ua en ru

Столичная земля оценивается в 330 млрд грн при рыночной стоимости 2 трлн грн

Автор: RBC.UA
Стоимость киевской земли составляет 330 млрд грн, а по рыночным ценам земельно-ресурсный потенциал Киева оценивается почти в 2 трлн грн. Об этом заявил первый заместитель директора КП "Киевский институт земельных отношений" (КП КИЗО) Леонид Новаковский.

Стоимость киевской земли составляет 330 млрд грн, а по рыночным ценам земельно-ресурсный потенциал Киева оценивается почти в 2 трлн грн. Об этом на сегодняшнем заседании коллегии Киевской городской государственной администрации по вопросу использования земель столицы заявил первый заместитель директора КП "Киевский институт земельных отношений" (КП КИЗО) Леонид Новаковский, передает корреспондент РБК-Украина.

"По нормативной денежной оценке стоимость земель города Киева составляет 330 млрд грн. Если сравнить эту стоимость со стоимостью других земель Украины, я должен отметить, что стоимость всех земель сельскохозяйственного назначения, которые были переданы в частную собственность гражданам Украины в ходе земельной реформы, а это 30 млн га, составляет 340 млрд грн, или всего на 10 млрд грн больше", - сообщил Л.Новаковский.

"Мы должны иметь отдачу от этого потенциала в процессе формирования бюджета города. Думаю в ближайшее десятилетие необходимо ставить вопрос о том, чтобы в структуре поступлений в городской бюджеты ресурс земли составлял не меньше 25%. Таким образом, мы должны приближаться к уровню, который есть в столицах европейский стран", - подчеркнул Л.Новаковский.

По его словам, с этой целью должна быть задействована на полную силу система взимания рентной платы за землю. "Сейчас по земельному законодательству в постоянном пользовании могут иметь землю только государственные предприятия и организации, коммунальные предприятия и организации, религиозные организации и организации инвалидов. Все другие не могут иметь землю на праве постоянного пользования, а должны иметь землю на праве ренты. У нас примерно 300 га земли сейчас есть, которые находятся в постоянном пользовании, из которых оплачивают земельный налог в размере 1%, в то время, как за эти земли должна оплачиваться рентная плата, размер которой начинается с 3% и заканчивается 12%", - уточнил первый замдиректора КП КИЗО.

На сегодняшний день по 75% от общего количества договоров, арендная плата составляет менше 3%, в то время как по закону должна составлять 3-12%.

Кроме того, по его словам на сегодняшний день является важным и актуальным вопрос нормативной денежной оценки земель. "Я думаю, если мы в 2013 г. задействуем новую нормативную оценку земель, которую мы должны сделать в 2012 г., это также увеличит по крайней мере в 1,3-1,4 раза размер поступлений и таким образом мы будем иметь базу для существенного пополнения бюджета города", - отметил Л.Новаковский.

В то же время он подчеркнул необходимость проведения разработки планов земельно-хозяйственного устройства территории города, который должен появиться практически сразу после утверждения генерального плана развития Киева. "Мы должны на каждый земельный участок иметь не только современную информацию, но и иметь информацию о том, как этот участок будет использован в перспективе по генплану, какие показатели у этого участка (по стоимости, ограничении и так далее), какие ограничительные зоны действуют на этой территории, как будет формироваться заповедный природный фонд, как будет проходить земельное и градостроительное зонирование", - уверен Л.Новаковский.

Он также сообщил, что через ряд изменений, внесенных в действующее земельное законодательство Украины с 2002 г. по настоящий момент, Киев должен передать в госсобственность 12 тыс. га земли. "На сегодняшний день в Киеве нет сформированной коммунальной собственности. Мы должны ее сформировать. Это не такое простое задание. Мы в 2002 г. первыми в стране разработали концепцию формирования земель коммунальной собственности города Киева и провели через сессию Киевского горсовета, но у нас не было закона о размежевании в это время. Он появился только в 2004 г. и был задействован в 2005 г. Пока мы начали разрабатывать проект, за это время внесли уже 5 изменений в действующее законодательство и если мы в 2002 г. должны были в государственной собственности сохранить 4,8 тыс. га, то сейчас мы должны передать уже 12 тыс. га в эту государственную собственность", - отметил Л.Новаковский.

Он также напомнил, что в свое время Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) внес на рассмотрение парламента предложения о том, чтобы ФГИУ распоряжался землями государственных предприятий, землями обществ, где есть часть государственной собственности и "не только распоряжался, но и сдавал их в аренду, то есть у нас уже есть конкурент". "Хорошо, что ВР заблокировала этот законопроект, но вопрос размежевания земель и вопросов, касающихся коммунальной собственности, это срочный вопрос, который мы должны решить согласно этой (Программе использования и охраны земель города Киева на 2011-2015 гг.) программе", - подчеркнул Л.Новаковский.

Напомним, 29 сентября 2010 г. Кабинет министров Украины издал распоряжение о передаче целостного имущественного комплекса Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника в государственную собственность.

Согласно документу, Кабмин принял предложение Министерства культуры и туризма и Киевского городского совета относительно передачи целостного имущественного комплекса Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника и здания Успенского собора, расположенного на территории этого заповедника, в государственную собственность с отнесением их к сфере управления указанного министерства.

Ранее, в середине июля 2010 г. Киевсовет дал согласие на передачу в государственную собственность зданий Министерства иностранных дел Украины, Дипломатической академии и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Отметим, 6 июля 2010 г. член постоянной комиссии Киесовета по вопросам собственности, депутат Киевсовета Денис Москаль заявил, что это решение принимается для того, чтобы здания посольств киевская власть не смогла выставить на аукционы. Д.Москаль добавил, что аренда зданий посольств и консульств регламентируется межгосударственными соглашениями.