ua en ru

В ВР зарегистрирован законопроект об особенностях аренды или концессии гособъектов ТЭК

В Верховной Раде Украины (ВР) зарегистрирован законопроект "Об особенностях аренды или концессии объектов ТЭК, находящихся в государственной собственности". Документ, в частности, предусматривает запрет продажи на конкурентных началах (земторгах) земучастков государственной или коммунальной собственности или права на них "в случае передачи в аренду, концессию имущественных комплексов и недвижимого имущества, расположенного на земельных участках государственной, коммунальной собственности".

Основными положениями законопроекта (№ 8705 от 17.06.2011 г.), инициированного фракцией ПР, являются следующие:

1. Проведение подготовки к передаче в аренду или концессию объектов ТЭК, что предусматривает: организационно-технические мероприятия, чтобы определить размер, сроки внесения и направления инвестиций, которые обеспечат безубыточную деятельность, выявление государственного имущества, которое может быть передано в аренду, в концессию; обнаружения другого государственного имущества, которое временно не используется, и разработке предложений по условиям его дальнейшего использования или консервации в установленном порядке; выделение из состава предприятий структурных подразделений, которые могут функционировать как отдельные предприятия, осуществление других мероприятий, определенных законодательством.

2. Объектами передачи в аренду или концессию согласно проекту закона являются:
- целостные имущественные комплексы;
- системы целостных имущественных комплексов предприятий, обеспечивающих (назначены) и достаточны для осуществления хозяйственной деятельности в сферах добычи каменного угля и лигнита (бурого угля), его переработки;
- имущественные комплексы структурных подразделений предприятий (филиалов, цехов, участков), которые достаточны для самостоятельного осуществления хозяйственной деятельности в указанных сферах.
Перечень объектов определяется уполномоченным органом управления.

3. Следуя принципу повышения функциональной и контролирующей роли уполномоченного органа управления топливо-энергетическим комплексом, закон закрепляет за ним право принятия решений о передаче в аренду или концессию объектов ТЭК, при этом четко устанавливает в каких объектов они относятся.

4. В целях сохранения управляемости и реализации государственной политики в развитии отрасли в течение всего процесса передачи в аренду или концессию объектов ТЭК, уполномоченный орган управления осуществляет функции по управлению, а после передачи - функции мониторинга экономической деятельности и выполнения существенных условий договоров аренды или концессии.

5. Установлен перечень существенных условий, которые обязательно должны содержать договоры. Такие условия, в частности, установлены в хозяйственной, экономической, социальной, экологической сферах деятельности и четко и прозрачно регулируют отношения в этих сферах.

6. Закон нормирует не только порядок участия инвесторов в процессе передачи в аренду или концессию объектов ТЭК, а и определяет критерии и условия возврате государственного имущества из пользования в случае ненадлежащего выполнения инвестором существенных условий договоров аренды или концессии, или неэффективного использования объ объектов.

7. В целях обеспечения равной экономической ответственности предприятий всех форм собственности за последствия закрытия предприятий ТЭК, законом предложено создание финансового резерва для закрытия государственных предприятий, уменьшит общую нагрузку на государственный бюджет.

Также предполагается привлечение негосударственных инвестиций для технического переоснащения и обновления основных фондов производства, улучшение финансового состояния предприятий ТЭК.

По мнению авторов, реализация проекта будет способствовать улучшению экономической ситуации на предприятиях ТЭК, созданию конкурентной среды.