ua en ru

Потенциальные преимущества новых технологий образования огромны, но они требуют понимания и внимания властей, - Медведчук

Потенциальные преимущества новых технологий образования огромны, но они требуют понимания и внимания властей. Об этом заявил лидер общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук в своем блоге.

"Нужно четко осознавать, что это наш шанс. Совпадение двух тенденций - запроса на высокое качество образования и потенциальной возможности этот уровень обеспечить - дает уникальные возможности для возвращения Украины из статуса страны третьего мира в число ведущих государств планеты. Потенциальные преимущества новых технологий, как считают в McKinsey&Co, огромны, но они требуют понимания и внимания властей, которые должны создать условия для их внедрения и развития. Если же ждать, пока эти технологии окажут серьезное влияние на экономику, будет слишком поздно. Если реагировать на последствия, мы просто не успеем воспользоваться открывающимися перспективами и преимуществами. Тем более - в такой долгоиграющей сфере, как образование. Нужно учитывать временной лаг: в 2025-й год большинство нынешних школьников войдет уже сформировавшимися специалистами. То есть те, кого мы учим сегодня, будут определять конкурентоспособность страны завтра", - пишет Медведчук.

Он отметил, что исследовательский институт одной из крупнейших консалтинговых компаний мира McKinsey&Co опубликовал исследование по поводу технологий и достижений, которые изменят жизнь, бизнес и мировую экономику к 2025 г. Для системы образования будущее несет не только новые вызовы, но и новые возможности. Растет число "умных" профессий, а одновременно с развитием Интернета появляются ранее невиданные возможности для самообучения и дистанционного получения самого лучшего образования в любой точке земного шара. Под любой точкой, как вы понимаете, в данном случае я подразумеваю Украину. В будущем, отмечает McKinsey&Co, высокопрофессиональным специалистам придется научиться пользоваться возможностями искусственного интеллекта, а самым неквалифицированным - смириться с тем, что оплата их труда будет ниже себестоимости соответствующих систем.

"Уже не первый год в начале лета украинские школьники отправляются сдавать европейское нововведение - ЗНО (зовнішнє незалежне оцінювання). Всегда после сдачи теста оживают его противники - критикуют качество вопросов, сетуют, что вузы не могут проводить отбор по собственным профильным критериям, и ставят вопрос о целесообразности ЗНО. А сторонники тестирования в ответ грозно размахивают статистикой по снижению коррупции в образовательной сфере", - отметил Медведчук.

По его словам, и те, и другие, в принципе, правы: "Да, тестирование и машинный способ обработки данных, казалось бы, повышают объективность оценки знаний. С другой стороны, ученика не столько готовят к самостоятельному мышлению, сколько натаскивают на определенный тип тестовых заданий - что вряд ли способствует развитию интеллекта. Эти объективные противоречия и являются живительной средой для дискуссии, которая, к сожалению, лишь отвлекает нас от действительно серьезных проблем в отечественной системе образования".

"Обойдемся без пафосных слов о деградации народа. Давайте исходить из того, что образовательная политика должна быть ориентирована, в первую очередь, на интересы экономики. Школа, профтехучилище, вуз - все это звенья одной цепи, которая поставляет стране квалифицированных работников. Экономика создает рабочие места там, где это экономически целесообразно. Система подстраивается под страну и готовит соответствующих специалистов. Поэтому техническое задание на образование должно проходить по следующей эстафете: реальная экономика формулирует свои запросы вузам и профтехучилищам, а те, в свою очередь, ставят ориентиры перед средней школой по поводу подготовки абитуриентов. У нас же эта цепочка обрывается, не успев даже начаться", - добавил Медведчук.