ua en ru

Николай Горобинский: После Революции достоинства на таможне был период "махновщины", сейчас такого нет

Николай Горобинский: После Революции достоинства на таможне был период "махновщины", сейчас такого нет Н. Горобинский
Автор: RBC.UA
Из-за военных действий на Донбассе и падения курса гривны происходит падение экспортно-импортных операций. Начальник Львовской таможни Николай Горобинский рассказал РБК-Украина об объемах падения товарооборота на его таможне, контрабанду и люстрацию.

Из-за военных действий на Донбассе и падения курса гривны происходит падение экспортно-импортных операций. Начальник Львовской таможни Николай Горобинский рассказал РБК-Украина об объемах падения товарооборота на его таможне, контрабанду и люстрацию.

РБК-Украина: Сколько работников таможни были уволены со времени вашего назначения в связи с действием закона о люстрации?

Николай Горобинский: Со Львовской таможни, в соответствии с прямой нормой закона, были уволены двое сотрудников. Всего по штатному расписанию работают 948 сотрудников.

Я считаю, эти два сотрудника не заслуживали увольнения. Знаю их много лет. Они, в соответствии со своей моралью и профессионализмом, не могли выполнять и не выполняли никакой преступной указания или команды, поэтому считаю, что фактически уволили их за то, что занимали соответствующие должности в то время, а не за их действия.

РБК-Украина: Как ситуация на востоке влияет на товарооборот на Львовской таможне?

Николай Горобинский: Война на востоке существенно влияет на товарооборот. Внешнеторговые объемы, по сравнению с 2013 годом, уменьшились на 13% и составили почти 3,7 млрд долл. Ведь Донецкая и Луганская области, а также Крым были крупными потребителями импортных товаров. Учитывая аннексию Крыма и боевые действия на востоке Украины, уменьшился спрос и, соответственно, объемы импорта. Кроме того, эти области были транзитными в направлении России, когда еще были дружеские отношения.

Другая проблема - значительный рост курса валют. Обесценивание гривны сказалось на стоимости товаров, объеме импорта. Потому что наши субъекты внешнеэкономической деятельности понесли большие убытки, потому что не успевали купить валюту, чтобы выполнить свои обязательства перед импортерами. Поскольку гривна обесценилась, люди стали беднее и, соответственно, их покупательная способность уменьшилась.

Как позитив, хочу отметить то, что несмотря на напряженную ситуацию в стране, участники внешнеэкономической деятельности Львовщины продолжают работать, о чем свидетельствуют наши перечисления в госбюджет в сумме почти 6,7 млрд грн.

РБК-Украина: Закон о дополнительном сборе на автомобили с объемом двигателя свыше 3 тыс. куб. см каким-то образом коснется должностных обязанностей таможенников?

Николай Горобинский: Хоть таможня, как и налоговая, входит в состав Государственной фискальной службы, этот вопрос относится исключительно к компетенции налоговой администрации. Налоговая сотрудничает с базой ГАИ, где зарегистрированы все автомобили возрастом до 5 лет и с соответствующим объемом двигателя. Раз в год владельцы этих транспортных средств должны уплачивать сбор в государственный бюджет.

Николай Горобинский: После Революции достоинства на таможне был период "махновщины", сейчас такого нет

РБК-Украина: Были такие случаи, когда таможенники не пропускали партии товаров военного и медицинского назначения, которые имеют особый режим ввоза на территорию Украины, например, бронежилеты. Или теперь урегулирован этот вопрос?

Николай Горобинский: Есть товары двойного назначения. Для этого должны быть разрешения и соответствующие контракты. Этот вопрос решен на уровне Верховной Рады и Кабмина, где есть соответствующие постановления, в которых указан перечень предприятий, которые обеспечивают Министерство обороны, МВД, Нацгвардию и другие батальоны, которые выполняют военные обязательства на востоке. Эти организации завозят такой груз.

Медикаменты поступают в соответствии с официальными договоренностями, в частности на уровне МИД. В пунктах пропуска осуществляется их осмотр, как с польской, так и с украинской стороны.

РБК-Украина: в последнее время поступает очень много информации о выявлении контрабанды электроники. С чем это связано?

Николай Горобинский: В любом государстве мира существует контрабанда. Во-первых, является человеческий фактор. Во-вторых - спрос. Человек видит возможность заработка и для него не важно, каким путем это будет происходить.

По поводу iPhone, у нас были удаления как мелких партий, так и крупных - 640 единиц общей стоимостью почти 3 млн грн.

Если сравнить ситуацию, которая была после Революции достоинства, когда был период так называемой "махновщины", анархии, тогда контроль был ослаблен и некоторые сотрудники себе позволяли брать взятки. Но это было до моей каденции.

Сегодня такой контрабанды на Львовской таможне, как раньше, когда она была кем-то управляемой и возглавляемой, нет. За полгода моей каденции никто мне ни одного конкретного случая не указал и не назвал фамилии.

А мелкие случаи нарушений таможенных правил будут всегда. В 2014 году работники таможни составили 2 тыс. 801 протокол о нарушении таможенных правил на сумму 31 млн 280 тыс. 387 грн. В частности, было выявлено 294 попытки незаконного вывоза через таможенную границу табачных изделий, изъято 260 тыс. 683 пачек сигарет стоимостью 2 млн грн. Задержаны 26 автомобилей со специально изготовленными хранилищами.

А во время ввоза на таможенную территорию Украины чаще всего нарушают таможенные правила в неторговом обороте попытками ввезти продукты питания, сельхозпродукцию, товары промышленной группы.

РБК-Украина: Какие наиболее проблемные пункты пропуска на Львовской таможне?

Николай Горобинский: Основные проблемы заключаются в том, что у нас разбитые дороги на подъездных путях, как к пунктам пропуска "Угринов" или "Грушев". С польской стороны подъезд хороший, а с нашей - нет. И все пытаются пересечь границу там, где лучшие дороги. Поэтому в предпраздничные дни поток автомобилей обычно значительно увеличивается, в частности, в пункте пропуска "Краковец", где лучшая дорога.

Так, за 2014 год через пункты пропуска таможни пропущено почти 4,5 млн автомобилей, что на 6% больше, чем за прошлый год, и более 13 млн граждан (на 1% больше).

Хочется также, чтобы условия работы таможенников были приближенными к условиям Евросоюза. Я был во многих странах, видел, как работают мои коллеги. У них комфортно работать.

РБК-Украина: Сейчас очень популярно говорить о реформах, которые планируются в разных отраслях. Нужна реформа для таможни, и если да, то в чем она будет заключаться?

Николай Горобинский: Думаю, что нужна, поскольку мы идем в Евросоюз. Должно быть так, как сейчас есть в пунктах пропуска "Угринов" и "Грушев", где совместно выполняют контрольные функции украинские таможенники и их польские коллеги. Они работают в онлайн-режиме, когда одновременно автомобили и груз проверяют и польские, и украинские таможенники и пограничники. Это положительная реформа, ибо осмотр не требует двойной затраты времени.

РБК-Украина: Во время реформирования ГАИ, чтобы побороть взяточничество, планируется существенно повысить заработную плату работникам. Какой должна быть зарплата таможенника, чтобы он не имел соблазна к взяточничеству?

Николай Горобинский: Вопрос актуален уже не первый год. Чем выше уровень заработной платы, тем меньше уровень коррупционных проявлений. Человек, который имеет высокую зарплату, социальную защиту, понимает, что есть что терять.

Сегодня у обычного инспектора, который только пришел на работу, зарплата составляет 2,2 тыс. грн. Учитывая отчисления, в частности подоходный налог, военный сбор, единый социальный взнос и др., инспектор получает около 2 тыс. грн.

Беседовал Владимир Рихлицкий