.
    • Разворот и поворот налево запрещен, если регулировщик повернут к ТС любым боком, а его правая рука согнута перед грудью, а так же если обе руки вытянуты в стороны или опущены.
    • Поворот направо разрешен, если регулировщик повернут к ТС лицом и указывает на водителя правой рукой

      Письма счастья

      Еще одно нововведение касается фото- и видеофиксации правонарушений. "Письма счастья" с автоматических камер отправляются владельцам транспортных средств независимо от того, кто фактически находился за рулем. В адрес этой статьи закона звучит много критики, тем более что подобная практика в Украине уже действовала и была отменена.

      Тем не менее, данный пункт закона отменять или изменять пока никто не собирается, вместо этого вводится система штрафных баллов для водителей. Каждому водителю ежегодно начисляется по 150 баллов. В случае фиксации нарушения правил движения в автоматическом режиме от общего количества баллов нарушителя вычитается количество штрафных баллов. Когда баллы закончатся, придется оплачивать нарушения деньгами.

      Автофиксация с наложением штрафа законна в таких случаях: превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал, нарушение правил остановки и стоянки, а также запрет двигаться по полосе для общественного транспорта, тротуарам или пешеходным дорожкам, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил проезда переезда. За каждое из этих нарушений с водителя снимается 50 баллов.

      "После того, как количество баллов достигнет нулевого уровня, водителям за нарушение начнут начислять штрафы, которые нужно будет оплатить в течение 30 дней с момента фиксации нарушения. В случае неуплаты штрафа за месяц на следующие 30 дней его размер увеличится вдвое путем начисления пени. В случае неуплаты пени и штрафа дело будет передано в Минюст", - объясняет заместитель главы МВД Эка Згуладзе.

      Порядок оплаты заочного штрафа

      Постановление об административном нарушении, зафиксированном в автоматическом режиме, может быть вынесено без участия виновника происшествия.

      3 дня с даты происшествия: в этот срок юридическому владельцу автомобиля сообщат о нарушении.

      5 дней с момента получения уведомления: если оплатить 50% от суммы штрафа, постановление считается выполненным.

      14 дней - срок для того, чтобы доказать свою невиновность владельцу ТС, если за рулем находился не он. Освобождением от уплаты штрафа могут послужить следующие факторы: автомобиль был угнан; номерные знаки были украдены; фактический нарушитель сам обратился в полицию и признал свою вину, оплатив штраф.

      30 дней: если штраф не оплачен, его размер удваивается.

      60 дней: если не оплачены штраф и пеня, дело передается в исполнительную службу.

      Если же нарушение ПДД было зафиксировано полицейским, оплатить штраф можно и на месте. В случае согласия водителя с мнением полицейского, о нарушении правил и признания своей вины, водитель может оплатить штраф на месте правонарушения. Оплата проводится по безналичному расчету банковской картой - в полицейских машинах установлены терминалы.

      Реформа МВД: кто починит улицы разбитых фонарей?

      Фото: Полиция Киева, Facebook

      "Я спешил на заказ, и проехал на перекрестке красный. За перекрестком стояли полицейские, которых я сначала не заметил. Как оказалось, они не только видели, но и записали мой проезд через светофор на видео. Тут уже было не отвертеться. Предложил 200 гривен, а в ответ услышал, что за предложение взятки могу схлопотать штраф от 200 тысяч гривен. Решил оплатить штраф в 425 гривен за проезд на красный свет. На месте карточкой рассчитался, как в магазине, и поехал дальше", - рассказывает киевский таксист Руслан П.

      Придется ждать

      Межведомственная борьба продолжается. Меняется восприятие украинцами людей в форме. Перемены в органах внутренних дел заметны всем, но не все готовы их принять. Ведь сложная по своей сути реформа требует изменений не только от сотрудников органов внутренних дел, но и от жителей страны, от нас самих. Грузии потребовалось восемь долгих лет, чтобы стало возможным говорить о результатах. Остается надеяться, что у наших полицейских будет хотя бы половина этого времени, и проект не свернут под удобным предлогом. Чтобы продемонстрировать настоящую эффективность, новой системе полиции нужно лишь немного больше времени.