ua en ru

И.Винский: “Пенсионная реформа должна базироваться на принципах справедливости, солидарности и свободы”

Автор: RBC.UA
Для проведения эффективной пенсионной реформы следует не повышать пенсионный возраст, а выводить зарплату из тени и привлекать сбережения граждан в государственные прибыльные программы. Об этом в интервью РБК-Украина рассказал лидер партии «Народная власть» Иосиф Винский.

РБК-Украина: Председатель Пенсионного фонда (ПФ) Украины Борис Зайчук на днях показал пенсию размером менее 1 тыс. грн у нас получает 8,5 млн граждан - более половины общего числа нетрудоспособных. Это доказывает, что без неотложной пенсионной реформы будущего у страны нет. Об этом говорит и правительство. Но в то же время, его представители рассказывают, что Украина - чемпион Европы по перераспределения ВВП через ПФ, поэтому нечего и мечтать об увеличении этого заоблачного показателя.
Иосиф Винский: Этот тезис опровергается, как только мы обратимся к элементарным арифметическим действиям. В Европе уровень тенизации экономики колеблется в пределах 5-10%, у нас эксперты настаивают минимум на 50%.
И даже если взять ее минимальный уровень в 30%, то реальная стоимость ВВП в 2010 г. превысила 1 трлн 428 млрд грн. Годовые же расходы ПФ - 180 млрд, что составляет 12,6% к реальному ВВП. То есть, у нас с Европой в этом отношении паритет. Если, конечно, не сравнивать фактические расходы фонда по фиктивным значением ВВП. Обидно, что власть пошла к манипуляции цифрами.
РБК-Украина: Имеем очередную побасенку?
И.В.: К величайшему сожалению. Но именно отсюда должно брать начало «домашнее задание» правительства на ближайшее время. Потому что осуществления системных мер, направленных на вывода украинской экономики из тени добавляет в доходную базу ПФ минимум 60 млрд грн. Но тут власти нужно поработать, реально показать, что она сильная. Безусловно, это труднее чем поднять пенсионный возраст или пенсионный стаж.
РБК-Украина: Но тогда есть бессмысленны рассказы о клиническом дефицит ПФ, по итогам прошлого года застыл в районе 26,6 млрд грн, ведь ликвидированная тень доходной базы большая указанного пенсионного разрыва крайней мере в два раза.
И.В.: И это реально. Однако, есть еще один более важный компонент, о котором сегодня вообще никто говорить не хочет. Это проблема справедливого перераспределения ВВП.
Берем данные Госкомстата за 2009 г. ВВП распределился следующим образом: оплата труда наемных работников - 51%, налоги - 13%, валовая прибыль, смешанный доход - 36%. За десять последних лет эти пропорции менялись незначительно (1-2%). Для сравнения, в 1991 г. доля зарплаты в ВВП Украины составляла 59%, а доля зарплаты в ВВП США сегодня - около 75%.
Простая арифметика: если мы обеспечим в Украине справедливое распределение (читай - рост зарплаты) хотя бы до пропорции США, то доходы ПФ автоматически возрастут в 1,5 раза. Но понятно, что власть должна при этом ограничить олигархов, которые имеют сверхприбыль, потому что 36% валовой прибыли в структуре ВВП нет ни в одной стране Евросоюза.
И тогда странными и ненужными станут требования о повышении планки пенсионного возраста, манипуляции относительно трудового стажа и другие несущественные камешки преткновения идеологов бессмысленно реформы. Потому как факты - вещь упрямая, и я просто не советовалбы высоким чиновникам начинать обоснование своих тайных желаний с обмана людей, для собственной же пользы. Манипуляции с цифрами лучше оставить мошенникам.
Глубоко убежден: пенсионная реформа должна базироваться на принципах справедливости, солидарности и свободы. Причем, все компоненты пенсионной триады в перспективе должны иметь одинаковый вес и реализацию.
Поэтому первое условие справедливого разрешения этого дела - начинать надо с правды и справедливого распределения. И справедливо спросить общество: а есть ли в Украине в действительности солидарная пенсионная система, о которой, как о действующей данности, постоянно говорим мы?
РБК-Украина: Тогда надо остановиться на фундаментальном основании последующих выводов и рассуждений - выяснении того, а сколько же граждан нашей страны наполняют ПФ? В прошлом году в списках избирателей Президента значилось 37 млн человек. Вычитаем 13,7 млн учтенных пенсионеров (хотя около 2 млн из них продолжают работать). Получается 25 млн трудоспособных. Изымаем безработных, студентов, домохозяек и т.д. - остается не менее 2 млн. А в ПФ платят чуть более 14 млн. Где 6 млн солидарных плательщиков? Как сделать, чтобы теневые прибыли т. н. «подснежников» не обходили ПФ?
И.В.: А кому невдомек, что наведение порядка со скрытыми заработками этих граждан есть прямая и определяющая функция социально ориентированного государства? И представим себе, что было бы в случае, если бы эта работа правительством уже была налажена. Я утверждаю: Украина бы активы своего ПФ как минимум удвоила! Мы же только что выяснили: треть этих совсем не гипотетических средств прячется в тени реального ВВП, треть должна быть изъята из доходов злостных физических неплательщиков, остальное находится в конвертах с зарплатой «серых» компаний, ведущих двойную бухгалтерию, экономя свои расходы .
Убежден: закон, ломающий устоявшиеся параметры пенсионного обеспечения, в таком виде, как он сейчас предлагается правительством, не нужен напрочь. В нем нет ни правды, ни смысла. Стране, вместо того, нужна действительно реальная, европейская пенсионная реформа, правительство должно заставить теневиков всех мастей честно и в полном объеме связать свои доходы с обязанностями перед ПФ, а законодателю крайне и быстрее нужно освободить пенсионную систему от несвойственных ей нагрузок.
Существуют государственные выплаты за определенные заслуги, социальная помощь по инвалидности, всевозможные доплаты к пенсии, но при чем здесь солидарная пенсионная система? Она потому и называется солидарной, что не учитывает статус лица, его особое место в общественной структуре.
Солидарная система тем более не должна поддерживать космический разрыв в выплатах пенсионера-врача и пенсионера-нардепа. Хочет государство платить по особому счету военным, пусть, подобно России, платит им прямо из бюджета, не разрушая основ солидарности. Как не должно действовать в стране и 27 законов, регулирующих специальные пенсии. Да и уровень минимальной и максимальной пенсий не должно быть разным в 50 раз, максимум в четыре!
Поэтому когда власть жалуется: в стране нет средств, надо понимать - она еще ничего не сделала для того, чтобы они в ПФ появились. И что поражает больше всего: меры, которые могут изменить ситуацию коренным у власти буквально под руками. Чтобы их осуществить, чрезвычайное положение в стране вводить не надо, достаточно волевой системной работы по специальности. И я ни за что не поверю, что нужных специалистов в Украине хватает.
За 2008 г. я, находясь на посту министра транспорта и связи, обеспечил рост отчислений по подчиненным предприятиям в ПФ в 1,35 раза. И это без изменения закона. Просто потому что, как социалист, этого хотел.
Я вижу другое: идеология, на которой основывается правительственный закон о правовом обеспечении реформирования пенсионной системы ошибочен в своем главном посыле. Заботе о людях там места нет. Я вижу здесь чисто технократический подход к реформе пенсионной системы.
Чтобы реформа была для людей, следует решить следующие вопросы: увеличить уровень средней зарплаты, увеличить занятость населения, радикально изменить пропорции распределения национального богатства.
РБК-Украина: Каким должен быть ближайший порядок действий?
И.В.: Если правительство хочет добра и справедливости, от предложенного варианта пенсионной реформы следует отказаться. Ничего кроме социального напряжения он не даст. Мы должны сделать три вещи.
Первая: обеспечить рост доходов солидарной системы через жесткие меры вывода экономики и зарплат из тени и обеспечение формирования новых рабочих мест.
Вторая: принять политическое решение, направленное на восстановление баланса потребления и обеспечения европейских подходов к структуре распределения ВВП, а именно - рост средней зарплаты.
Третья: развертывание реальной по европейским подходами пенсионной реформы, рассчитанной на два десятка лет. И за основу я бы взял немецкую трехуровневую пенсионную систему. Причем, должен быть понятен и поддержан населением график такого реформирования.
РБК-Украина: Хорошо. Если с солидарным уровнем более-менее понятно, то как сподвигнуть население доверить свои кровные накопительной системе?
И.В.: Ресурсов поощрения здесь множество. Назову хоть бы один, потому уверен в его действенности и защищенности на все сто.
Что вызывает доверие людей? Непоколебимые гарантии. «Народная власть» предлагает: каждый годовой взнос в накопительную систему государство со своей стороны увеличивает на 10%. Что достигается? Население держит на депозитах миллиарды гривен. Деньги государственных накопительных фондов защищены лучше депозитов везде и всегда. А при условии автоматических доплат на 10% люди свой выбор сделают быстро и однозначно.
Куда инвестировать средства государственного накопительного фонда, чтобы они работали? Сошлюсь на собственный опыт работы министром транспорта и связи Украины. Возьмем две мощные структуры - «Укрзализныцю» и «Укравтодор». Первой сейчас надо быстро запускать скоростное движение, второму - строить автобаны, другие качественные дороги. Они хоть сегодня охотно примут от накопительной системы миллиардов по 20-30, и через несколько лет у нас появятся и суперсовременные сверхбыстрые магистрали и автострады европейского образца. А потом, через 10-15 лет, с процентами вернут взятые кредиты в накопительные фонды - они же имеют гарантированные доходы ежедневно. Польза обоюдная!
Люди достают из чулок свои сбережения и, наращивая их сумму, обеспечивают себе достойные пенсионные выплаты в дополнение к пенсиям солидарной системы. А государство, что требует значительных и немедленных инвестиционных программ, освобождается от ига иностранных заимствований.
К тому же, бюджетные средства на те же дороги и железнодорожные пути у нас наверняка распилят, а фонд, или уполномоченный банк через наблюдательный совет украсть не даст. Результат: граждане - с гарантированными возросшими пенсионными выплатами, страна - с современной инфраструктурой и транспортом.
РБК-Украина: А почему государство согласится доплачивать свои 10%?
И.В.: Потому что ему это выгодно. Ведь в чисто экономическом смысле человек за одну казенную гривню дает в пользование государству 10 грн - на срок до 20, а то и более лет. Марксизм!
И последнее. Надо понять: как только мы начнем решительно осуществлять меры детенизации и лишения ПФ несвойственных ему функций, положение пенсионеров или тех, кто уходит на пенсию сейчас, изменится. Ибо способность ПФ вырастет на глазах.
А в законе о пенсионной реформе нужно обязательно зафиксировать и, конечно, неуклонно выдерживать график повышения минимальной пенсии по годам. Сейчас она у нас меньше 100 долл., а в Польше - 450. Вот мы четко и расписываем график ее подъема хотя бы до этого уровня. Ясно, прозрачно, легко контролируемо. Ведь если государство закладывает в закон динамику увеличения трудового стажа - ее святая обязанность ответить гарантией пенсионного роста. Другое - немыслимо.

Беседовал Василий Круглов