ua en ru

А.Кучеренко: "Именно тарифная политика является квинтэссенцией реформы ЖКХ"

Автор: RBC.UA
Жилкомхоз, когда наступают непростые времена, все вспоминают, как одну из наиболее стабильных, с точик зрения инвестирования, отрасль. Сможет ли нынешний кризис придать реформированию украинского ЖКХ достаточный импульс, рассказал в интервью РБК-Украина глава профильного министерства Алексей Кучеренко

РБК-Украина: Алексей Юрьевич, сколько в проекте госбюджета-2010 предусмотрено средств на реформирование отрасли?

А.К.: В проекте госбюджета-2010, внесенном в Верховную Раду, предусмотрено достаточно средств для реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Другое дело, что источники поступлений диверсифицированы. В ходе доработки бюджета я попытаюсь изменить структуру расходов инвестиционного направления и предусмотреть больше средств именно по программе реформирования ЖКХ, где распорядителем является наше министерство.

В проекте госбюджета предусмотрено 500 млн грн.на реализацию общегосударственной программы реформирования и развития ЖКХ. Дополнительные средства можно получить по другим статьям бюджета, в частности, 1 млрд грн. выделен на социально-экономическое развитие городов, сел и поселков, в том числе - на выполнение общенациональной программы «Питьевая вода Украины», которая не финансировалась последние два года. Могу сказать по опыту прошлого года, что практически две трети этой субвенции идет именно на жилкомхоз в форме грантов - безвозвратной государственной помощи.

Также 500 млн грн. выделено на реализацию инвестиционных и инновационных проектов по энергосбережению, значительная часть которых касается именно ЖКХ. Важным источником финансирования может стать и реализация региональных и отраслевых программ и проектов инновационного развития. Но это преимущественно возвратные инвестиции: создан фонд по энергосбережению, из которого на возвратной основе будут финансироваться такие проекты. Также предусмотрено 1,5 млрд грн. так называемых «зеленых инвестиций», которые, я убежден, в значительной мере - не менее половины или и две трети - должны быть использованы в сферах водо-, теплоснабжения и водоотвода.

Концентрации средств по программе реформирования ЖКХ не удалось достичь, поскольку ВР, поддержав саму программу, не приняла ряд нормативно-правовых актов, одобрение которых предусматривает эта программа. До сих пор не вынесены на рассмотрение в сессионный зал проекты законов «Об энергетической эффективности зданий», «О внесении изменений в закон «О жилищно-коммунальных услугах», «Об особенностях передачи в аренду и концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности» и др., которые сделали бы систему контроля более жесткой. До сих пор не создан национальный регулятор на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Но в целом, бюджет в том виде, в котором он есть, достаточно оптимистичный для ЖКХ. Другое дело, что использование средств по предусмотренным в нем схемам требует срочного изменения менталитета наших уважаемых городских голов, депутатов горсоветов, руководителей предприятий отрасли. Им нужно понять, что эпоха безвозвратного «мощения» бюджетных денег закончилась раз и навсегда. Больше ее никогда не будет. Будет софинансирование под очень жестким контролем тех, кто инвестирует. Безусловно, основным инвестором всегда будет выступать население, ведь оно платит за услуги. Поэтому необходимо ввести жесткий контроль со стороны общества за процессом тарифообразования, особенно - в сфере естественных монополий. С другой стороны, и государство должно контролировать деятельность компаний отрасли. Неплохо было бы ввести механизм перекрестного многоступенчатого контроля, чтобы средства в конце концов шли на решение проблем.

РБК-Украина: Какие мероприятия запланированы в 2010г.?
А.К.: Те же, что и в предыдущие годы. Безусловно, необходимо реализовывать проекты по улучшению качества питьевой воды, по энергосбережению. То есть, приоритеты те же, но мы несколько по-другому будем подходить к механизмам финансирования и ответственности.
РБК-Украина: Какие еще есть источники финансирования для реформирования ЖКХ?
А.К.: Существует множество источников. Другое дело, что нужно научиться привлекать средства. В Украине и в мире сейчас усиливается интерес международных финансовых организаций к инвестированию в инфраструктурные проекты, в частности, в сфере тепло- и водоснабжения, мусоросжигания, управления жилищным фондом. Это обусловлено тем, что в условиях кризиса могут обвалиться любые рынки: металлургический, химический, строительный, а сфера жилкомхоза наиболее стабильна, поскольку люди, несмотря на кризис, как платили за услуги, так и будут платить.
В этой области нет сверхприбылей, ведь муниципальные компании должны направлять полученные от населения средства на обеспечение достаточного уровня предоставления услуг.

Я убежден, что уровень расчетов за жилищно-коммунальные услуги всегда будет на уровне 98-99%, что является благоприятным условием для привлечения иностранных инвестиций. Тем более, что уже есть положительный опыт сотрудничества со Всемирным банком в проекте модернизации систем водоснабжения и водоотвода, в котором задействованы около 25 городов. Планируется реализация таких же проектов с Европейским банком реконструкции и развития в сфере теплоснабжения. Отрасль ЖКХ имеет огромный внутренний потенциал для уменьшения непроизводительных затрат. Именно это делает ее инвестиционно привлекательной.
РБК-Украина: Каким будет конечный результат реформы?
А.К.: Процесс реформирования бесконечен. По моему мнению, результатом реформирования должно стать повышение качества услуг, доведение их до того уровня, который требуют потребители. Безусловно, за качественную услугу необходимо соответственно и платить. Например, в Японии жилищно-коммунальные услуги очень дорогие, но и их качество безупречно. В Японии из крана течет самая чистая в мире вода, а продолжительность жизни - 85 лет у мужчин и 89 лет - у женщин. Люди знают, за что они платят.
В Украине ситуация совершенно иная - здесь низкий уровень доходов населения. Тариф должен быть экономически обоснованным, а государство - адресно помогать тем, кто в этом нуждается. Низкие тарифы не должны дотировать все население - экономика Украины, экономика коммунальных предприятий этого не выдержит. По моему убеждению, именно тарифная политика является квинтэссенцией реформы, поэтому еще одним результатом реформирования должно стать достижение определенного баланса между потребителями и предприятиями, которые предоставляют услуги. Если мы хотим более высокого качества услуг, то необходимо понимать, что это будет стоить денег. И очень важна поддержка малообеспеченных категорий населения через субсидии.

РБК-Украина: Премьер-министр Юлия Тимошенко говорила о необходимости перевода предприятий теплокоммунэнерго на уголь и другие источники энергии. Насколько это реально?
А.К.: Считаю, что на основе научных прагматических расчетов и учитывая экологические ограничения необходимо определить, в каких регионах и какие источники энергии лучше использовать. Основное направление модернизации коммунальной теплоэнергетики - это диверсификация. Сейчас газ составляет около 80% в балансе теплоснабжения, его надо минимизировать настолько, на колько это возможно и заменить электроэнергией, биомассой, альтернативными видами топлива. В каждом регионе должна быть своя специфика. Надеюсь, что после политических баталий будут приняты важные решения, наработанные нашим министерством в сотрудничестве с другими органами власти. У нас есть полная поддержка со стороны ВБ, ЕБРР, Национальной академии наук и Ассоциации городов Украины.
РБК-Украина: В начале 2009г. Вы говорили о необходимости повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Киеве, но когда правительство отменило распоряжение столичного городского головы Леонида Черновецкого о повышении тарифов летом этого года, Ваша позиция изменилась. С чем это связано?
А.К.: Никогда моя позиция не менялась относительно тарифов в Киеве. Я никогда не говорил, что нужно уменьшать тарифы в столице. Да, их надо доводить до экономически обоснованного уровня, то есть - повышать. Но это надо делать юридически и социально безупречно, и обязательно постепенно. То, что киевская власть за три года не смогла сделать тарифы экономически обоснованными, свидетельствует о ее беспомощности. Модель «Богатые платят за бедных» не сработала и завела процесс тарифообразования в тупик. Решение о повышении в два раза тарифов летом 2009г. было ошибочным, Кабмин на него отреагировал, приняв соответствующее постановление.

РБК-Украина: Как Вы оцениваете снижения тарифов в Киеве с 1 октября и подписание меморандума между Киевской горгосадминистрацией, НАК «Нафтогаз Украины» и АЭК «Киевэнерго»?
А.К.: Найдено компромисс в сверхсложной ситуации, но необходимо помнить, что за этот компромисс рано или поздно будет рассчитываться бюджет Киева, то есть - киевляне. Все равно долги за газ никто никому не простит. Необходимо будет весной очень детально проанализировать экономические последствия для Киева такой политики столичных властей. Кстати, похожая ситуация наблюдается и в Крыму, особенно - в Севастополе. Там тарифы на тепло составляют 25% от себестоимости, а на водоснабжение - 48%.
Киевский скандал показал, что действующая система тарифообразования ведет в никуда, ее необходимо срочно менять. Я об этом говорил еще в 2005г., в 2006г. вышло два указа Президента «О концепции ценообразования» и «О концепции регулирования монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Их просто нужно выполнять. Все необходимые законы подготовлены, остается их принятия ВР. Примерно месяц назад премьер-министр Юлия Тимошенко четко заявила, что национальный регулятор на рынке жилищно-коммунальных услуг будет создан обязательно.
Проблемой являются также тарифы на содержание домов. Этот рынок потенциально конкурентный, но искусственно монополизирован коммунальными ЖЭКами. Мы пытаемся эту монополию разрушить постановлением Кабмина №529 об обязательном проведении общественных слушаний. Согласно постановлению, представители ЖЭКа обязаны на общественных слушаниях предоставить людям разъяснения по каждому пункту - что входит, а что нет в тариф, который они планируют изменить. Общественные слушания - первый шаг на пути к созданию объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). И поэтому мне так странно слышать, когда некоторые городские головы вместо того, чтобы выполнять это постановление правительства, начинают дискутировать на тему «Как проводить слушания». Есть закон - его нужно выполнять. Надеюсь, что найду возможность вместе с прокуратурой заставить местные власти выполнять законы.

РБК-Украина: Когда будет создан такой регулятор тарифов?
А.К.: Министерством разработан законопроект «О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины" и направлен на согласование органам исполнительной власти Украины. На сегодня он находится в Министерстве юстиции Украины в ожидании экспертного заключения.
РБК-Украина: Довольны ли Вы, как министр, работой Государственной жилищно-коммунальной инспекции?
А.К.: Не очень. Беру на себя ответственность за кадровую ошибку с предыдущим руководством, сейчас ее исправляю. Проблема в том, что значительная часть территориальных инспекций решила, что комфортнее заниматься подхалимством к местной власти, чем контролем за ней. Но цель инспекции заключается именно в контроле за местным руководством. Первые увольнения уже состоялись. Надеюсь, что необходимости в последующих не возникнет.
Инспекции нужны полномочия и я не понимаю депутатов и некоторых коллег по правительству, которые выступают против этого. Как инспекция может эффективно работать без необходимых для этого полномочий? Мы подготовили соответствующие законы, но они негативно воспринимаются ВР. Очень обидно, что не был поддержан в сессионном зале одобренный профильным комитетом законопроект, который на время пребывания предприятий тепло-водоснабжения и водоотведения в беде (например, зимой или во время засухи) предусматривает введение государственного управляющего. Я прогнозирую, что уже в этом году в нескольких населенных пунктах местное руководство просто не сможет выполнить свои функции и обеспечить людей водой и теплом. И в этой ситуации мне, как министру, отводится роль наблюдателя, советчика!
Когда такие первые ситуации случатся, ответственность ляжет на тех депутатов, которые не проголосовали за необходимые законопроекты - от Партии регионов, Блока Литвина, КПУ. А такие ситуации скоро произойдут. Поэтому я обязательно попытаюсь еще раз внести на рассмотрение ВР пакетом комплекс антикризисных законопроектов.

РБК-Украина: Как отрасль подготовилась к зиме?
А.К.: Подготовка к зиме 2009г. принципиально ничем не отличалась от аналогичной подготовки прошлых лет. Проблемы с началом отопительного сезона нет. Вместо этого, есть системная проблема нерасчетов регионов за потребленный природный газ. К сожалению, Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская области, Одеса и Ужгород из года в год - аутсайдеры по этому вопросу. Проблемы есть также у Никополя, Желтых Вод.

В Ужгороде с согласия местной власти 60% населения перешли на индивидуальные системы отопления, именно поэтому для остальных 40% - тариф самый высокий в государстве. Этим же путем идет мэр Тернополя.
Правительство сделало все от него зависящее для устойчивого прохождения и своевременного начала отопительного сезона. В частности, 21 октября правительство приняло решение по обеспечению выделения лимитов на природный газ для всех предприятий теплоэнергетики, что позволило вовремя дать тепло во все населенные пункты Украины. На ноябрь НАК «Нафтогаз Украины», ДК «Газ Украины» выделили лимиты газа всем, с кем были заключены соглашения.

Правительство в этом году сделало беспрецедентные меры по подготовке к зиме. Во-первых, полностью компенсировало для регионов разницу в тарифах на производство и снабжение тепловой энергии. Во-вторых, структурировало другие долги, в частности, пени и штрафы, которые накапливались в течение многих лет.

Основной же задачей на сегодня является обеспечение текущих платежей для расчета за природный газ с Россией.

Беседовала Ирина Мартынюк