ua en ru

Александр Попов: "Мы ведем переговоры о создании консорциума под строительство метро"

Автор: RBC.UA
В первой части интервью РБК-Украина глава Киевской горгосадминистрации (КГГА) Александр Попов сообщил о том, что он будет баллотироваться на выборах столичного мэра, а также затронул некоторые аспекты Генплана Киева и Стратегии развития. Во второй части интервью глава КГГА рассказал о перспективе выноса за пределы города промышленных предприятий, строительстве метрополитена и перспективе повышения коммунальных тарифов в столице.

РБК-Украина: Стратегия развития Киева предусматривает также вынос на окраину столицы промпредприятий. Территория для их выноса уже намечена?

Александр Попов: Большая часть предприятий, расположенных в Киеве, находится в частной собственности. И только около 7% предприятий - государственные, которые арендуют землю у городской общины.

Идет сбор информации и изучение путей комплексного решения этого вопроса. Один из механизмов - привлечение частных инвестиций, которые и позволят вынести предприятия за территорию города.

РБК-Украина: Экологи бьют тревогу, что в Киеве большое количество объектов, которые опасны для жизни и здоровья. Планируется ли в ближайшее время или, может, в более отдаленной перспективе финансирование безопасности этих объектов и вынесение их за пределы Киева?

Александр Попов: Вопросами экологии я начал заниматься с момента прихода в КГГА. В прошлом году были приняты решения о совместной работе с МинЧС и Минэкологии по устранению обострившихся проблем.

Бериллиевые отходы должны быть вывезены за пределы Киева в первом полугодии. Должны быть вывезены другие материалы, имеющие радиационную составляющую.

Сейчас на базе ЧАЭС строится хранилище для ядерных отходов. По завершении его строительства все радиоактивные вещества будут вывезены туда.

Что касается ртути завода «Радикал», мы договорились о совместных действиях с МинЧС и Минэкологии. Ртуть возьмут на переработку украинские предприятия. Стоимость проекта - около 150 млн грн. Мы начнем работать над его реализацией в этом году. Думаю, на решение проблемы нам понадобится полтора года.

РБК-Украина: Сюда же относится и загрязненность воздуха, которая в Киеве одна из худших, согласно некоторым индексам. Как будет решаться этот вопрос в рамках Стратегии и на локальных объектах?

Александр Попов: Можете показать эти статистические данные? Когда мы проводили сравнительный анализ ситуации, Киев был отнюдь не на последнем месте.

В любом случае, наибольшим загрязнителем воздуха являются не предприятия, а транспорт. И вот снизить его негативное влияние на окружающую среду - это действительно важная задача для городской власти.

Мы в этом году серьезно обновим парк общественного транспорта. В первом полугодии получим 400 единиц новой техники - троллейбусы, автобусы, около 30 трамвайных вагонов.

РБК-Украина: Украинского производства?

Александр Попов: 20 из 30 трамвайных вагонов собраны на киевских предприятиях. Конечно, такое серьезное обновление транспортного парка улучшит экологическую ситуацию. Во-первых, потому, что новая техника соответствует стандарту Евро-4 и европейским экологическим нормам.

Во-вторых, благодаря увеличению количества автобусов и троллейбусов на маршрутах с наиболее загазованных магистралей, будут убраны некачественные таксомоторы.

И в-третьих, мы рассчитываем, что повышение комфортабельности общественного транспорта и сравнительно невысокая плата за проезд в нем приведет к уменьшению потребности в услугах частников.

Одновременно работаем над вопросом, как мотивировать автовладельцев к пользованию общественным транспортом. Рассчитываем навести порядок за 2-3 года.

В том числе, планируем, что и такси в городе должны соответствовать экологическим стандартам. Изучаем возможность сотрудничества с предприятиями, у которых есть технологии оснащения автомобилей электродвигателями.

РБК-Украина: Планируется ли в ближайшее время капремонт Шулявского путепровода или дело ограничится только ликвидацией действующего под ним рынка? Выплачивается ли финансовая компенсация работникам торговли, которые таким образом потеряли свой заработок?

Александр Попов: Капремонт Шулявского моста крайне необходим для улучшения дорожно-транспортной ситуации в городе. Мост находится в аварийном состоянии, и его реконструкция предусмотрена нашими стратегическими планами.

Но масштабную работу начнем, когда разберем сталелитейный цех завода «Большевик», поскольку одновременно с ремонтом предусматривается и расширение моста. Реконструкция начнется, как только будет решен вопрос финансирования сноса здания.

А предпринимателям, работавшим на секонд-хенде под мостом, предложены места на других рынках Киева. Так что оснований для компенсаций, тем более из горбюджета, я не вижу.

РБК-Украина: Есть ли предварительная оценка стоимости реконструкции Шулявского, Святошинского моста и моста на «Нивках»?

Александр Попов: Согласно расчетам «Киевдормостпроекта», который занимался проектом реконструкции, реконструкция Шулявского путепровода по нынешним ценам составит около 400-450 млн грн, включая снос цеха.

Реконструкция других мостов пока не планируется, речь идет об упорядочении территории вокруг упомянутых мостов, в том числе о строительстве многоэтажных паркингов и современных торговых комплексов на месте стихийных рынков. Делать это будем за счет частных инвесторов.

РБК-Украина: Когда в Киеве наконец-то прекратится практика «ямочного ремонта» дорожного полотна? Все знают, что такой ремонт - это черная дыра для бюджета и постоянный источник злоупотребления.

Александр Попов: Текущий ремонт асфальтового покрытия предусмотрен нормативными документами и проводится по мере необходимости в промежутках между капитальными реконструкциями дорожного полотна. Полная замена асфальтового покрытия совершается только во время плановых реконструкция улиц, дорог и тротуаров.

Что касается вопроса качества асфальта, то мы уже перешли в Киеве на современную технологию замены дорожного полотна. Новый асфальт гораздо прочнее и долговечнее того, который клался даже пять лет назад.

РБК-Украина: Премьер-министр Николай Азаров говорил, что в Киеве в ближайшее время может быть реализован проект по замене осветительных приборов над крупными магистралями. В КГГА уже поступили распоряжения, связанные с этой инициативой? Какова стоимость такого проекта и за чей счет он будет финансироваться?

Александр Попов: Светодиодные приборы Киев использует давно, столица одной из первых перешла на такую систему освещения. В начале года мы получили 1300 светильников нового поколения, которые выпущены на одном из киевских предприятий. Если пройдут испытания - расширим поле их применения.

А в прошлом году мы заменили внешнее освещение в 600 дворах. Деньги на это, после наших настойчивых обращений, выделил Кабмин, согласно программе ремонта жилого фонда Киева.

РБК-Украина: Раньше шла речь о строительстве перехватывающих паркингов на окраинах, а также подземных парковок, в частности под Почтовой площадью. Сейчас эти проекты развиваются?

Александр Попов: Определены 74 участка, где можно построить паркинги, включая перехватывающие. Думаю, при нормальной стабильной экономике эти проекты ожидает определенный инвестиционный бум.

Мировая практика показывает, что парковочный бизнес весьма привлекателен. Поэтому в наших инвестиционных предложениях мы такие проекты выделили в особую категорию и предлагаем поучаствовать в них потенциальным инвесторам.

Также изучаем со внутренними и внешними инвесторами вопросы совместного развития киевских дорог, в том числе подземных. Например, планируем построить несколько тоннелей на условиях государственно-частного партнерства. Экономически эти проекты сейчас еще просчитываются, но, с нашей точки зрения, они очень перспективны.

Еще одно крупное инвестпредложение - строительство метро на Троещину. Конечно, мы хотели бы получить госинвестиции и забыть об этой проблеме, но бюджетные средства весьма ограничены.

Две станции метро нам обойдутся в 1,5 млрд грн, а мы хотим строить не по две станции в год, а по 4-5. Потому нужно искать другие источники финансирования.

Сейчас мы ведем переговоры о создании консорциума с участием иностранных финансовых групп и инвесторов. Ведь метрополитен мы хотим строить не только на Троещину. Это незаменимый вид транспорта для мегаполисов. И в Киеве в течение максимум 10 лет метро должно прийти в каждый спальный район.

РБК-Украина: О каких направлениях идет речь?

Александр Попов: В сторону Борщаговки, аэропорта «Жуляны». Благодаря метро, думаю, популярность аэропорта очень повысится. Ведь он находится недалеко от центра города, только транспортное сообщение с ним пока оставляет желать лучшего.

РБК-Украина: Сколько средств необходимо для этого?

Александр Попов: На реализацию всех наших транспортных проектов - десятки миллиардов долларов. Только метро на Троещину обойдется в 1,5 млрд долл.

РБК-Украина: Смета уже утверждена?

Александр Попов: Нет. У нас есть ТЭО. Кстати, один из вариантов ведения строительства - в партнерстве с японской компанией. Нам важно выбрать и применить современные технологии, которые минимизируют неудобства и ускорят процесс строительства. Вероятно, часть метрополитена на Троещину пройдет над землей.

РБК-Украина: Вы сказали о консорциуме. Речь о консорциуме по постоянному финансированию больших инфраструктурных объектов или под конкретный проект?

Александр Попов: Я имел в виду конкретный проект строительства метро. Кстати, благодаря участию в нем частного инвестора, который считает каждую копейку, ищет наиболее рациональные технологии, проект может быть удешевлен.

Но главная суть идеи - аккумулировать ресурс в короткий период времени. Например, по нормативам мы должны потратить на строительство метро на Троещину 5-7 лет. Но мы планируем уложиться в 3-4 года. Это реально, но нужна аккумуляция ресурсов.

РБК-Украина: Министр регионального развития Анатолий Близнюк говорил, что в госбюджете не предусмотрены средства на реконструкцию Бортнической станции аэрации. То есть, это будет делаться за счет Киева. Сколько средств понадобится и где их брать? Может быть, рассматривается вариант привлечения средств от людей, живущих ниже по Днепру?

Александр Попов: Это утопический вариант, и он не рассматривается.

Водоканал, выйдя на нормальное экономическое положение, должен сам в себя инвестировать и иметь возможность выходить на рынок заимствования. В Украине есть практика сотрудничества со Всемирным банком, который дает кредиты под проекты развития на 20-30 лет под 3,5-4% годовых.

На текущем этапе «Киевводоканал», конечно, еще нуждается в помощи города. И мы планируем выделить ему 150-200 млн грн из местного и госбюджета.

Проект развития «Киевводоканала» и Бортнических очистительных сооружений разрабатывался разными юридическими лицами, но мы две недели назад решили отдать статус заказчика «Водоканалу».

Сейчас проходит экспертиза проекта. А на окончательную доработку документации понадобится 8-12 месяцев. В текущем году мы только устраним аварийную ситуацию.

Также есть проект накрытия территорий, дающих испарения и влияющих на окружающую среду. В этом году эта технология начнет реализовываться.

Еще один важный проект по водоканалу - станция хлорирования воды на Троещине. Надо уходить от традиционных взрывоопасных технологий, заменяя их современными. Эта тема тоже в поле зрения на текущий год.

РБК-Украина: Президент в свое время говорил о необходимости выравнивания коммунальных тарифов. В Киеве тарифы - одни из самых низких. То есть, тарифы в Киеве будут расти?

Александр Попов: Есть разные тарифы. Обслуживание жилого фонда регулируется городом по закону - и мы не намерены в ближайшее время обсуждать тему повышения.

Даже наоборот. Мы сделали скидки в 7-10% для тех, кто своевременно расплачивается. И имеем более чем 100%-ную оплату за 2011 г., потому что частично погашены старые долги в расчете на получение скидок.

А тарифы на воду и тепло регулируются Национальной комиссией. Насколько я знаю, она также не планирует повышения тарифов. Будем надеяться, что стабильная и приемлемая для нашего государства ценовая политика по природному газу позволит получить снижение стоимости в этом году и закрыть данную тему на долгий период времени. Например, в структуре тепловой энергии газ занимает сегодня 80% себестоимости.

РБК-Украина: В текущем году, возможно, из-за выборов повышения тарифов и не будет. Но такая угроза, причем резкого роста тарифов, может возникнуть в 2013 г.

Александр Попов: В прошлом году выборов не было - и все равно власть вела политику сдерживания тарифов. В любом случае, в тарифообразовании важна не политическая составляющая, а понимание того, что за услуги надо платить столько, сколько они стоят.

Но доходы населения не позволяют поднять тарифы. Такое повышение, если его навяжут, даст конфликт, но не решение вопроса. Уверен, нам следует и далее сдерживать рост тарифов, инвестируя в энергосбережение и, тем самым, формируя технико-экономические факторы сдерживания роста цен на коммунальные и иные услуги.

Беседовали Антон Подлуцкий и Анна Писаренко