ua en ru

Мининфраструктуры просит отложить подписание САП с Евросоюзом до 2013 года

Автор: RBC.UA
Украина и Евросоюз могут отложить подписание соглашения о совместном авиационном пространстве до 2013 г.

Украина и Евросоюз могут отложить подписание соглашения о совместном авиационном пространстве до 2013 г., сообщает издание "Коммерсант-Украина".

Завершить ко 2 июля переговоры о заключении соглашения с ЕС о совместном авиационном пространстве, или так называемом "Открытом небе", Президент Виктор Янукович поручил Кабинету министров еще 29 февраля. Совместное авиационное пространство (САП) позволит авиакомпаниям Украины и ЕС получить беспрепятственный доступ на маршруты между странами и внутри Украины. Сейчас эти отношения регулируются межправительственными соглашениями.

По мнению экспертов, от предстоящего подписания Украиной соглашения об общем авиационном пространстве с ЕС больше всего выиграют пассажиры, ведь цены на авиаперевозки могут снизиться в 2-3 раза.

Однако украинские министерства и ведомства не уложились в заявленные сроки. В пресс-службе Госавиаслужбы (ГАА), ответственной в том числе за переговоры с ЕС и Еврокомиссией, изданию рассказали, что сроки, скорее всего, будут перенесены. "Учитывая договоренности с европейской стороной, Мининфраструктуры просит Президента продлить срок до 1 января 2013 г.", - сообщили в министерстве. В пресс-службе Еврокомиссии (ЕК) на запрос издания вчера не ответили.

Украина готовилась к подписанию договора "Об открытом небе" с декабря 2007 г. и провела пять раундов переговоров (последний - в марте 2010 г.). В начале 2011 г. вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников сообщал, что соглашение может быть подписано в течение года. Но весной того же года его мнение резко изменилось: чиновник заявил, что это может произойти лишь в случае отмены ЕС визового режима для украинцев. В ЕК в свою очередь отметили, что эти вопросы не связаны между собой.

Реальным препятствием для подписания договора о САП является не визовый режим с Европой, а технические вопросы несоответствия систем сертификации самолетов в ЕС и Украине, отмечают в ГАА. Ключевым вопросом, на котором настаивает Украина, является допуск на рынок авиаперевозок и работ в рамках САП части парка сертифицированных в Украине воздушных судов украинской регистрации (разработки Украины и СССР).

Но в ЕК настаивают на том, чтобы, согласно Регламенту ЕС N216/2008, из украинского Госреестра гражданских воздушных судов были выведены все не сертифицированные Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) воздушные суда. Кроме того, Украина должна передать полномочия по сертификации авиатехники EASA. В ГАА возражают, что, согласно требованиям чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, Украина как разработчик и производитель авиатехники остается ответственной за поддержание летной годности десятков тысяч несертифицированных EASA воздушных судов и их компонентов, а потому не может пойти на такие условия.

Чтобы решить эту проблему, стороны провели ряд неофициальных встреч в 2011-2012 годах. Последняя консультация состоялась 8 июня в Киеве. Генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива говорит, что сейчас стороны готовы подписать меморандум о взаимопонимании, в котором могут быть решены спорные вопросы. Один из вариантов предполагает подписание соглашения о взаимном признании сертификатов летной годности (BASA). Кроме того, обсуждается вопрос совместной сертификации ГАА и EASA новых самолетов, которые будут экспортироваться из Украины в ЕС и наоборот.

В ГАА говорят, что ожидают от ЕК проект текстов соглашения о САП и меморандума до конца июля. "Конкретная дата следующего раунда переговоров пока не согласована, но, по информации МИД, в ЕК считают, что он может быть проведен в Брюсселе в сентябре-октябре", - сообщили в ГАА.

Украине не стоит спешить с подписанием этого соглашения, считает эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава. "САП будет губительно для украинских перевозчиков. Государство не может справиться с внутренней монополией на авиаперевозки, а защитить авиакомпании от европейских не сможет тем более", - уверена эксперт.

Сейчас сертификат EASA есть только у Ан-26, отметил Дмитрий Кива. "Все остальные наши самолеты, в том числе "Руслан" и Ан-148, сейчас летают над Европой без этого сертификата. Претензий к ним нет", - отметил он. Кива объясняет, что в "Антонове" не против сертифицировать и остальную технику, однако сейчас сертификация каждого типа самолетов обходится в 40 млн долл. в год. "Это требования ЕС неприемлемо", - отмечает он.

Авиационная инфраструктура в Украине остается одной из самых дорогих в Европе, являясь при этом одной из наименее эффективных. Основной причиной этого является отсутствие здоровой конкуренции, украинский рынок авиаперевозок очень монополизирован.

"Совокупная доля Украинской авиационной группы в общем объеме регулярных пассажирских авиаперевозок по результатам деятельности в первом полугодии 2011 г. превысила 50%, что имеет признаки коллективной монополии на рынке. В то же время одним из преимуществ присоединения Украины к совместного авиационного пространства стало бы увеличение на 10-15% поступлений в государственный бюджет за счет выхода на рынок Украины ведущих европейских низкобюджетных авиаперевозчиков. В Европе авиакомпании модели "лоукост" перевозят до 50% всех пассажиров. В Украине же их доля не превышает 10%", - указывают эксперты.